Джеймс Кокс – один из выдающихся ювелиров и изобретателей второй половины XVIII века. Каждый, кто хотя бы раз был в Эрмитаже, видел одно из его самых впечатляющих творений – фантастические часы «Павлин», выставленные в Павильонном зале. А кто видел «Павлина» в действии наверняка испытывал восторг и ощущал, как по телу бегут мурашки, потому что каждая деталь этих невероятных часов производит неизгладимое впечатление.
Свою карьеру Джеймс Кокс начал в 1751 году, и хотя он именовал себя ювелиром, больше был сосредоточен на создании замысловатых механизмов, а ювелирную работу поручал нанятым работникам. Однако, именно благодаря его механизмам созданные им автоматы стали известны во всем мире.
В 1760-х годах автоматы и механические часы Джеймса Кокса были настолько востребованными, что их экспорт на Восток заметно сократил разрыв между объемами импорта китайского чая и экспорта британских товаров. Но за десять лет восточный рынок оказался переполнен и экспорт прекратился, а Кокс остался с большим запасом невостребованного товара. Что-то удалось продать на аукционах, а другие предметы мастер использовал для создания собственного музея, открытого им в 1772 году в просторном помещении Весенних садов в Лондоне. Расположенный в самом центре города, недалеко от Трафальгарской площади, музей быстро стал одним из самых посещаемых в городе мест.
Чего только не было в этом музее. Всевозможные замысловатые часы, отличавшиеся роскошью и изобилием деталей, поющие механические птички и автоматоны с движущимися фигурами. И хотя музей проработал всего четыре года (с 1772 по 1775 годы), представленные там экспонаты затмили все проходившие в Лондоне в это же время выставки. Огромную роль в популярности музея сыграл и сам Кокс, организовавший продуманную рекламную кампанию. Он выпустил несколько каталогов, публиковал в лондонских газетах восхваляющие его музей стихи, а затем издал их отдельным сборником.
Джеймс Кокс надеялся на королевское покровительство и даже включил в экспозицию королевские портреты, но получить его так и не смог. А в 1773 году специальный парламентский акт предписал Коксу разрознить коллекцию и продать ее посредством лотереи. Согласно другим сведениям, акт был принят по просьбе самого Кокса, по-прежнему заинтересованного в сбыте своей продукции. Музей был окончательно закрыт в начале 1775 года, а все предметы поштучно проданы в мае того же года.
На фоне огромного множества созданных им часов, несессеров и шкатулок, которые были схожи в отдельных деталях, выделяются два по-настоящему гениальных произведения, прославивших в веках имя своего создателя. Одним из этих произведений является механический автомат «Серебряный лебедь», находящийся сегодня в коллекции английского музея Боуз.
«Серебряный лебедь» был создан Джеймсом Коксом совместно с ученым-механиком Жан-Жозефом Мерленом в 1773 году. Автомат представляет собой лебедя в натуральную величину, управляемого тремя механизмами. После их запуска птица под музыку поворачивает голову вправо и влево, опускает ее над туловищем, словно чистит перышки. Затем взгляд птицы падает на пруд, где плавают маленькие рыбки и, опустив к воде голову, лебедь хватает одну из рыбок, а затем проглатывает ее. Все представление длится около минуты, затем лебедь возвращается в исходное положение.
В 1774 году Кокс выставил этот автомат в своем частном музее, и он быстро стал одной из главных достопримечательностей экспозиции. В перечне экспонатов Музея Кокса было следующее описание «Серебряного лебедя»:
«Лебедь, размером с живого, сделанный из серебра, наполненный механизмами, отбивающий время клювом на музыкальных колокольчиках, сидящий на искусственной воде в отражающих зеркалах; под лебедем фонтан, увенчанный наверху восходящим солнцем, более трёх футов (более 90 см) в диаметре; полной высотой восемнадцать футов (около 5,5 м)».
Судя по всему, в тексте описывается изначальное оформление, которое было сделано для лебедя. Сохранилась иллюстрация, на которой изображено это колоссальное архитектурное оформление, получившее название «Храм». Сооружение, как мы видим было увенчано огромным солнцем, а в глубине имело зеркала, многократно отражавшие птицу, что усиливало впечатление.
