Сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 12:16-21) дает нам повод поговорить об искушениях. Вы знаете, что искушения – это те испытания, которые Господь посылает в нашу жизнь, и все, что Господь нам посылает, Он посылает с благой целью. Эти испытания делают явным то, каковы мы на самом деле, что в действительности находится в нашем сердце. Пока у нас все хорошо, многие могут вести себя любезно и добропорядочно, а вот как случается проблемы, тут же вылезает подлинное духовное состояние человека. Зачастую искушения у нас ассоциируются именно с такими неприятными обстоятельствами нашей жизни.
Но в сегодняшней евангельской притче Христос рассказывает о том, что бывает искушение, когда наоборот, все в жизни складывается хорошо. И у этого человека, про которого Господь говорил, все складывалось не просто хорошо, а замечательно: уродился богатый урожай. Он и до этого, судя по всему, был не бедный человек, а здесь он стал еще богаче и, думая, что делать с этим богатством, составил бизнес-план: как это богатство сохранить и приумножить для себя любимого на многие годы. И тут же человек говорит, на что он собирается тратить свое богатство: есть, пить и веселиться. И через это тоже, конечно, проявляется то, на что направлена душа человека.
Святой Иоанн Златоуст говорит, что когда Бог дает нам что-либо в этой жизни, - в том числе и деньги – Он смотрит, как мы распоряжаемся полученным, тратим только лишь на себя или же делимся и с теми, у кого нет. Господь всех нас создал разными именно для того, чтобы мы могли, с одной стороны, нуждаться в том, чтобы кто-то восполнил наши недостатки; а с другой стороны в том, в чем у нас преизбыток, восполнять недостаток ближнего. Деньгами и богатством очень эффективно проверяется и испытывается человек.
Сам Бог не нуждается в том, чтобы через искушение проявилось то, что внутри нас – Он и так знает, что в сердце каждого человека. Но через искушения становится очевидным наше духовное состояние для нас самих, чтобы мы исправились. Многим, к сожалению, даже искушения не помогают, и они остаются неисправными, как и человек, о котором Господь говорил в притче. Зная об этом, нам не следует бояться искушений, потому что Господь посылает их, чтобы мы, увидев наше духовное состояние, исправились, и могли стали бы, как говорилось в сегодняшнем апостольском чтении, «сожители святым и свои Богу» (Еф. 2:19).
Представьте только, к какой высоте мы призваны и чего Господь желает всем нам дать: чтобы мы стали сожителями святых и своими для Него, Творца Вселенной! Задумаемся, насколько мелкая наша планета среди огромного космоса! Даже сами масштабы Вселенной уже способствуют смирению человека, если вспомнить, насколько огромен и грандиозен мир Божий, так что наша Земля даже меньше пылинки выглядит, и на этой Земле проживают миллиарды человек. И при всем этом Творец Вселенной не забывает о каждом из нас и заботится о нашем спасении. Разумеется, стать своим для Творца Вселенной намного выше, чем получить большой урожай, обеспечить себе безбедную жизнь на много лет вперед и проводить эту ее в мирских развлечениях.
Постараемся не забывать о Боге ни в горе, ни в благоденствии. Первое легко, а второе трудно. Искушение благоденствием зачастую пройти труднее, чем искушение скорбями. Многие, как только случится что-то плохое, бегут в храм, начинают жизнь исправлять, просят: «Господи, помоги!» Но вот Бог помогает и становится все хорошо. И тогда вдруг у этого человека и дела появляются более важные, чем помолиться, и на службу сходить уже некогда. «Ладно, - думает он, - в этот раз не схожу, ничего страшного», потом в другой, третий не сходил, и так мало-помалу отходит, забывает про Бога. И через это впадает в то искушение, о котором говорил Господь в этой притче.
Блаженный Августин сравнивал этот мир с мутным потоком, который уносит нас к пропасти, а Христа – с деревом, растущим на берегу этого потока. Надо схватиться за ветви этого дерева и крепко держать. Тогда ничто не будет нам страшно. Сколько сейчас разных пугающих новостей мы слышим, слухов, сплетен и так далее, - пугают, будто антихрист пришел и уже печать свою раздает. Такие страхи – тоже искушение, отсеивающее боязливых и маловерных. Как сказано в Писании, «участь боязливых – в озере огненном» (Откр. 2:8).
У маловерного человека, который начинает слушать это, поселяется в сердце тревога, беспокойство, страх. Что я могу сделать один против антихриста или против тайного мирового правительства, которое готовит его приход? Ничего! Остается только унывать и паниковать. Но христианину бояться нечего, если он держится за Господа. Потому что Христос сказал про нас, верующих в Него: «Никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28) – ни антихрист, ни все зло этого мира, ни все правители тайные или явные, никто и ничто, как тот же апостол говорил, «не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39), только грехи наши могут отлучить, только мы сами можем выпустить эту руку Христа.
Чтобы этого не случилось, нужно стремиться любить Господа всей душой и всем помышлением своим. Мы не можем любить того, кого не знаем, поэтому нам необходимо, во-первых, углубляться в познании Господа, учиться вере православной, узнавать то, что Господь в откровении Своем рассказал нам о Себе, а во-вторых, исполнять Его заповеди, как Он Сам сказал: «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Поступая так, ничто в этом мире нам не будет страшно. В Апокалипсисе упомянуто, что и во времена антихриста будут верующие, которых сохранит Господь от падения (Откр. 14:12). В другом месте Писания говорится, что литургия будет совершаться вплоть до второго пришествия Господа (1Кор. 11:26), значит, и в последние времена будет сохраняться Церковь и совершаться литургия, хотя и в гонении. Но Господь своих не оставит, и нам нужно заботиться о том, чтобы стать своими для Господа, тогда ничто во всем мире нам не будет страшно.