Часть 3
Художественные загадки знаменитого шедевра Боттичелли «Primavera» и ключи к ним
Всем привет, друзья! Сегодня поговорим о художественных загадках знаменитого шедевра Боттичелли.
Пытаясь расшифровать картину «Primavera», исследователи предложили несколько толкований.
Листай галерею → ˃
1. Философская интерпретация, основанная на неоплатонизме
Самая достоверная интерпретация — философская, основанная на неоплатонизме (с которым Боттичелли был знаком).
Согласно их представлениям, Любовь — это путь от земной природы чувства к божественной. В Любви есть всё: как радость, восторг, полнота жизни, её преображение, так и печаль знания, тоска и страдание. Боттичелли через композицию произведения воплотил диалектику чувства.
Центральный и основной персонаж картины, восхитительная Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле. Венера олицетворяет Гуманность, Культуру и Образование. В данном контексте, художник воплощает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущих от земного к сверхземному.
Картину следует читают справа налево.
По этой версии, высшая любовь, изображенная в центре, — это любовь к Богу. Ниже ее (справа и слева) — еще два варианта любви: правая часть картины — аллегория плотской любви, а левая — аллегория любви к ближнему.
Движение Венеры направлено от плотской любви и земной страсти, олицетворяемой Флорой и Зефиром, посредством разума, воплощённого в грациях, ведет к возвышенной созерцательности — к любви небесной, которую символизирует Меркурий — проводник к разуму. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве (традиционный мотив — плод, сорванный с древа познания). Не случайно, Зефир устремлён вниз, а Меркурий — ввысь.
Интересно, что «Весну» связывали с морализирующим гороскопом, составленным философом Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо. Глава «Платоновской академии» рекомендовал юноше в самосовершенствовании в качестве путеводителя избрать планету Venus-Humanitas (человечность), которая наделена всеми нравственными достоинствами и указывает путь к высшим сферам.
2. Свадебное торжество
Если «Весна» (кстати, и «Рождение Венеры») была свадебным подарком Лоренцо своему кузену, то перед нами — свадебное торжество, тогда Меркурий — жених, а Флора — невеста.
Кроме того, образы Венеры, богини любви, и Купидона, танцующих Граций и цветущие апельсиновые деревья — это символы свадьбы и деторождения.
Не случайно, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, представляя аллегорию самой жизни.
3. Поэтическая основа «Примаверы»
Интересен еще один вариант прочтения «Весны» — картина имеет поэтическую основу. Художник вдохновлялся поэмой «Турнир» придворного поэта Полициано, прославляющего Джулиано Медичи и его возлюбленную Симонетту Веспуччи.
Кроме неё использовал тексты античных произведений — фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и поэмы Овидия «Фасты». Так в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир, заимствованные у Лукреция, а Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация) подсмотрены у Овидия.
Из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
…Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом…
Из поэмы Овидия «Фасты»:
…Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля. Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои…
Античная литература — важный ключ к пониманию «Весны». Принимая во внимание древние тексты, вполне можно предположить, что картина создавалась как иллюстрация к фрагментам поэм Лукреция «О природе вещей» и Овидия «Фасты».
В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры — Симонетту Веспуччи, в которой, по мнению Боттичелли, воплотился идеал красоты.
Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли уехал в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
По возвращении во Флоренцию, в 1482 году, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. На тот момент ни Прекрасной Симонетты, ни Джулиано, с которым художника связывала давняя дружба, уже не было в живых. Симонетта скоропостижно умерла от туберкулеза в возрасте 23 лет, а Джулиано через 2 года, 26 апреля 1478, был злодейски убит в результате заговора Пацци. Эти события отразились как на Лоренцо: он стал печален и уже не думал больше о жизни, как о вечном празднике, так и на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но красота Симонетты навсегда запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.
4. Печальное воспоминание о Джулиано и Симонетте
Возвышенной любви Симонетты и Джулиано, смерть которых так потрясла Сандро Боттичелли, художник решил посвятить всю свою жизнь.
В результате этих настроений выдвигается еще одна версия прочтения «Весны», которая лишена радости и счастья и весьма оправдана содержанием картины и жизненными событиями - и Джулиано, и Симонетта умерли весной…
Кроме того, по документам «Весна» (и «Рождение Венеры») чиcлилась за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано.
Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок и трагичное звучание. Может быть, поэтому ни один из персонажей не касается ногами земли и не отбрасывает тени. Тогда Зефир, может, вовсе и не Зефир, он больше не похож на легкий тёплый ветер, приносящий Весну. Скорее, он — дыхание смерти, забирающей прекрасную Симонетту и молодого Джулиано.
В таком прочтении «Примавера – это отражение горечи утраты. Кстати, сам Сандро был также влюблен в Симонетту, о которой помнил всю свою жизнь; так никогда и не женившись, он завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой, – здесь, в семейной капелле Веспуччи, и была похоронена Симонетта.
5. Путешествие по земному Раю
Возможно и такая версия , что изображение на картине передает три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.
6. Календарь сельскохозяйственных работ и времён года
Нельзя исключать и еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Это иллюстрация календаря сельскохозяйственных работ (на фото) и времен года (в описании), которые в те далекие времена были довольно распространены. Если внимательно посмотреть на апельсиновые деревья, то увидим, что они начинают зацветать только над головой Флоры, которая представляет апрель.
Будем читать полотно (как и выше) справа налево. Считается, что Весна начинается с первого дуновения Зефира. Значит, март (первый весенний месяц) символизирует первая группа персонажей — Зефир, Хлорида и Флора. Флора в замужестве гораздо могущественнее и отвечает теперь не только за цветы, но ответственна за всю растительность на Земле…
Апрель — это Венера, Амур и три Грации. Почему Богиня Венера относится именно в группу «апрель»? Потому что она отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание, она повернута к трио и смотрит на танцующих девушек. Ну и стоит учитывать, что древние римляне именно в апреле отмечали праздник в честь Богини Любви. Амур — сын Венеры, всегда рядом с ней. И сейчас, весной, он особенно активен и игрив, он резвится, стреляя своими стрелами налево и направо, даже не глядя, в кого собирается попасть. Поэтому Любовь и слепа, не выбирает направление, ведь у Амура завязаны глаза. По всей вероятности, Амур попадёт в одну из Граций — Ефросину, которая уже загляделась на Меркурия, стоящего слева.
Именно в апреле земля начинает просыпаться и согреваться после зимнего холода… Поэтому Три Грации — это тоже апрель, они, благодаря своей юности, олицетворяют начало жизни, красивое и нежное, и, сопровождая Венеру, помогают распространять ее заветы на всех людей.
Последний месяц Весны — самый теплый, похожий на Лето, — это Май. Он представлен только одной фигурой, но какой! Это Меркурий, разгоняющий своим жезлом тучи, умный, сильный и смелый, настоящий помощник Весне! Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам, что не случайно и символизирует его разворот уже к лету.
Рядом с Весной он находится благодаря своей матери, Плеяде Майе, которая отвечала за плодоносность земли. Майа — старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр. Древние римляне поклонялись ей и накануне лета, 1 мая, приносили Плеяде жертвы. В ее честь они и назвали так третий весенний месяц — «Май».
Композиционное решение идеи зарождения жизни
Интересно, что Боттичелли нарисовал на картине Меркурия, сына Майи, а не её саму. Видимо, это отвечало его задаче — изобразить мужчин в начале и в конце этого весеннего ряда, которые словно обрамляют эту сцену и задача которых — защищать Любовь и дать начало новой жизни. Вот и получается, что Весна — это зарождение любви и жизни. (Обратим внимание, что на картине почти все женщины беременны: заложить весной плодородие — очень важно). Грации — это девичья дружба, Венера — забота и опека; ну а Меркурий — философское раздумье. В этом и заключается мифологическая символика каждого образа этого чудесного шедевра.
Боттичелли, изображая Красоту, Молодость и Любовь, которые можно обозначить лишь одним словом - Весна, мог изобразить одну-единственную красавицу и назвать её нежно - «Весна»… Но он возвышенно и душевно воспел ее целым рядом образов, проникнутых красотой и грацией, посвятив Весне настоящую оду – сложную, многогранную, необычайно красивую, невероятную и восхитительную, волшебно неповторимую… В картине нет ничего лишнего, равно как и без какой-то детали она потеряла бы свой глубокий философский смысл… Все герои шедевра гармонично вписались в этот сюжет и дополняют тему прихода весны… там, где они ступают, распускаются цветы – символы красоты, нежности и жизни, а значит, плодородие в картине - на каждом шагу…
Может быть поэтому «Весна» так нравится нам и окутывает сердце надеждой на обновление и счастье….
