Найти в Дзене
Стеклянная сказка

Из зависти два брата решили построить завод: из-за чего их работы стали закапывать в землю, а сейчас гоняются кладоискатели

Вот как вы представляете себе зависть?

Сосед купил машину, нужно проколоть ему колёса или гвоздём провести по бочине? Коллега купила дорогущую шубу из меха очумевшей норки, можно ей моль подсунуть в шкаф? Знакомый гонит вискарёк в подвале и хорошо зарабатывает на этом, можно стукнуть на него в полицию?

Всё это верно!

Нет числа проявлениям человеческой зависти, однако иногда она приводит к совершенно непредсказуемым результатам. Сегодня рассказ именно о таком случае.

Жили в США в начале ХХ века два брата Джон и Фрэнк Фентоны. Люди, скажем так, не простые. До середины своей жизни ничем выдающимся не занимались, работали на старом стекольном заводе, выдували бутылки, чистили формы, расписывали вазы. Зарабатывали, в принципе, не особо много, хотя пахали за пятерых.

Хотелось же наоборот: работать поменьше, а получать побольше. И такой случай им представился. Дело в том, что в 1905 году в США приобрело огромнейшую популярность стекло Тиффани. А конкретно - фавриль. Это было самое обыкновенное стекло, которое перед отжигом обрызгивали солями металлов, поэтому оно приобретало красивые золотисто-оранжевые разводы. Только из-за этих разводов вазы Тиффани продавались в 30-50 раз дороже себестоимости.

Знающие люди шутили: есть три супердоходных бизнеса - это проституция, бутлегерство и стекло Тиффани.

И это было действительно так. Одна проданная Тиффани ваза окупала всю партию стекла и работу целой заводской смены за сутки!

Однако, несмотря на простоту технологии Луис Комфорт Тиффани своё изобретение запатентовал и держал в строгом секрете. Любые попытки покуситься на курицу, несшую золотые яйца строго карались иском и неминуемым разорением.

-2

Братья поняли - это их шанс заработать камаз и маленькую тележку денег. Как связанные со стеклом люди, Фентоны смогли довольно быстро разгадать способ изготовления радужного стекла и на территории разорившейся стекольной фабрики открыли собственное производство.

В 1907 году завод братьев Фентонов представил своё радужное стекло - Карнавальное. Тиффани очень разозлился и подал на них в суд, однако суд иск отклонил. Братья смогли убедить судью, не сильно сведущего в технологии варки стекла, что их способ производства другой. Хотя, на самом деле, они всего лишь поменяли две незначительные стадии изготовления ваз местами.

Утыренная братьями технология была официально признана судом в качестве самостоятельной и оригинальной.

-3

Однако братья Фентоны упустили из виду один, казалось бы незначительный факт: мало что-то произвести, нужно было это что-то ещё продать. А вот с этим у них были проблемы, очень большие проблемы.

Тиффани был гениальным продавцом, своего рода БМВ среди других автозаводов. Он понял, как важно внушить покупателю, что тот приобретает супер-пуппер уникальную вещь. И пусть она стоила копейки при производстве (но кто ж про это расскажет), однако цена в магазине, как на крыло от боинга, всеми своими нулями кричала:

ЭТО СУПЕРСКАЯ ВЕЩЬ!

КУПИ МЕНЯ и ВСЕ ПОЙМУТ, ЧТО ТЫ КРУТ!

Фентоны же не смогли продать ни одной вазы по цене хотя бы отдалённо схожей с Тиффани. Единственное, что им оставалось делать, так это снижать цены и увеличивать количество продукции. Их завод работал на грани рентабельности, вазы и прочая посуда производилась десятками тысяч штук в месяц.

-4

Они наводнили все магазины и торговые лавки своими блестящими вазами, чашками, кувшинами. Дело даже дошло до того, что за набор из 3-6 чашек с блюдцами просили всего лишь 5 центов. И это при том, что практически такое же стекло Тиффани свободно продавал за 300-1000 долларов (на современные деньги это примерно 300 тысяч рублей).

К началу 1929 года карнавального стекла братьев Фентонов стало настолько много, что его никто не хотел покупать.

А когда стукнул Великий Американский трындец (та самая депрессия) людям стало вообще не до стекла. Блестящую посуду сдавали старьёвщикам, те пытались хоть что-то продать, но тщетно. В конце-концов её просто выкидывали, били, но чаще всего закапывали, дабы не сдавать в мусор (за деньги).

-5

Как закономерный итог - цех по производству карнавального стекла закрылся. О самом карнавальном стекле на время забыли. Примерно до начала 2000-х годов, когда один из кладоискателей на территории Чикаго нашёл зарытый в земле клад: в мешковине лежали тщательно упакованные сервизы из карнавального стекла.

Он взял и выставил свою находку на аукцион, на котором ранее ничего не стоившие чеплашки были проданы за несколько сотен тысяч долларов. Как оказалось, того самого карнавального стекла в США почти не осталось, все настолько привыкли считать его мусором, что усиленными темпами почти 70 лет от него избавлялись.

И совершенно внезапно оно стало ценностью!

Началась карнавальная лихорадка. По всем мусоркам, заброшенным районам начали копать, копать и копать. Оно и понятно, ведь за несколько чашек можно получить денег на год-два безбедной жизни если не больше.

А что стало с братьями и их заводиком?

На удивление, фабрика осталась на плаву, братья смогли перепрофилировать её на производство декоративного стекла ручной работы. Братья и их потомки смогли привлечь на производство талантливых дизайнеров, которые делали действительно потрясающие, уникальные вещи на протяжении более 70 лет.

Увы, из-за введения строгих экологических норм на территории США, завод Фентонов закрылся в 2017 году, осталась только небольшая стеклодувная мастерская Fenton Art Glass Gift Shop.

-6