Как известно, Россия в Первой мировой войне танков не имела - в их классическом понимании, на гусеницах - но русские военные тем не менее, внимательно изучали новый перспективный вид оружия и разрабатывали его исходя из возможностей отечественной производственной базы.
И поэтому, ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ТАНКИ, были... - КОЛЁСНЫЕ!
- Танки в то время считали разновидностью бронеавтомобиля (бронированное самоходное транспортное средство, броневик).
Первыми Русскими Танками, стали «Тяжелые пушечные бронеавтомобили» Путилов-Гарфорд, построенные на шасси импортных грузовиков 4-тн "Гарфорд" с 3-дм противоштурмовой пушкой сист. Путиловского завода
Вооруженные 76-мм полевой пушкой и тремя пулеметами Максима, они были весьма опасными противниками не только для танков ПМВ, но и для большинства танков ВМВ, хотя и предназначались в первую очередь для уничтожения пехоты противника!
- Боевая масса: 8,6 тн
- Экипаж: 9 чел
- Вооружение: 3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 г, 3х7,62-мм пулемета Максим обр 1910 года
- Бронирование: 6,5-мм
- Двигатель: 35 л.с.,
Почти пятьдесят таких броневиков было построено в 1915-1916 годах и активно применялись в боях Первой мировой войны и ИНТЕРВЕНЦИИ в России.
«Тяжелые пушечные бронеавтомобили» также рассматривались как противотанковое средство.
Собственно утверждённая Верховным Главнокомандующим ещё 11 февраля 1915 года "Инструкция для боевого применения бронированных автомобилей" в случае встречи с неприятельскими бронемашинами предусматривала следующее
при встрече с бронеавтомобилями противника следует возможно скорее выдвинуть вперёд, ближе к ним, свой бронеавтомобиль, вооружённый пушкой, для уничтожения бронеавтомобилей неприятеля.
При этом пулеметные бронемашины также должны были вести огонь по танку, отвлекая его внимание и препятствуя "безнаказанному поражению наших войск".
Пригодность данной тактики подтвердилась уже позднее в боях с белобандитами и прочими наймитами АНТАНТЫ, возглавившей ИНТЕРВЕНЦИЮ против РОССИИ.
Конечно, при всех своих преимуществах - мощному вооружению и высокой мобильности - двухосный грузовик с приводом на одну ось, значительно уступал по проходимости даже примитивным танкам Первой Мировой войны.
Да и расположения пушечной установки в корме машины, затрудняло его использование из-за малого угла обстрела орудия.
Бронированный трактор Гулькевича 1916 г., был дальнейшим развитием решений заложенных в тяжелый пушечный бронеавтомобиль Гарфорд Путиловского завода.
- Боевая масса: 12 тонн
- Бронирование: 6,5 мм
- Вооружение: 76-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года / 2×7,62-мм «Максим» обр. 1910 года
- Шасси: Allis Chalmers В6
- Двигатель: 68 л.с.
- Скорость по шоссе: 12—15 км/ч
Но в отличие от Гарфорда 76-мм противоштурмовая пушка Путиловского завода на тумбе была установлена не в башне, а в бронированной рубке с маской и углом поворота в горизонтальной плоскости 90 грд.
Два пулемета устанавливались во вращающейся башне в специальных шаровых установках так же конструкции полковника в отставке. На трактор было установлено второе управление для движения "условным" задним ходом.
Гулькевич предполагал, что боевые машины по его проекту будут перемещаться вместе с пехотой, поддерживая её огнем.
Традиционно в атаку бронетрактор Гулькевича должен идти условным задним ходом, но для шасси Аллис-Чалмерс со вторым пунктом управления это было непринципиальным.
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ "ТАНКИСТЫ"
Особенностью автоброневых частей Русской Армии было то, что с самого начала их создания в них имелся большой процент добровольцев, причем не только офицеров, но и среди унтер-офицеров.
Среди последних был высок процент сверхсрочнослужащих и вольноопределяющихся из высококвалифицированных рабочих-слесарей и механиков. При назначении в авто-пулеметные взвода отбирались наиболее подготовленные артиллеристы, пулеметчики и шоферы.
