Найти тему
maria pozyvailova

Сердце джаза: грани сублимации

Обложка книги в Яндекс.Музыке
Обложка книги в Яндекс.Музыке
Джаз-з-з-з-з-з! Сумасшедший джаз, который никогда не умрет, «музыка черных», как презрительно его называли те, кому не повезло состариться раньше времени. Но, на минуточку, «черные» — это Дюк Эллингтон и Элла Фицджеральд, Луи Армстронг и Чарли Паркер, Майлз Дэвис и Сидни Бечет…

Да, в Швеции тоже был джаз, а самая яркая звезда периода свинга – Повел Рамель. Поет он, конечно, на любителя, но настроение поднимает точно.

Такое заманивающее описание у книги на Яндекс.Музыке, что я не раздумывала, когда голосовала за эту книгу в читательском клубе. Прям представляла себе как буду слушать музыку и читать.

Желание слушать параллельно с чтением пропало, когда я на третьей странице решила найти музыканта, который нравился главной героине.

Обложка альбома из Яндекс.Музыки
Обложка альбома из Яндекс.Музыки

Музыка и правда классная ) но она совсем не укладывалась в мои представления о подходящем музыкальном фоне для книги.

Наверное это еще и связано с моим ощущением того, что скандинавы зачастили с темой "какую пользу молодежи могут принести старики". Я не против самой темы, но есть какое-то ощущение натянутости и притянутости: нечто среднее между пропагандой и социальным заказом.

Но хотела я написать не об этом.

Джаз - музыка, которая родилась, когда люди пытались справиться с происходящим вокруг них ужасом: работорговля, кризис, мировые войны. А так же найти точки соприкосновения для общения и объединения.

В этом смысле джаз одна из самых ярких метафор сублимации (механизма психологической защиты) страха, боли и одиночества.

Сублимация — это защитный механизм, который позволяет безопасно удовлетворить потребность в выражении эмоций

Главная героиня книги, как и ее друг Альвар, переживает много негативных эмоций, связанных с буллингом, подростковым возрастом и поиском своего места в мире. И музыка становится для нее способом полноценного проявления личности, ее эмоций.

Такой яркий пример социально одобряемой, зрелой и безопасной психологической защиты очень редко бывает у подростков. Они скорее прибегают к разрушительным формам, направленным на себя (употребление алкоголя и наркотиков, самоповреждение, экстремальные увлечения и т.п.) или на других (жестокое обращение с младшими и с животными, вандализм).

Примером разрушительного поведения как ответной реакции на внутреннюю боль может быть поведение Карро, причины которого проясняются к концу книги.

Думаю, что и Альвар (взрослый друг героини) в некоторой степени справлялся со своими подростковыми проблемами не только конструктивным способом. А поскольку особенность человеческой памяти такова, что прошлое видится более позитивным, чем реальность, то и воспоминания Альвара о юности несколько приукрашены.

Если вернуться к сублимации, то это способ переработать и перенаправить психическую энергию в относительно мирное русло. Чаще всего в профессиональной литературе приводят примеры из сферы творчества: живописи, музыки, литературы.

Но это не единственная сфера, в которой можно заметить ее проявления: например, злость часто перерабатывается через занятия спортом. То есть каждый человек может найти приемлемую для себя и окружающих форму трансформации негативных эмоций в конструктивное поведение.

В большинстве случаев сублимация - это перевод негативных эмоций (негативной энергии) в конструктивное поведение (социально приемлемое), но наше общество слоисто и многогранно, поэтому в некоторых субкультурах или отдельных его слоях понятие о приемлемых формах поведения отличны от общих. Человек в рамках сублимации выбирает как правило те формы поведения, которые приемлемы в его социальном окружении, для того, чтобы выразить негативные импульсы и эмоции.