Одной из главных составляющих любого богослужения является чтение Псалтири. Псалтирь - древнейший молитвослов, книга молитвенных воздыханий, вдохновлённая царем Давидом.
Для удобства чтения Псалтирь разделена на 20 кафизм ( от греч. "сидеть"). После каждой кафизмы идут три покаянных тропаря и молитва Господу.
К сожалению, особенно в приходских храмах, чтение кафизм на утрене сокращают или вообще опускают. Пренебрежительное отношение к псалмам передается и прихожанам. Так во время чтения Часов люди пишут записки, ставят свечи, а то и просто разговаривают!
Налицо и незнание Псалтири, и скука (ожидание, когда запоют красиво), и неблагоговение к слову Божию.
Между тем, именно, преодоление этой "сухости" и скуки от молитвы эту самую молитву и рождает! На заре церковной истории богослужение почти полностью состояло из псалмов, так что такие отцы, как например Афанасий Великий, считали излишним сочинение новых песнопений в том числе потому, что они слишком красивые и отвлекают ум.
Сейчас христиане гораздо чаще и с большей охотой читают разного рода акафисты, в большинстве случаев бездарно ( и не известно кем) написанных и примитивных по содержанию. Но понимания воли Божией и подготовке души к встрече со Христом может дать только чтение Псалтири, вдохновленной Духом Святым.
Псалтирь была не только богослужебной, но и учебной книгой. Псалмы были знакомы на слух каждому человеку. Просто представьте, как изменилось бы сознание наших детей, если бы они учились читать по Псалтири?
Итак, как же нам научиться читать Псалтирь и приблизиться к ее пониманию? Не простому пониманию смысла, а тому молитвенному состоянию, на которое настраивает нас царь Давид и другие псалмопевцы?
Знаете, я открыла для себя такой секрет: нужно перестать читать Псалтирь с какой-то выгодой! Да, в монастырях после чтения каждой Славы поминают людей о здравии или упокоении. Так же молятся многие миряне у себя дома. Это правило очень хорошее и полезное. Но только вот получается, что сама молитва о людях, которая помещается между псалмами, становится более важной, чем сами псалмы...
Меня в этом обличил священник Константин Корепанов. Его лекции о Псалтири я вам рекомендую!
Ведь иногда, пока прочитаешь все списки, устанешь и уже вообще забудешь, какие псалмы читаешь.
Поэтому на мой взгляд для поминовения ближних достаточно одной кафизмы в неделю. В остальные дни хорошо бы прочитывать хотя бы по одному псалму. Сравнивать церковнославянский и русский тексты. Читать толкования святых отцов.
Когда смысл псалма более-менее уяснен, можно читать псалом или даже пропевать его уже молитвенно.
Ведь единственным смыслом чтения Псалтири как книги Священного Писания является собеседование с Богом. Вспомним, что все ветхозаветные книги пророчествуют о Христе. Давид был его предком. И его псалмы наполнены этим молитвенным ожиданием, предчувствием встречи со Христом, излиянием перед ним своей души.
Нужно понять, что нашим ближним действительно поможет молитва не потому что мы помянули их имена при чтении Псалтири. Действительно поможет молитва кающейся просветленной души, которая освятилась от чтения Псалтири. Ведь многие знают как помогает молитва праведника, который помолился за нас может быть раз в жизни!
То есть, чем больше мы молимся ради Христа, а не ради наших прошений, тем чаще и лучше наша молитва бывает услышана.
Ведь цель чтения Псалтири :" Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" ( Флп 2:5).