В течение следующих ста лет «Серебряный лебедь» несколько раз менял владельцев, а в 1867 году был показан на Всемирной выставке в Париже. К тому времени архитектурное оформление лебедя уже был утрачено. Но на этой выставке лебедя увидел Марк Твен, который упомянул его в своем произведении «Простаки за границей, или Путь новых паломников» (1869):
«Я следил за движениями серебряного лебедя, который был грациозен, как живой, и смотрел разумными, как у живого, глазами, смотрел, как он плавал, спокойно и беспечно, словно родился не в этом ювелирном магазине, а в настоящем речном иле; любовался, как он ловил в воде серебряную рыбку, откидывал назад голову и проделывал все эволюции, необходимые для того, чтобы схватить её и проглотить».
Джон Боуз, основатель музея Боуз, купил автомат в 1872 году за 5000 франков (около 200 фунтов стерлингов) у французского ювелира М. Брике. «Серебряный лебедь» вошел в постоянную экспозицию музея Боуз с момента его открытия и экспонируется там по сей день, являясь одной из самых популярный достопримечательностей.
Но, конечно, вершиной мастерства Джеймса Кокса по праву считаются его грандиозные часы «Павлин», изготовленные в 1766 – 1772 годах. А в 1777 году князь Григорий Потёмкин решил приобрести это уникальное изделие в подарок для императрицы Екатерины II. В архивах сохранились бумаги канцелярии Зимнего дворца за 1781 год, в которых указано, что за доставленные из Англии часы Екатерина II заплатила часовщику Фредерику Юри 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов). Есть предположение, что Юри мог был соавтором часов, так как в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J (Jury), однако других подтверждений этой теории нет.
В Россию часы были доставлены в разобранном виде. Отдельные части механизма нуждались в ремонте, каких-то деталей не хватало вовсе. Собирал и ремонтировал эти часы в России по поручению князя Потемкина прославленный русский механик Иван Кулибин. К декабрю 1792 года все неисправности были устранены, часы собраны и установлены в Таврическом дворце, который после смерти Потемкина отошел в казну. А в 1797 году по приказу Павла I Кулибин доставил и установил часы в Эрмитаже. Здесь они тоже несколько раз меняли место, пока в ХХ веке не обрели свой постоянный дом в Павильонном зале.
В «Павлине» используются четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры птиц. Выбор персонажей и порядок их работы имели символическое значение. Первой после запуска механизмов просыпается сова – символ ночи, звенят подвешенные на клетку колокольчики, сова крутит головой, моргает и отбивает лапкой такт. Далее главный герой автомата павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост, символизирующий восходящее солнце. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста – посеребрённую поверхность, являющуюся символом уходящей ночи. И последним оживает петух, который начинает очень натуралистично кукарекать, приветствуя новый день. Его криком представление и завершается.
Некоторые исследователи не согласны с подобной трактовкой и предлагают иную версию, согласно которой механическая диковинка являлась символом «благополучного и процветающего под управлением императрицы Русского государства; процветание создается персональной мудростью Екатерины – Северной Минервы (символы – сова и змея) и военными победами выбранных ею сановников. Среди последних наиболее прославленным и наиболее близким к императрице был князь Г.А. Потемкин, прозванный Северным Марсом (символ – петух). Символами подчеркивались и личные достоинства Екатерины Великой: скромность (улитка), трудолюбие (белка, грызущая орех), работоспособность (петух – № 778 в «Эмблематике»), добросердечность (павлин с распущенным хвостом), стремление к Истине (ящерица), мудрость (сова и змея), гармоничность в любви (лягушка)».
Петуха озвучивает крошечный органчик с мехом и одной языковой трубочкой. Особое устройство быстро изменяет высоту тона и прерывает поступление воздуха в органчик. Когда-то голосом был наделен и павлин. Несохранившийся механизм приводил в действие трещотку, имитировавшую крик птицы. Павлин пел в тот момент, когда распускался его хвост.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!