Найти тему

Фильм «Все Везде и Сразу» как репрезентация пограничного расстройства личности

Хочу сразу оговориться, что я не претендую на истину и не утверждаю, что создатели фильма имели намерение сказать своим творением то, о чем я буду писать далее, однако я хочу поделиться с вами одним интересным аспектом, на который я обратила внимание при просмотре.

В этом фантастическом фильме я усмотрела метафору расщепления «Я» при пограничном расстройстве личности (ПРЛ). Ниже я приведу свои доводы на этот счет.

Расщепление личности в результате холодного стиля воспитания

Одной из причин возникновения ПРЛ является холодный отстраненный стиль воспитания, что мы можем наблюдать в фильме в нескольких поколениях семьи главных героев. Эвелин критикует дочь, демонстрирует тотальное неприятие ее ценностей, недовольство внешним видом, стыдит за выбор партнера, делая акцент таким образом на ее ненормальности. Мы не видим в фильме их отношений в раннем детстве, но из вышеперечисленного делаем допущение, что мать не давала ребенку достаточно тепла и поддержки. Мы можем предположить у Эвелин депрессию ввиду недовольства ее отношениями с мужем и тем, как сложилась ее жизнь, что возможно делало ее отстраненной и эмоционально недоступной матерью для Джой.

Кадр из фильма «Все везде и сразу»
Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Также мы видим отношения Эвелин с отцом, которые говорят нам о том, что она была воспитана в сдержанной и требовательной традиции. А может ли дать родитель своему ребенку то, чего нет у него? Здесь мы обращаем внимание на передающийся по роду сценарий: холодный, эмоционально не вовлекающийся, но требовательный и жестокий родитель, который сам всего лишь ребенок с внутренними дефицитами и огромной неудовлетворенной потребностью в любви, человеческом тепле и безусловном принятии.

Кадр из фильма "Все везде и сразу"
Кадр из фильма "Все везде и сразу"

Подобный фрустрирующий стиль воспитания мог явиться причиной расщепления личности на фрагменты, что представлено в фильме в виде метафоры параллельных вселенных, где существуют разнообразные версии героини, которые характеризуются каким-то моно-навыком. В обычной жизни это может проявляться черно-белым мышлением, категориями хороший – плохой, т.е. человек в конкретный момент времени себя ощущает либо полностью положительным, «в белом пальто», либо абсолютным злом, неким Дартом Вейдером.

Отрицание личных черт и их проекция вследствие расщепления "Я"

Кадр из фильма «Все везде и сразу»
Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Сотрудница налоговой предстает для Эвелин внешним врагом, однако я полагаю, что это может быть ее отщепленная часть, которая ею не принимается из-за негативных черт, таких как жесткость, пассивная агрессия (которая перерастает в активную в параллельных вселенных), чрезмерная требовательность, придирчивость, недовольство жизнью. Мы как сторонние наблюдатели замечаем, что Эвелин присущи те же черты. Но ее психические защиты работают так, что она выносит и проецирует эти свои качества в другого человека, с которым борется. Ей совершенно невыносимо признаться в любви к такому человеку, что говорит о ее тотальном неприятии себя. К концу фильма она примиряется с дамой из налоговой, таким образом интегрируя эту часть своей личности и принимая себя даже в подобных человеческих проявлениях.

Бейгл – абсолютный хаос, как метафора саморазрушения

Кадр из фильма "Все везде и сразу"
Кадр из фильма "Все везде и сразу"

Черный бейгл - это квинтэссенция ПРЛ. Он включает в себя все ужасы этого недуга: невосполнимое чувство пустоты, мощную разрушительную силу невыносимых по накалу чувств, неконтролируемый гнев и агрессию, импульсивность, диссоциацию, деструктивное поведение такое, как суицид, употребление наркотиков, алкоголизация, беспорядочные половые связи, опасные действия и др. Если смотрели сериал «Эйфория», то речь идет про поведение большинства героев в нем.

Интеграция частей личности поможет победить хаос и расщепление

У Эвелин и Джой был вариант провалиться в бейгл и отдаться на растерзание чистому хаосу. И будь, что будет! Плюсом для Джой это еще и отличный способ отомстить матери, пожизненно повесив на нее чувство вины!

Кадр из фильма «Все везде и сразу»
Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Но другой вариант – это заполнить дефициты, удовлетворить потребности в близости и постоянстве объекта, выстроить опоры, принять себя в различных аспектах: хороших и плохих, что поможет сынтегрировать расщепленные части личности воедино, и отделиться - зажить СВОЮ жизнь.

Да, не идеальную, и не такую драматичную как прежде, а вполне себе обычную, но зато свободную, в которой каждая будет управлять своими эмоциями и поступками, сможет выносить свои чувства и не кидаться в крайности, опираться на себя и обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами, регулировать дистанцию: сближаться и отдаляться по желанию, но уже не быть слитыми воедино. В этой новой жизни несоответствие чужим требованиям не сломает героинь, потому что у них есть они сами, их ценности и самоуважение.

Как во взрослой жизни можно этого достичь и взять свой хаос под контроль, если вы или ваша мать не «осознались», как Эвелин?

Эквивалентом в обычной жизни может быть психотерапия, в которой вы пройдете подобный фантастический путь, совершая прыжки из мира в мир, знакомясь с собой, коллекционируя навыки, сводя их воедино, собирая как матрешку цельную личность. А если придется, то ваш терапевт будет удерживать вас от разрушающей, но такой притягательной силы бейгла, как Эйвелин и вся родня держали Джой, а когда вы будете готовы, отпустит вас в вашу новую свободную жизнь!

А про что этот фильм для вас?

Автор: Наталья Устинова, психолог-психоаналитик