Найти тему
Fobos

«Бёрдмэн или Неожиданное достоинство невежества» (2014)

Необходимо отметить, что написание этого поста вызвало очень серьезные сложности, поскольку были мысли посвятить эту запись, например, одной из работ Тарантино, учитывая последние новости.

Кроме того, поскольку были запросы от аудитории на написание поста про Мартина Скорсезе или про фильм любого другого режиссера в жанре комедии, то даже предполагалось посвятить запись «Славным парням» (2016) с Расселом Кроу и Райаном Гослингом в главных ролях или, да что уж там, «Волку с Уолл-стрит» (2013) Мартина Скорсезе с ДиКаприо в главной роли.

Но по итогу и в целом по настроению пришли к выводу, что необходимо посвятить пост такой картине как «Бёрдмэн» (2014).

По классике – несколько «сухих» фактов и общей информации.

Насчет сюжета. Обычно вставляем фабулу сюжета из известных сайтов про кино, но здесь опишем его сами. Повествование вымышленное, но очень много параллелей с реальностью.

В центре сюжета история про бывшую звезду Голливуда. Он раньше играл роль «Бёрдмэна» в кино (некий аналог Бэтмена в наших реалиях) и был весьма успешен. Но его проблема была в том, что все запомнили его как «Бёрдмэна», поэтому он не смог расстаться с этой ролью в глазах массового зрителя, из-за чего его актерская карьера рухнула в связи с невозможностью играть другие роли. И в этой истории главный герой хочет в одном из театров на Нью-Йоркском Бродвее поставить театральное представление, автором которого он сам и выступает и он же играет в нем главную роль. Он хочет показать и доказать миру и, в частности, критикам, что он хороший актер, что позволит ему раз и навсегда уйти от образа «Бёрдмэна».

Картина была принята весьма и весьма хорошо - фильм удостоен крайне высоких оценок мировой кинопрессы и широко признан одним из самых сильных кинопроектов 2014 года.

У фильма 4 награды в премии Оскара (из 9 номинаций):

- Лучший фильм;
- Лучший режиссер;
- Лучший сценарий;
- Лучшая работа оператора.

В премии «Золотой глобус» у фильма две награды: лучшая мужская роль и лучший сценарий.

Кроме того, у картины премия BAFTA в номинации «Лучшая операторская работа».

IMDB: 7.7
Кинопоиск: 7.6

Бюджет: $ 18 млн
Сборы: $ 103 млн

Иными словами – объективно фильм весьма хорош и успешен.

Но чем он хорош субъективно?

Как и с любым другим фильмом, в первую очередь, важна режиссура.

Режиссер картины - Алехандро Гонсалес Иньярриту.

Он ни разу не упоминался в данном Сообществе, не был назван ни среди топовых режиссеров современности («старой школы»), ни среди так называемых режиссеров «новой волны».

Но это вовсе не означает, что он чем-то хуже остальных.

На сегодняшний день среди его основных работ можно назвать «Вавилон» (2006) с Брэдом Питтом (ни в коем случае не путаем с «Вавилоном» (2022) Дэмьена Шазелла, которому, кстати, уже посвящен пост в группе), «Бёрдмэн» (2014), «Выживший» (2015) с ДиКаприо, «Бардо» (2022). У него есть также и другие работы.

Из названных выше фильмов кроме «Бёрдмэна» (2014) мы смотрели также «Выживший» (2015), который считаем одним из значимых фильмов 2015-ого года (кстати, именно благодаря «Выжившему» Леонардо ДиКаприо получил свой первый и на сегодняшний день единственный «Оскар» за лучшую мужскую роль).

О режиссере можно отметить, что он с особым профессионализмом подходит к организации съемочного процесса.

Он отдельно работает с каждым актером и над каждой сценой. В одном из своих интервью, кстати, он как-то упомянул, что любое телодвижение в фильме «Бёрдмэн» (2014) тщательно выверено и отрепетировано, ничего из сказанного, сделанного и показанного не является случайностью в картине.