7. Процветание города — Флоренции
Возможно и то, что «Весна» символизирует процветание самого города — Флоренции. Под властью Лоренцо Великолепного здесь царит любовь и гармония, под его покровительством развивается искусство — живопись и поэзия. На эту версию указывает изображение ириса у ног Флоры (слева от ноги). Этот цветок — геральдический символ, нанесенный на герб города. В таком аспекте картина приобретает особый смысл, потому что как раз в это время был заключен мир между Римом и Неаполем под содействием Лоренцо де’ Медичи. Тогда и фигуры «Весны» читаются по-другому: в образе Меркурия аллегорически изображен сам властитель города, миротворец и переговорщик, отгоняющий тучи от Флоренции. Не будем забывать и о символичности апельсинового дерева в саду — символа Лоренцо Великолепного.
Подводя итоги сказанному, нельзя не признать, что все версии, раскрывающие символы этого живописного полотна и все грани содержания, догадок и предположений, удивительным образом не отрицают друг друга, а дополняют — объясняя нам смысл этой поэтической загадки… поворачивая этот бриллиант новой стороной, блеск которой наталкивает на размышления...
Название «Весны»
Глядя на картину «Весна», последовательно рассматривая персонажей и размышляя над смысловыми версиями этого полотна, невольно задаешься вопросом: а почему все-таки «Весна»? Ведь такое название делает главным персонажем картины именно Весну… Но в центре изображена Венера!
Сандро даёт нам еще одну подсказку, что главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она единственная обращена лицом к зрителю. Ступая вперед и разбрасывая цветы, Весна продвигается к авансцене и вопросительно-испытующе смотрит на зрителя. Именно она приносит тепло и расцвет, именно с ее появлением отступают мрак и холод… Только с ней мы идем навстречу горячему восходящему солнцу. В волшебной приветливости Весны — правда жизни, очарование природы и бытия… В ее открытости и светлом взгляде — приглашение к счастью и призыв, влекущий к мечте… А всё происходящее вокруг — лишь ее окружение…
"Весна", как многие шедевры, имея флёр таинственности и недосказанности, производит благотворное впечатление и излучает гармонию и надежду… Любовь, теплота и дыхание весны — это то, что ощущаешь рядом с этим полотном… Потому что «Весна» — это гимн Природе и Человеку…
PS: Друзья, СПАСИБО ВСЕМ, кто прочитал статьи и познакомился с мировым шедевром 15 века эпохи Возрождения — "Весной"! Уверенна, что вы очаровались этим восхитительным произведением живописи, получили огромный заряд энергии, впечатлились и вдохновились этой красотой и теперь, и в сочетании с весенним настроением, готовы покорять творческие вершины!
На этой странице опубликована последняя, третья, статья. Всем приятного чтения, Весны, Счастья и Любви)!
Алёна Купалинка (Алена Добронравова)
Свидетельство о публикации №223031800554
Контакты Алёны Купалинки:
https://proza.ru/2023/03/18/554
https://proza.ru/avtor/akupalinka
Контакты Макса Моро:
Поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Это очень ВАЖНО для развития нашего молодого канала! Поделитесь ссылкой на статью в соц сетях! Подписывайтесь! Спасибо, что были с нами!
Внимание! Все статьи авторские! Размещение статьи и её фрагментов на других сайтах ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Соблюдайте и уважайте авторское право! Спасибо за понимание!
Читайте также -
Рубрики:
Творчество Макса Моро. Поэзия
Выступления Макса Моро
Игры, викторины, тесты, опросы
Дневник Купалинки
Произведения:
Тест. Знаете ли вы поэзию Макса Моро?
Тест. Проверьте себя: правильно ли вы произносите слова?
Урок 3. Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка
Урок 4. Психологический анализ лирического героя (по ст. Макса Моро «Повод жить»)
Макс Моро – Магия Голоса, Музыки И Таланта!
Макс Моро - Женщина-осень
МаксМоро - Ни кола, ни дома, ни двора
Макс Моро - "Расскажи мне, доченька"
Я рождена, чтобы подарить тебе Весну...
Больше, чем просто Любовь
Однажды когда-нибудь
Осень
Ушастая сова, или Птичий конкурс красоты