Найти тему
Русская Академия

Жизнь - игра

Я мир считаю тем лишь, что он есть. У каждого есть роль на этой сцене…
(В. Шекспир - перевод И. Мандельштама)
Я мир считаю тем лишь, что он есть. У каждого есть роль на этой сцене… (В. Шекспир - перевод И. Мандельштама)

Образ мира и человеческой жизни как тетра или пьесы принято относить к Шекспиру, хотя корни этой фразы можно легко обнаружить ещё в античной традиции.

Более того, древние греки (когда бы они ни жили, и кем бы ни были) считали, что в этом заключено чуть ли не главное предназначение человеческого рода – развлекать богов, устраивая для них представление.

Хорошо выступаешь – боги помогут тебе, независимо от того положительный ты герой или отрицательный. Если же твоя игра скучна и однообразна, то лучше бы тебе не занимать много места на сцене и стать частью массовки, не привлекая к себе лишнего внимания.

А ведь есть у спектакля ещё и жанр. И одно дело быть героем, скажем, в лирической комедии и совсем другое – в военной драме! Путь таких героев очевидно будет разным… И важно их не путать.

Выходит, что мало сказать «театр». Нужно еще и с форматом разобраться.

Вообще, несмотря на то, что понятие театра у каждого человека формирует какой-то свой образ, оно очень архетипично в масштабе целых народов. Ведь, находясь на общей сцене, мы все вместе разыгрываем некое общее представление, появляясь на свет уже по ходу спектакля.

И так уж повелось, что на русской земле традиционно разыгрывается трагикомедия… То ли природа такому жанру благоволит, то ли душа русская, но так было, есть и, наверное, так будет. И отсюда становится понятно, почему на первые роли у нас мало кто рвётся! Уж лучше массовка… там, как правило, трагедии всё же поменьше, а комедии побольше. Особенно если это "руководящая" массовка.

Оно-то конечно, героически погибнуть у нас тоже всегда было в почёте. Но самое страшное для русского менталитета – это «вырваться из народа» (из массовки), но до первого плана не долететь… зависнуть между. Поэтому героями у нас становятся как правило вынужденно, по сюжетной необходимости.

И в этом, кстати, важное отличие от того же «западного» архетипа, который, напротив, с детства приучает мечтать о главных и заметных ролях.

Но это всё про наш общий спектакль, коллективный – про шахматную доску со множеством фигур. Но есть же ещё и тот, который играется внутри каждой отдельно взятой клетки. И в этой клетке любая пешка является одновременно и Королём, и Королевой. Там она – центральный элемент игры. Не будет её – не будет ничего.

И в отличие от общей сцены, где все роли хороши (ведь количество героев первого плана строго ограничено), и нельзя осуждать осознанное решение быть пешкой в массовке, в своём собственном спектакле, на своей клетке, не быть героем чаще всего означает то же, что и просто не быть…

Артём Михайлович Сорокин,

Наставник «Академии Виталия Сундакова»