Кроме того, благодаря режиссеру фильм отснят цифровыми кинокамерами «Arri Alexa», данные с которых передавались по Wi-Fi на внешний накопитель и были сразу же доступны для просмотра и монтажной разметки.

Благодаря этому и безупречной предварительной организационной работе съёмки прошли менее чем за месяц, а монтаж занял две недели.

Всё это ещё раз подтверждает довод о высоком профессионализме Иньярриту, поскольку он подошел к своей работе очень серьёзно, математически точно и выверено, как часы, организовав съемочный процесс.

Не менее крутое достоинство картины – это, безусловно, актерская игра.

Здесь хороши все: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо и другие.

Майкл Китон, сыгравший главную роль в фильме, безупречно отыграл свою роль. И здесь, кстати, дело не только в его профессиональных навыках…

Помните про описание сюжета, что главный герой хочет избавиться от клейма супергероя, которого он когда-то сыграл, из-за чего все его ассоциировали только с персонажем «Бёрдмэн»?

Так вот, такая проблема была у Майкла Китона и в реальной жизни!

Майкл Китон сыграл главную роль в фильме «Бэтмен» (1989) и с тех пор не имел успехов в кино. Да, его роль и фильм «выстрелили», но его все запомнили только и как «Бэтмена». Из-за этого карьера актера Майкла Китона в реальной жизни была разрушена, поскольку его никто не мог представить в иной, чем «Бэтмен», роли.

Представляете как гениально поступил режиссер «Бёрдмэна», пригласив на роль главного героя реального человека с аналогичной проблемой?

И «Бёрдмэн» - это не только ренессанс, не только возвращение Риггана Томсона (так зовут главного героя в фильме), но и буквальное возвращение в кино реального актера – Майкла Китона.

После этого фильма Майклу Китону удалось сыграть в других значимых проектах (например, «Основатель» (2016), «Наёмник» (2017) и другие).

Но по поводу актерской игры всё же есть одна претензия, а именно претензия к Эдварду Нортону – актеру, сыгравшему роль второго плана.

Претензия проста и, кстати, была отмечена и другими: Эдвард Нортон («Бойцовский клуб», «Невероятный Халк») в сценах с Майклом Китоном буквально перекрывает своей «второплановой» ролью главного героя! Харизма у него просто запредельная…

Кстати, интересный факт про Эдварда Нортона: он считается весьма невыносимым, конфликтным актером на съемках, поэтому многие режиссеры избегают его в реальной жизни.

И как же удивительно, что Эдвард Нортон играет роль актера, который также со всеми конфликтует, создает проблемы актерам.

Случайность? Безусловно, нет. Режиссер знал кого подбирать на эту роль. Что-то подсказывает, что эта роль и вовсе писалась под Эдварда Нортона.

Ещё один плюс этого кино – его саундтреки.

Первые секунды фильма: играют барабаны.
Весь фильм: играют барабаны.
Последние секунды фильма: играют барабаны.

И это великолепно! Казалось бы, здесь нет шедевральных композиций, нет особого сочетания разных музыкальных инструментов.

Парадоксально, но это играет только на пользу фильму, поскольку простые на первый взгляд композиции задают особый темп, особую динамику, особую атмосферу фильму.

Зритель буквально погружается в атмосферу «Бёрдмэна», а после просмотра кино звук «барабанов» надежно и надолго остается в подсознании (в хорошем, конечно, смысле).

Но один из ключевых плюсов фильма – это, конечно, гениальная операторская работа.

Эммануэль Любецки заслуженно получил Оскар в номинации «Лучшая операторская работа», поскольку фильм снят эффектом «одного дубля».

Здесь нет привычных для зрителя монтажных склеек с помощью замены одного кадра другим. С первых секунд фильма мы видим единый продолжающийся на всём протяжении кино длинный кадр (конечно, в «Бёрдмэне» больше сотни монтажных склеек, но они скрыты так хорошо, что зритель, как правило, не замечает смены кадра).

