Вот как вы представляете себе зависть?
Сосед купил машину, нужно проколоть ему колёса или гвоздём провести по бочине? Коллега купила дорогущую шубу из меха очумевшей норки, можно ей моль подсунуть в шкаф? Знакомый гонит вискарёк в подвале и хорошо зарабатывает на этом, можно стукнуть на него в полицию?
Всё это верно!
Нет числа проявлениям человеческой зависти, однако иногда она приводит к совершенно непредсказуемым результатам. Сегодня рассказ именно о таком случае.
Жили в США в начале ХХ века два брата Джон и Фрэнк Фентоны. Люди, скажем так, не простые. До середины своей жизни ничем выдающимся не занимались, работали на старом стекольном заводе, выдували бутылки, чистили формы, расписывали вазы. Зарабатывали, в принципе, не особо много, хотя пахали за пятерых.
Хотелось же наоборот: работать поменьше, а получать побольше. И такой случай им представился. Дело в том, что в 1905 году в США приобрело огромнейшую популярность стекло Тиффани. А конкретно - фавриль. Это было самое обыкновенное стекло, которое перед отжигом обрызгивали солями металлов, поэтому оно приобретало красивые золотисто-оранжевые разводы. Только из-за этих разводов вазы Тиффани продавались в 30-50 раз дороже себестоимости.
Знающие люди шутили: есть три супердоходных бизнеса - это проституция, бутлегерство и стекло Тиффани.
И это было действительно так. Одна проданная Тиффани ваза окупала всю партию стекла и работу целой заводской смены за сутки!
Однако, несмотря на простоту технологии Луис Комфорт Тиффани своё изобретение запатентовал и держал в строгом секрете. Любые попытки покуситься на курицу, несшую золотые яйца строго карались иском и неминуемым разорением.
Братья поняли - это их шанс заработать камаз и маленькую тележку денег. Как связанные со стеклом люди, Фентоны смогли довольно быстро разгадать способ изготовления радужного стекла и на территории разорившейся стекольной фабрики открыли собственное производство.
В 1907 году завод братьев Фентонов представил своё радужное стекло - Карнавальное. Тиффани очень разозлился и подал на них в суд, однако суд иск отклонил. Братья смогли убедить судью, не сильно сведущего в технологии варки стекла, что их способ производства другой. Хотя, на самом деле, они всего лишь поменяли две незначительные стадии изготовления ваз местами.
Утыренная братьями технология была официально признана судом в качестве самостоятельной и оригинальной.
Однако братья Фентоны упустили из виду один, казалось бы незначительный факт: мало что-то произвести, нужно было это что-то ещё продать. А вот с этим у них были проблемы, очень большие проблемы.
Тиффани был гениальным продавцом, своего рода БМВ среди других автозаводов. Он понял, как важно внушить покупателю, что тот приобретает супер-пуппер уникальную вещь. И пусть она стоила копейки при производстве (но кто ж про это расскажет), однако цена в магазине, как на крыло от боинга, всеми своими нулями кричала:
ЭТО СУПЕРСКАЯ ВЕЩЬ!
КУПИ МЕНЯ и ВСЕ ПОЙМУТ, ЧТО ТЫ КРУТ!
Фентоны же не смогли продать ни одной вазы по цене хотя бы отдалённо схожей с Тиффани. Единственное, что им оставалось делать, так это снижать цены и увеличивать количество продукции. Их завод работал на грани рентабельности, вазы и прочая посуда производилась десятками тысяч штук в месяц.
Они наводнили все магазины и торговые лавки своими блестящими вазами, чашками, кувшинами. Дело даже дошло до того, что за набор из 3-6 чашек с блюдцами просили всего лишь 5 центов. И это при том, что практически такое же стекло Тиффани свободно продавал за 300-1000 долларов (на современные деньги это примерно 300 тысяч рублей).
К началу 1929 года карнавального стекла братьев Фентонов стало настолько много, что его никто не хотел покупать.
А когда стукнул Великий Американский трындец (та самая депрессия) людям стало вообще не до стекла. Блестящую посуду сдавали старьёвщикам, те пытались хоть что-то продать, но тщетно. В конце-концов её просто выкидывали, били, но чаще всего закапывали, дабы не сдавать в мусор (за деньги).
Как закономерный итог - цех по производству карнавального стекла закрылся. О самом карнавальном стекле на время забыли. Примерно до начала 2000-х годов, когда один из кладоискателей на территории Чикаго нашёл зарытый в земле клад: в мешковине лежали тщательно упакованные сервизы из карнавального стекла.
Он взял и выставил свою находку на аукцион, на котором ранее ничего не стоившие чеплашки были проданы за несколько сотен тысяч долларов. Как оказалось, того самого карнавального стекла в США почти не осталось, все настолько привыкли считать его мусором, что усиленными темпами почти 70 лет от него избавлялись.
И совершенно внезапно оно стало ценностью!
Началась карнавальная лихорадка. По всем мусоркам, заброшенным районам начали копать, копать и копать. Оно и понятно, ведь за несколько чашек можно получить денег на год-два безбедной жизни если не больше.
А что стало с братьями и их заводиком?
На удивление, фабрика осталась на плаву, братья смогли перепрофилировать её на производство декоративного стекла ручной работы. Братья и их потомки смогли привлечь на производство талантливых дизайнеров, которые делали действительно потрясающие, уникальные вещи на протяжении более 70 лет.
Увы, из-за введения строгих экологических норм на территории США, завод Фентонов закрылся в 2017 году, осталась только небольшая стеклодувная мастерская Fenton Art Glass Gift Shop.