Их роман был предначертан судьбой. Он будто ждал ее всю жизнь.
Она – юное дарование 17-ти лет. С детства безудержно лепит из глины все, что видит: бюсты родных, сюжеты, где-то увиденные и подсмотренные, и превращает сарай в мастерскую.
Он – скульптор, которому уже 40. Его путь к славе не был простым. Но сейчас он уже мастер с именем. Очень неохотно по настоянию своего друга он берет ее в ученицы. Но поначалу доверяет ей немного: уборку в своей мастерской и подавать мастеру нужные инструменты и материалы
А потом она сделает для его работ миниатюры. И совершенно незаметно они станут единым целым – мысли, идеи, слова...Даже их скульптуры было сложно приписать кому-то одному. Будто они вдвоем по очереди работали над одним произведением.
Их любовь сносит все на своем пути. В их руках "рушится академическое искусство". Их работы превосходят все ожидания. Но ее скульптуры особенно чувственные и даже одержимые!
Камилла Клодель и Огюст Роден. Она стала для него началом нового этапа в жизни – такой страсти в его работах потом не будет никогда...
Но как вы понимаете, в этой истории трагический конец. Роден был связан узами брака с женщиной, которую не мог оставить.. Она растила его сына и была ему верна много лет.
Но Камилле это было невыносимо. Ее чувства, весь ее талант – были бурей, ураганом, торнадо. Ей было мало просто встреч в мастерской.
И тогда они решили расстаться... Но пылкое сердце настоящего творца в ее душе страдало. Ее любовь переросла в сумасшествие. Она просто не смогла без него. И остаток дней провела в клинике для душевнобольных. Долгих 30 лет...хотя по уверению врачей была совершенно здорова. Они писали ее родным, чтобы они забрали её. Но за ней никто не приехал. Всеми покинутая и брошенная, она так и не притронется ни к глине, ни к гипсу .
Огюст Роден посылал ей в клинику деньги до самой смерти. Любил или чувствовал вину? И то, и другое... Но без нее он тоже был сам не свой.
Да, он стал известным, пришло признание, но страстных чувств в работах больше не было...
Она была яркой вспышкой в его жизни. Но от этого перегорела сама.
Но почему она не стала так популярна как Роден, имея невероятный талант?
"Нечто уникальное, взбунтовавшаяся природа: гениальная женщина", — позже писал о ней Октав Мирбо, не вполне серьезно и не то чтобы в шутку.
До встречи с ним она училась в частной Академии Коларосси, где женщинам даже разрешено было изучать обнаженную натуру. Но в Академию художеств женщин не брали. Она лепила скульптуры по 11 часов. В 1882 году ее работу "Старуха Элен" впервые примут в знаменитом парижском "Салоне".
А после их встречи они часами, днями, лепили бюсты и скульптуры. Камилла вдохновляла его и порою превосходила своим талантом. Но он становился популярным, а ее работы нет... Роден несколько раз устроил ее работы в музей, ими восхищались. Но делать заказы не торопились.
После их расставания и вовсе случалось странное: когда дело шло к заключению сделки, Камилле отказывали. Нет никаких доказательств, что это устраивал Роден, да и зачем ему? Он и так стал признан благодаря ее вере, любви, вдохновению и миллионам идей, которые они обсуждали будучи вместе, в его мастерской с утра до ночи кипела работа.
Но факт оставался фактом. Заказов у нее не было... Словно весь свой неуёмный талант, всю безудержную страсть к искусству, все вдохновение она судьбой обязана была вдохнуть в него – Родена, чтобы тот стал великим скульптуром...
Неизвестно, взошел бы он так далеко, если бы не эта гениальная женщина?
Этого мы никогда не узнаем.
1 фото в галерее Камилла Клодель. *Эпоха зрелости*, 1900 – аллегория ее разрыва с Роденом. 2 Фигура Умоляющей – автопортрет Камиллы*Улетающий бог*, 1890-е гг. 3 фото –*Бронзовый вальс*, 1893 | Фото: public.fotki.com и art-in-focus.ru