Найти в Дзене
КП - Ростов-на-Дону

«Когда сажусь в самолет - картинка перед глазами»: ликвидатор авиакатастрофы в аэропорту Ростова вспоминает те события

    Сначала сотрудники экстренных служб надеялись найти на месте авиакатастрофы выживших.  Личный архив героя публикации
Сначала сотрудники экстренных служб надеялись найти на месте авиакатастрофы выживших. Личный архив героя публикации

Семь лет назад, 19 марта 2016 года, в 3.50 утра на миг в районе старого ростовского аэропорта стало светло как днем, тут же раздался оглушительный звук, и это мгновение унесло жизни сразу 62 человек. В авиакатастрофе погибли все до одного - 55 пассажиров и семеро членов экипажа самолета Boeing, выполнявшего рейс из Дубая в Ростов-на-Дону.

Как рассудят после долгого расследования эксперты, из-за сложностей погоды и ошибки экипажа, воздушное судно врезалось в землю на скорости более 600 километров в час, немного не долетев до взлетно-посадочной полосы. Что увидели первые прибывшие на место, и о чем вспоминает спустя семь лет после трагедии, рассказал один из ликвидаторов ее последствий - старший помощник начальника дежурной смены службы пожаротушения федеральной противопожарной службы Андрей Малейко.

ПРИМЧАЛИСЬ ЗА 12 МИНУТ

Суточная смена уже подходила к концу - еще каких-то четыре часа, и по домам.

    Андрей Малейко видел, как слаженно отработали экстренные службы на месте крушения.  Личный архив героя публикации
Андрей Малейко видел, как слаженно отработали экстренные службы на месте крушения. Личный архив героя публикации

- Мы тогда находились в готовности, но по другой причине. Дул сильный западный ветер, Дон выходил из берегов, отчего была вероятность подтопления населенных пунктов в устье реки. Мы готовились к этому, - вспоминает подполковник внутренней службы. - И тут на службу 01 в 3.48 или минутой позже поступил сигнал о том, что происходит «фрагментарное горение самолета». И мы сразу с улицы Горького поехали в аэропорт. Но еще не знали, что конкретно произошло. Может, загорелся самолет на ремонте, а может судно с людьми.

НАДЕЯЛИСЬ НАЙТИ ЖИВЫХ

В итоге в аэропорт будет стянуто более семисот сотрудников экстренных служб, но в эти 10-12 минут из Центра управления кризисных ситуаций с улицы Горького туда мчалась спецмашина с четырьмя опытными специалистами: Андрей Малейко был за и.о. начальника дежурной службы, с ним старший помощник, помощник и водитель, который Ростов знает наизусть без всяких навигаторов.

    Когда рассвело, стало ясно, что выживших искать не придется.  Личный архив героя публикации
Когда рассвело, стало ясно, что выживших искать не придется. Личный архив героя публикации

- По прибытию на место уже увидели, что на поле горят фрагменты самолета. Наша первоначальная задача была искать выживших. Но с каждой минутой понятнее становилось, что выжить здесь никто не мог, - собеседник снова погружается в страшную картину семилетней давности. - Самолет практически под прямым углом врезался в поверхность - воронка была диаметром метров в пять. Естественно от самолета ничего не осталось. Самая длинная часть фюзеляжа, что мы нашли, - метра два. Разброс деталей в радиусе до 800 метров.

Когда надежды найти живых не стало, перед всеми, кто работал на месте, была поставлена задача: собрать останки для идентификации погибших.

Только к концу первого дня разбора удалось связаться с родными, объяснить, что переживать не стоит. Но домой не ездили, чтобы сэкономить время - дремали в палаточном лагере, - продолжает собеседник.

    За четыре часа до конца смены поступил вызов: в аэропорту горел самолет. Оттуда не уезжали почти три дня: ночевали в палаточном лагере, ели в полевой кухне.  Личный архив героя публикации
За четыре часа до конца смены поступил вызов: в аэропорту горел самолет. Оттуда не уезжали почти три дня: ночевали в палаточном лагере, ели в полевой кухне. Личный архив героя публикации

Тут же разбили полевую кухню, приехало с десяток машин с кофе - грелись в непогоду: в один день был и сильный ветер, и дождь, и снег.

«СОБЫТИЯ ЧУТЬ ЛИ НЕ СНИЛИСЬ»

Если смотреть на произошедшее глазами неподготовленных людей, то почти три дня такой тяжелой работы и врагу не пожелаешь. А наши экстренные службы справились. Каждый сотрудник.

- Ладно мы, опытный народ. Служба пожаротушения - такое подразделение, где работают самые подготовленные и наиболее опытные сотрудники, проработавшие от 10 лет на руководящих должностях. Но на месте было много молодых ребят из пожарных частей, и они очень достойно держались, - замечает Андрей Александрович. - Наравне с Донским спасательным центром, с подразделениями из Ставрополья и Кубани.

Конечно, такой опыт, важен для того, чтобы быстрее и эффективнее работать при других ЧП. Но он бесследно не проходит.

    Служба пожаротушения в два счета может развернуть штаб для контроля ситуацией.  Личный архив героя публикации
Служба пожаротушения в два счета может развернуть штаб для контроля ситуацией. Личный архив героя публикации

- Наверное, на протяжении около трех лет эти события чуть ли не снились. На моем опыте это самая масштабная катастрофа с жертвами, - признается наш герой. - И чего скрывать, когда сам сажусь в самолет, перед глазами встает картина тех трех дней. Ее уже не забудешь...

- До того дня у нас в регионе не было таких масштабных авиакатастроф, - говорит Андрей Александрович. - Но больше всего мы боялись, что самолет упадет чуть левее или правее территории аэродрома. В одну сторону - пятиэтажки на проспекте Шолохова, а в другую - уже частный сектор, Александровка, Аксайский район...

Много раз прокручивал в голове, что 62 человека - это много. Но становилось еще страшнее от мысли, что было бы, будь самолет полон - судно было заполнено на треть.

Первый год все окружение расспрашивало, а как все было по-настоящему. Я им рассказал: да так и было! Все было так, как и показали СМИ. Видел своими глазами последствия. Вспоминать их тяжело, но забывать не собираюсь.

Автор: Кристина Круговых