В целом, подавляющее большинство служивших в бронечастях составляли грамотные люди, быстро осваивавшие новую боевую технику, использование которой требовало технической подготовки и инициативы.
Среди офицеров бронечастей был большой процент людей из артиллерийских и гвардейских частей, а также прапорщиков военного времени, имевших высшее техническое образование или работавших до войны инженерами.
Конечно, призыв на фронт инженеров (как и на ПУТИНСКУЮ СВО), в которых остро нуждались машиностроительные оборонные заводы - это явный САБОТАЖ и ВРЕДИТЕЛЬСТВО - но все это привело к тому, что уже в середине 1915 года авто-броневые части стали своего рода армейской элитой.
Этому способствовало и активное использование броневиков в боях, и высокий процент награжденных среди личного состава.
По штату №20 1915 г., авто-пулеметный взвод включал в себя:
- Броневиков - 3:
- Пулеметных - 2;
- Пушечно-пулемётный "Гарфорд Путиловский" - 1;
- Автомобилей Легковых - 4;
- Автомобилей Грузовых - 4:
- Грузовика 3-тонных - 2;
- Грузовика 1,5–2 тонных - 2;
- Авто-мастерскую;
- Авто-цистерну;
- Мотоцикла - 4:
- Одиночки - 3;
- С коляской -1;
Обучение личного состава для автоброневых частей велась следующим образом.
Артиллерийскую, пулеметную и стрелковую подготовку офицеры, унтер-офицеры и рядовые проходили на специальном курсе Офицерской стрелковой школы, автомобильной части обучались в Военной автошколе, после чего личный состав поступал в Броневую школу Запасной броневой роты.
Здесь велась подготовка непосредственно по броневому делу и формирование частей, которое сопровождалось рядом показательных маневров и стрельбами на полигоне.
Следует сказать, что и Военная автомобильная, и Офицерская стрелковая школы занимались бронечастями довольно активно.
Причем начальник последней, генерал-майор Филатов, оказался большим поклонником нового вида боевой техники, и не только занимался обеспечением подготовки офицеров для бронечастей, но и спроектировал несколько типов броневых автомобилей, производство которых развернули на отечественных заводах.
С лета 1915 года все бронеавтомобили (за исключением «гарфордов») получали покрышки колес, наполненные так называемой авто-массой. Этот состав, закачивался в автомобильную шину вместо воздуха. В случае пробоины шины этот состав вытекал и затвердевая на воздухе, ликвидировал отверстие. Для выпуска пуленепробиваемых покрышек при военной автошколе создали специальный шинный завод. К лету 1917 года побег шин с авто-массой на броневиках составлял не менее 6500 верст!
Несмотря на то что бронеавтомобили действовали в ходе наступления Юго-Западного фронта летом 1916 года очень эффективно, оказывая существенную поддержку своим частям, выяснилось, что взводная организация не позволяет использовать боевые машины достаточно массированно.
"Идея броневой части — сила, быстрота, сокрушающий огонь на близком расстоянии и полная независимость в хозяйстве и снабжении, что не достигается во вторичных формированиях взводов, приданных корпусам, находящихся на попечении начальников штабов последних в строевом и хозяйственном отношении."
Приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего от 7 июня 1916 г. намечалось сформировать 12 автомобильных броневых дивизионов, по числу армий.
При этом авто-пулеметные взводы переименовывались в отделения с сохранением прежней нумерации и включались в состав дивизионов.
Предполагалось, что в каждом дивизионе, которые подчинялись непосредственно штабу армии, будет от 4 до 6 отделений, «по числу корпусов в армии».
Согласно объявленного в этом приказе штата и табеля управление броневого автомобильного дивизиона включало:
- Автомобилей Легковых - 2;
- Автомобилей Грузовых - 2:
- Грузовика 3-тонных - 1;
- Грузовика 1,5–2 тонных - 1;
- Авто-мастерскую;
- Авто-цистерну;
- Мотоцикла - 4;
- Велосипеда - 2;
Личный состав управления состоял из:
- четырех офицеров (командира, заведующего снабжением, старшего офицера и адъютанта);
- одного-двух военных чиновников (делопроизводителей);
- 56 солдат и унтер-офицеров.
