Джованни Баттиста Пиранези – итальянский художник, архитектор, гравер и исследователь истории искусства XVIII века. Его работы, включающие гравюры, рисунки и реалистичные виды архитектуры, до сих пор впечатляют своей монументальностью и фантастичностью.
Одной из самых знаменитых серий работ Пиранези является "Карцери" - набор гравюр, изображающих вымышленные подземные тюрьмы, которые, по словам самого художника, были созданы на основе его собственных галлюцинаций. Но не все так просто. Многие исследователи утверждают, что изображения на гравюрах Пиранези намекают на реальные места, а тюрьмы были созданы на основе наблюдений и фантазий художника.
Сам Пиранези никогда не уточнял, являются ли его тюрьмы реальными или вымышленными. Тем не менее, существуют мнения, что художник был знаком с рядом мест, которые могли послужить ему источником вдохновения.
Один из таких объектов - Римские катакомбы. В своей книге "Рим в XVIII веке" Пиранези описывает подземный мир катакомб, где похоронены многие римские жители. Катакомбы были доступны для посещения искусствоведам и археологам, и Пиранези, как известный архитектор и художник своего времени, мог легко посетить эти места. Некоторые изображения в серии "Карцери" сходны с реальными местами в катакомбах Рима.
Кроме того, другой источник вдохновения для художника мог быть Орвието – город в Италии, известный своими католическими кафедралами, которые были построены еще в XII веке. В своих гравюрах Пиранези часто изображал сцены со сводами и арками, похожими на те, что находятся в кафедралах Орвието.
Независимо от того, насколько реалистичны гравюры Пиранези, они вызывают у зрителя неподдельный интерес и восхищение своей монументальностью и фантастичностью. В тюрьмах, изображенных на гравюрах, невозможно найти двери, окна или какие-либо другие средства выхода, создавая ощущение безысходности и отчаяния. Некоторые эксперты считают, что этими изображениями Пиранези хотел выразить свое негодование по отношению к системе заключения в тюрьмах XVIII века.
Однако, главным достоинством гравюр Пиранези является их прекрасное исполнение. Художник проявил тонкое чувство пропорций и перспективы, создавая иллюзию глубины и объемности. Гравюры были созданы с использованием техники акватинты – особого вида травления на медной пластине, который позволял добиться высокой степени детализации и глубины тонов.
В заключение, можно сказать, что гравюры Пиранези представляют собой не только выдающийся образец графического искусства, но и уникальный исторический и культурный объект. Они воплощают в себе различные темы, отражающие жизнь и искусство XVIII века, и до сих пор продолжают вдохновлять и удивлять своей неповторимостью и мистической атмосферой.