Образ мира и человеческой жизни как тетра или пьесы принято относить к Шекспиру, хотя корни этой фразы можно легко обнаружить ещё в античной традиции.
⠀
Более того, древние греки (когда бы они ни жили, и кем бы ни были) считали, что в этом заключено чуть ли не главное предназначение человеческого рода – развлекать богов, устраивая для них представление.
⠀
Хорошо выступаешь – боги помогут тебе, независимо от того положительный ты герой или отрицательный. Если же твоя игра скучна и однообразна, то лучше бы тебе не занимать много места на сцене и стать частью массовки, не привлекая к себе лишнего внимания.
⠀
А ведь есть у спектакля ещё и жанр. И одно дело быть героем, скажем, в лирической комедии и совсем другое – в военной драме! Путь таких героев очевидно будет разным… И важно их не путать.
⠀
Выходит, что мало сказать «театр». Нужно еще и с форматом разобраться.
⠀
Вообще, несмотря на то, что понятие театра у каждого человека формирует какой-то свой образ, оно очень архетипично в масштабе целых народов. Ведь, находясь на общей сцене, мы все вместе разыгрываем некое общее представление, появляясь на свет уже по ходу спектакля.
⠀
И так уж повелось, что на русской земле традиционно разыгрывается трагикомедия… То ли природа такому жанру благоволит, то ли душа русская, но так было, есть и, наверное, так будет. И отсюда становится понятно, почему на первые роли у нас мало кто рвётся! Уж лучше массовка… там, как правило, трагедии всё же поменьше, а комедии побольше. Особенно если это "руководящая" массовка.
⠀
Оно-то конечно, героически погибнуть у нас тоже всегда было в почёте. Но самое страшное для русского менталитета – это «вырваться из народа» (из массовки), но до первого плана не долететь… зависнуть между. Поэтому героями у нас становятся как правило вынужденно, по сюжетной необходимости.
⠀
И в этом, кстати, важное отличие от того же «западного» архетипа, который, напротив, с детства приучает мечтать о главных и заметных ролях.
⠀
Но это всё про наш общий спектакль, коллективный – про шахматную доску со множеством фигур. Но есть же ещё и тот, который играется внутри каждой отдельно взятой клетки. И в этой клетке любая пешка является одновременно и Королём, и Королевой. Там она – центральный элемент игры. Не будет её – не будет ничего.
⠀
И в отличие от общей сцены, где все роли хороши (ведь количество героев первого плана строго ограничено), и нельзя осуждать осознанное решение быть пешкой в массовке, в своём собственном спектакле, на своей клетке, не быть героем чаще всего означает то же, что и просто не быть…
⠀
Артём Михайлович Сорокин,
Наставник «Академии Виталия Сундакова»