На нашей памяти это первый фильм, в котором почти всё повествование велось таким образом.

Конечно, фильм Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» (2006) также имел длинные кадры, но тем не менее это не сравниться с «Бёрдмэном».

Есть ещё один фильм, использующий такой же длинный кадр на протяжении всего фильма, как «Бёрдман» (2014), – это «1917» (2019) Сэма Мэндеса.

Такой эффект полностью погружает зрителя в повествование. А если ещё ко всему этому приплюсовать отличные режиссуру, актерскую игру и саундтреки – фильму не будет цены.

Но у этого кино есть ещё кое-что, что поднимает его на уровень выше других – это, безусловно, его сценарная, драматургическая и в целом идейная составляющие.

Главный герой с клеймом «Бёрдмэна» проходит очень сложный путь, чтобы доказать себе, критикам и зрителям, что он – хороший актер.

Отдельно глубоко раскрывается сюжетная линия его личной жизни, связанная с женой и сложными отношениями с дочерью.

Здесь иногда выдаются такие цитаты, которые заставляют задуматься.

Например, как-то главный герой говорит, что он летел на самолете с другим более известным актером и когда произошла аварийная ситуация во время полета, первое, о чем он подумал, это то, что если они все погибнут, мировые СМИ напишут о другом актере, в то время как о нём все забудут.

Кроме того, он критикует также Marvel. Обсуждая новых супергероев, он возмущается, что ещё на одного хорошего актера напялили супергеройский плащ.

Безусловно, главный конфликт в фильме происходит между главным героем и Табитой Дикинсон. Она – один из лучших кинокритиков.

Табита убеждена, что все голливудские актеры одинаково бездарны и хочет уничтожить главного героя и его театральное представление разгромной критикой.

Но в конце, когда герой выстреливает в себя и показывает особый «реализм», она покидает зал, осознавая, что не сможет написать плохой отзыв, поскольку она проиграла и оказалась не права.

Отдельно также необходимо отметить некоторые детали.

В частности, вызывает споры вопрос о том, что стало с героем в конце фильма: он умер или нет?

Есть по этому поводу несколько теорий.

Некоторые считают, что он ещё умер в середине фильма, когда якобы упал с высотного здания.

Мы эту теорию не поддерживаем, поскольку считаем, что в таком случае режиссер не показал бы в этой сцене таксиста, который пошел за главным героем, требуя оплаты за проезд.

Сторонники второй теории говорят о том, что герой умирает в конце после выстрела в голову. Они объясняют это тем, что здесь впервые происходит видимая монтажная склейка, а после того, как герой якобы просыпается, всё слишком подозрительно хорошо: у него восстановлены отношения с дочерью и женой, он получил общемировое признание.

Но это также, считаем, неправильная позиция, поскольку он начал восстанавливать отношения с дочерью и женой до финального представления, а зрители начали ценить его уже на предыдущих показах.

Да и кроме того, в сценарии фильма 2012-го года написано, что в сцене, когда его дочь подходит к окну, откуда он якобы выпал, последняя внизу ничего и никого не видит.

Это означает, что верна последняя теория: Ригган Томсон жив, мёртв – Бёрдмэн.

Это, кстати, подтверждается и косвенно.

В фильме несколько раз на протяжении пары секунд мелькают кадры, на которых нечто горящее падает с неба. Поскольку в кино также очень часто упоминают мифического персонажа по имени «Икар», то довод следующий.

Икар – это древнегреческий персонаж, у которого были крылья, укрепленные воском. Он поднялся слишком высоко и солнце их растопило, из-за чего последний упал и умер.

Посольку у супергероя Бёрдмэна также были крылья, то можно предположить, что эти кадры символизируют падение и смерть Бёрдмэна и воспарение Риггана Томсона – актера, заслужившего всеобщее признание.

А что думаете Вы насчет этого фильма?

by Fobos