Найти тему
Анна Бердникова

Не кричи на меня, мама!

…у магазина стоит трехлетний карапуз и плачет, а мать ему на повышенных тонах матом объясняет, почему не купит машинку. Фу, какое зрелище неприятное. Я тогда думала: вот я такой точно не буду!

Из рабочего процесса:

По детству мне часто бывало обидно, когда на меня кричала мать. Поводы были часто совсем пустячные и даже дурацкие – воду разлила на столе. Ну, сей час вытру. Нет, ты что творишь?! Не смотришь совсем, что делаешь?! Я в такие моменты часто думала, когда уже в школе училась: никто не пострадал, воду со стола собрать – минутное дело, чего орать-то, как потерпевшая?

Став старше, я часто замечала орущих на улице мамаш, расстраивалась за детей. Например, у магазина стоит трехлетний карапуз и плачет, а мать ему на повышенных тонах матом объясняет, почему не купит машинку. Фу, какое зрелище неприятное. Я тогда думала: вот я такой точно не буду! Но на днях мне мой четырехлетний сын сказал: «Мама, не кричи на меня!» А я реально, оказывается, стою и ору на него. Не матом, конечно, но почти как та тетка, с которой я начала.

Получается, что я настолько пропиталась тем, что воспитывать – это кричать, что не контролирую себя и не замечаю, что кричу. Если не контролирую, то и остановиться не могу. Как остановиться и перестать кричать?

Ситуацию с криком вполне можно взять под контроль, тем более есть такое желание.

К тому же, смотрите, если четырехлетний малыш может указать Вам на происходящее – Ваш крик, значит, происходит это не так уж часто, не стало привычной обыденностью для ребенка. Ваш крик для него – нонсенс, поэтому он обращает на это внимание не только свое, но и Ваше. Следовательно, теряете контроль над собой в этом вопросе Вы не так уж часто.

Кричит человек в воспитательном вопросе чаще всего в следующих случаях:

1. Необходимость стремительно изменить ситуацию. Например, когда ребенок бежит к дороге, нужно привлечь его внимание и остановить. Но за такой крик себя после обычно никто не стыдит, здесь понятно что и для чего происходит.

2. Инструмент модификации поведения. Если родителя, который почти моментально включает крик, спросить, что он делает прямо сейчас, с большой долей вероятности будет получен ответ: я объясняю, я помогаю разобраться, рассказываю, что делать дальше…При этом зачастую человек не контролирует даже использование оценочных высказываний, например, «руки у тебя не из того места растут что ли?», «что ты за бестолочь такая?» и пр. Это «усилительные частицы» объяснения, рассказа и помощи, чтобы человек лучше расслышал, видимо.

3. Педагогический взрыв. Это вполне осознанно применяемая педагогическая техника. Она нужна тогда, когда необходимо подчеркнуть значимость происходящего. Работает только в том случае, если производящему педагогическую интервенцию не свойственен пункт 2. Совсем. Посыл этого педагогического действия в следующем: «ситуация настолько из ряда вон, что даже такой уравновешенный человек, как я, способен на минуту потерять над собой контроль». Взрыв – очень краткое действие, моментально вспыхнул, моментально закончился.

Вызывать беспокойство регулярностью повторения и отсутствием контроля может только второй сценарий. Следовательно, в первую очередь необходимо сделать процесс осознанным.

Более продуктивному и внимательному отношению к происходящему, разрушению автоматизма восприятия способствует упражнение «Стоп!». Его можно делать десятки раз в день. Вы говорите «стоп!» и в течение нескольких секунд проводите ревизию того, что с Вами происходит: делаю вот что, чувствую вот что, думаю об этом вот что… Это упражнение помогает моментально включаться в актуальный момент и в наибольшей степени его осознавать. Соответственно поймав себя на повышенном тоне, Вы можете быстро себя остановить. «Стоп» позволяет тренировать такой навык.

Упражнение можно превратить в игру с ребенком и тренироваться вместе с ним. «Стоп!», что с малышом сейчас происходит, а на самом деле..?

Таким образом, сделав воспитательное взаимодействие с ребенком более осознанным, Вы сможете в большей степени контролировать, в том числе и повышение тона в ходе общения с ним.

Это рекомендации, которые направлены на то, чтобы вернуть контроль над ситуацией. Можно также зайти с другой стороны: в результате чего контроль обычно теряется? Довольно часто многие мамы в ходе консультации по подобному вопросу отмечают, что тем легче уходят в крик, чем более уставшими и измотанными себя ощущают. Следовательно, мониторить свое состояние и обеспечивать себе возможность отдыха – это еще жетон в копилку способов уйти от крика в общении с ребенком. О том, как может восстановить свои силы мама с маленьким ребенком, можно говорить долго, даже написать об этом монографию или хотя бы пост. Здесь же скажу, что это непросто, требует от мамы изобретательности и по возможности заготовок, которыми можно пользоваться в ситуациях, близких к критическим. Ресурсом в таком случае становится все, до чего женщина может дотянуться: окружающие люди, близкие и не очень, время, снижение порога бардачности (плинтуса от пыли можно протирать не каждый день, окна к 23 февраля мыть необязательно и пр).

Итак, алгоритм получается такой: осознать, что крик используется, поймать себя и остановиться, выдохнуть и подумать о том, как не доводить себя до того, чтобы воспринимать крик как воспитательную меру. Фоном заботиться о себе, достаточно спать, постоянно искать источники, поддерживающие силы. И помнить, что воспитание – это творческий процесс.