Иногда в составе управления имелся еще один офицер или инженер, который занимал должность механика дивизиона.
При переименовании авто-пулеметных взводов в отделения их боевой состав (три бронемашины) оставался прежним, изменения касались лишь вспомогательной техники.
Так, для улучшения снабжения броневых автомобилей число грузовиков в них увеличилось с двух до четырех — по одному на броневик плюс один на отделение.
Кроме того, для сбережения запасов бензина и ресурса мотоциклов отделение получило два велосипеда — для связи и передачи приказаний.
Отдельные авто-пулеметные отделения оставили только там, где из-за географических условий не имело смысла сводить их в дивизионы — на Кавказе.
Всего было создано 12 дивизионов — 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и Особой Армии (кроме того, существовал бронедивизион Особого назначения, имевший свою организацию).
15 ноября 1916 года в штат авто-пулеметного отделения добавили еще один пулеметный броневик. Предполагалось, что эта машина станет запасной на случай ремонта одного из бронеавтомобилей.
К началу ПМВ на Путиловском заводе в Петербурге разработали «трехдюймовую противо-аэропланную пушку системы Лендера — Тарнавского» на неподвижной установке.
В августе 1914 года ГАУ заказало Путиловскому заводу 12 таких пушек, которые предполагалось установить на автомобили.
В качестве базы для установки артсистем использовались 5-тонные грузовики Русско-Балтийского завода «Руссо-Балт» тип Т, специально построенные для этого.
Орудие устанавливалось в кузове, снабженном опускающимися при стрельбе упорами, а двигатель и кабина были забронированы.
Кроме четырех машин с пушкой в состав 1-й Отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту (такое полное наименование получило это подразделение) входило четыре зарядных ящика на шасси грузовиков «Руссо-Балт» тип М. Они тоже имели бронированную кабину служили для перевозки лотков со снарядами и запасов горючего. Бронировку всех машин и установку на них орудий осуществил Путиловский завод.
После испытаний стрельбой и пробегом 20 марта 1915 года батарея под командованием капитана Тарнавского убыла на фронт, где, судя по документам, действовала весьма успешно.
Так, 30 мая 1915 года ее огнем был подбит немецкий самолет над городом Пултуск. 12 июня 1916 года, находясь в составе 5-й армии, батарея подверглась налету 10 германских самолетов, из которых подбила три (по тем временам отличная результативность!).
В ноябре 1914 года Путиловский завод начал работы по «переделке 57 мм / 40 клб. пушки Гочкиса для стрельбы под большими углами возвышения (до 65 градусов)».
По результатам испытаний ГАУ решило сформировать батарею из таких орудий.
Но из-за того, что все 57 мм/40 клб. пушки Гочкиса погибли во время пожара в Брест-Литовске, осуществить это не удалось.
Единственный образец установки в декабре 1915 года передали в 1-й тракторный дивизион.
В декабре 1914 года ГАУ заключило с английской фирмой «Виккерс» договор на изготовление 16 «40-мм автоматических зенитных орудий», установленных на бронированных грузовиках.
В качестве базы для установки пушек «Виккерс» использовала 3-тонные грузовые автомобили фирмы «Пирлесс» (Peerless) с двигателем 32 л.с. Корпус, открытый сверху, был склепан из 8 мм брони.
Посередине его находилась тумбовая установка 40-мм автомата «Виккерс», который мог вести огонь на 360 градусов по горизонту и от -5 до +80 градусов по вертикали. Экипаж составлял 5 человек, масса 300 пудов (4,8 т), скорость до 45 км/ч.
В России «пирлессы» поступили в 1-ю тяжелую запасную артилл-ерийскую бригаду, где в октябре 1916-го — январе 1917 года из них сформировали 1, 2, 3, и 4-ю Отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту.
В ходе формирования машины получили щит для прикрытия расчета орудия и пулемет для самообороны.
В феврале 1917 года батареи планировалось отправить на фронт, но из-за революционных событий они были задержаны и убыли в Действующую армию только в середине мая.
Летом 1917 года 2-я батарея, находившаяся на Румынском фронте, вошла в состав «частей смерти».
