Найти в Дзене

ДОКУМЕНТ, предоставлявший в 1919 году гражданам Р.С.Ф.С.Р. право на получение ТАБАКУ и ТАБАЧНЫХ изделий

«Папаша, огоньку не найдётся?» А давайте-ка мы на минутку заглянем в 1918 г.- 1919 годы: Советская Россия, эпоха военного коммунизма. Захватившие власть в стране большевики всерьез пытаются вытеснить деньги из сферы экономических отношений с помощью инструмента, которому они отводили важнейшую роль в коммунистической системе распределения материальных благ — различного рода карточек. Армия, предприятия и, наконец, население — все было посажено на карточную систему. Продуктовые карточки того периода — это не просто «учет и контроль», это такое распределение, которое в первую очередь учитывало принадлежность получателя к определенной социальной группе. В августе 1918 года все население Москвы и Петрограда было поделено на 3 основные категории: Паек у 1-ой категории был в 4 раза больше, у 2-ой категории – в 3 раза больше, чем у 3-ей категории — это по всем продуктовым позициям ! По контрасту с наплевательским отношением к оформлению первых советских денег, дизайн потребительских карточек

«Папаша, огоньку не найдётся?»

А давайте-ка мы на минутку заглянем в 1918 г.- 1919 годы: Советская Россия, эпоха военного коммунизма.

Захватившие власть в стране большевики всерьез пытаются вытеснить деньги из сферы экономических отношений с помощью инструмента, которому они отводили важнейшую роль в коммунистической системе распределения материальных благ — различного рода карточек.

Армия, предприятия и, наконец, население — все было посажено на карточную систему.

Продуктовые карточки того периода — это не просто «учет и контроль», это такое распределение, которое в первую очередь учитывало принадлежность получателя к определенной социальной группе.

В августе 1918 года все население Москвы и Петрограда было поделено на 3 основные категории:

  1. рабочие тяжелого физического труда и семьи красногвардейцев;
  2. прочие рабочие и члены семей рабочих;
  3. буржуазия — в широком смысле этого слова.

Паек у 1-ой категории был в 4 раза больше, у 2-ой категории – в 3 раза больше, чем у 3-ей категории — это по всем продуктовым позициям !

По контрасту с наплевательским отношением к оформлению первых советских денег, дизайн потребительских карточек в 1919 г. был продуман детально.

Рассмотрим это на конкретном примере — вот «Карточка на получение ТАБАКУ и ТАБАЧНЫХ изделий на одно лицо», выпущенная в 1919 г. Иваново-Вознесенским Губернским Продовольственным Комитетом.

Карточка на получение ТАБАКУ и ТАБАЧНЫХ изделий на одно лицо — из моей коллекции.
Карточка на получение ТАБАКУ и ТАБАЧНЫХ изделий на одно лицо — из моей коллекции.

Сразу видно — сделано не наспех, как продуктовые карточки 1941 г. - 1947 г., а основательно, с прицелом на светлое будущее, да и возглавил в 1918 году Иваново-Вознесенскую губернию не рядовой партиец — руководить Иваново-Вознесенским исполкомом и совнархозом партия направила Михаила Васильевича Фрунзе.

Карточка — односторонняя, размером примерно с николаевскую 5-ти рублевку.

Цвет — коричневый: ориентировались на цвет табака (!).

Материал — плотный картон: даже при внимательном рассмотрении водяных знаков на карточке я не обнаружил, но ромбовидный узор на центральную часть карточки и волнистые линии на талоны нанесли.

  • В центральной части — сведения о получателе (персональные данные — вписать и заверить 2 печатями), а самой карточке должен быть присвоен номер и вписан рядом со значком № .
  • Сверху — герб Р.С.Ф.С.Р., внизу — 1919 г.,1-ый выпуск.
  • По бокам — 16 отрезных талонов.
  • Есть и инструкция по применению: «Место продажи (!) отрезает настоящий талон и представляет его в Продовольственный Комитет для определения количества приписанных к данному месту карточек»,
  • Есть и предупреждение для умельцев по изготовлению нелегальных копий: «Злоупотребления против карточной системы и подделка карточек и купонов преследуется законом». — Сам закон не упомянут, но верится, что в скором на правосудие 1919 году нарушителей ожидали более серьезные меры взыскания, чем предупреждение или выговор с занесением.

Карточка не использована, можно сказать — “Uncirculated”.

Ну а те, кто использовал свои карточки — сколько же выдавали по ним курева ?

По данным Народного комиссариата продовольствия, в 1919 г. месячная норма снабжения члена семьи рабочего табаком составляла «125 курительных единиц» — делим на 30 дней, получаем 4 курительные единицы» ежедневно на человека.

Надо полагать, представители буржуазии и приравненные к ней слои населения — по норме для этой категории — получали в 3 раза меньше: 4 курительные единицы делим на 3 = 1 и 1/3 папироски в день.

Норма — не для любителей выкуривать ежедневно по пол-пачки.

Но если ежедневно ограничиться одной папироской, то в конце недели лица, которые НЕ относились к рабочим и членам их семей, могли себе позволить затянуться аж 3 раза за день !

Сам я не курю и никогда не курил, но очень хорошо себе представляю огромную ценность этой карточки в 1919 г. для курящего человека !

Между прочим, и сейчас этот кусок картона у коллекционеров — тоже далеко не копеечный: на торгах аукционного дома «Литфонд» 3 июня 2021 года ее продали за 5 000 рублей.

😊

Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки — мне это будет и приятно, и полезно.

За репосты — отдельная благодарность! 👌