ОТ АВТОРА:
Таким образом, сделав ставку на "КОЛЁСНЫЕ ТАНКИ", Русская Армия создала высокоэффективные и высокомобильные Бронетанковые Войска, "УРАВНОВЕШЕННЫХ" Штатов, имевшие в каждом отдельном подразделении:
- Пушечно-пулемётную бронетехнику
- Пушечно-зенитные броне-автомобильные установки
- Мото - Пехоту на лёгких грузовиках
- Разведку и связь на мотоциклах
- Управление на легковых автомобилях
- Боепитание на тяжелых грузовиках
- Горюче-смазочные материалы на Автоцистернах.
- Полевые Ремонтные Авто-Мастерские (ПАРМ)
Так или иначе, эти штаты сохранились в Русской Армии, до 40-х годов и массового перехода в Бронетанковые войска кавалеристов...
Многие десятилетия, "эксперты" и "историки" бронетехники поддерживают миф о том, что развитие противотанковой артиллерии 30-х годов с которой якобы столкнулись наши танкисты в Испании, на Халхин голе, в Финляндии и пр., способствовали внедрению в СССР танков с толстой бронёй.
Причём попытка открыть глаза на это вопиющее враньё, у почитателей Пашолока и иже с ним, приводит только к "когнитивному диссонансу"... Однако ФАКТЫ - ВЕЩ УПРЯМАЯ - и игнорировать их никому не удастся.
Выработанные специалистами русской армии методы, вошли в первое наставление Красной Армии по борьбе с танками, изданное Реввоенсоветом РСФСР в 1918 году.
В октябре 1920 года в боях на Каховском плацдарме его положения вполне успешно прошли проверку практикой остановив попытку массированного прорыва белогвардейских танков Английского производства: тяжелые Mk V и средние Mk A «Whippet» - их банально расстреляли из специально подготовленной артиллерии.
Зная о наличие у белобандитов танковых частей, было уделено значительное внимание организации противотанковой обороны.
- В каждом секторе выделялись орудия, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Они располагались на специально оборудованных и хорошо замаскированных позициях.
- Для борьбы с прорвавшимися вглубь обороны танками имелись специальные «дежурные» орудия.
- Расчеты «противотанковых» орудий проходили специальную подготовку, в т.ч. по ведению огня в ночное время.
Таким образом, любому адекватному специалисту 20-х годов по бронетехнике было ясно, что стойкость бронетехники в бою, определяется не толщиной брони, а исключительно тактикой их применения!
Поэтому на первом месте стояло не бронирование, а высокая боевая мобильность бронетехники и способность сопровождать кавалерию в быстрых атаках и глубоких рейдах по тылам противника.
Учитывая технологии 20-30-х годов, наиболее полно этим требованиям соответствовали именно "тяжелые колёсные бронемашины" с пушечным вооружением на шасси массовых серийных коммерческих грузовиков, то обеспечивало и высокую мобильность и обеспеченность запчастями и низкую стоимость производства!
Поэтому на первом этапе насыщения подразделений Красной Армии бронетехникой, ставка делалась именно на массовое производства тяжелых пушечных бронеавтомобилей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
- ПОЛНЫЙ КАТАЛОГ СТАТЕЙ Дзен.Канала Русский Инжиниринг
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Саботаж в РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА.
- КАТАЛОГ СТАТЕЙ. Бронетехника РККА. АЛЬТЕРНАТИВА.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Часть I... "Неудачный" Т-24.
- Часть II... Авантюра по имени "Кристи"...
- Часть III. "Виккерс" - проклятье советских танкистов.
- Часть IV. "Устаревший" Т-28...
- Часть V... Саботаж "Системы броне-вооружения РККА".
- Часть VI. "Средний Броне-Автомобиль" БА-10...
- Саботаж в РККА. Саботажники из ВВИА в Авиастроении?
- Саботаж в РККА. Саботажник №1 в ВВС - Сергей Ильюшин? Часть II.
- Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев?
- Саботаж в РККА. Саботажник №2 в ВВС - Александр Яковлев? Ч. II.
- Саботаж в РККА. Саботажник №3 в ВВС - Константин Калинин?
Автор: Сергей Иванов Инженер-механик 18.03.2023 г.
Последнее изменение и дополнение 21.03.2023 г.