Валерий Подмаско
Люди моего поколения, как правило, уверены в том, что они точно знают, что такое «Ленд-лиз», но поверьте мне, дорогие друзья, мы в лучшем случае знаем, что такое «Ленд-лиз» в расхожем советском понимании, не более того. Мы знаем, как выглядел Ленд-лиз с советской «колокольни». Для того, чтобы правильно подойти к теме Ленд-лиза, необходимо кое-что знать, в первую очередь, об американском нейтралитете 1935-1940 гг.
Нейтралитет США. Американский нейтралитет вырос из убеждения большинства американцев в том, что вступление США в Первую мировую войну было «обстряпано» американскими банкирами и оружейными «баронами» ради получения сверхприбылей, что на самом-то деле было совсем недалеко от истины. В апреле 1934 года Конгресс США даже сформировал специальный Комитет по расследованию корпоративного сговора в промышленности по производству боеприпасов (англ. «Special Committee on Investigation of the Munitions Industry, Nye Committee») во время Первой мировой войны. Комитет работал почти два года, т.е. до февраля 1936 года. Расследование Комитета приковало к себе внимание общественности, и возмущенные американцы даже ждали, что по итогам расследования «индустрия смерти» будет национализирована, что исключит на будущее участие ее владельцев и инвесторов в разжигании войн. Расследование Комитета способствовало в том числе и росту в США движения невмешательства и нейтралитета.
31 августа 1935 года палаты Конгресса США, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», приняли совместную резолюцию (англ. «Joint Resolution»), которая предусматривала запрет сроком на 6 месяцев на экспорт и перевозку американскими судами оружия, боеприпасов и средств ведения войны в любые воюющие страны. Рузвельт первоначально выступал против этой резолюции, но затем уступил большинству Конгресса США. Обычно эту резолюцию называют «Законом США о нейтралитете», хотя сами американцы называют его «Актом о нейтралитете» (англ. «Neutrality Act») либо «Резолюцией о нейтралитете» (англ. «Neutrality Resolution»). Последнее название мне представляется наиболее точным, и я в дальнейшем буду использовать именно его. Однако есть еще одна особенность: совместные резолюции, которыми платы Конгресса США вносили поправки в Резолюцию о нейтралитете в англоязычной литературе, тоже называют «актами о нейтралитете» с указанием года принятия соответствующей резолюции. Таким образом, насчитывается четыре Акта о нейтралитете – 1935, 1936, 1937 и 1939 годов. Повторюсь, в нашей литературе их называют «Законами о нейтралитете».
29 февраля 1936 года палаты Конгресса США внесли в Резолюцию о нейтралитете поправки, которыми продлили срок ее действия на 14 месяцев и установили запрет на предоставление любых займов или кредитов воюющим странам. Однако в действующей редакции Резолюции были «лазейки», которые не позволили использовать ее применительно к гражданским войнам, в частности, к Гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. Это позволило американским компаниям снабжать, причем в кредит, режим генерала Франко грузовиками, бензином и другими нефтепродуктами. Продолжалось это безобразие вплоть до полной победы франкистов над республиканцами.
1 мая 1937 года Конгресс США вновь внес поправки в Резолюцию о нейтралитете, сделав ее бессрочной и запретив торговлю с Испанией. Кроме того, гражданам США было запрещено путешествовать на судах воюющих стран, а американским судам было запрещено перевозить любых пассажиров и любые грузы воюющим странам. Однако все эти запреты были дополнены положением, разработанным советниками Президента США Рузвельта, известное по краткому изложению его содержания – «плати (наличными) и вези» (англ. «Cash and Carry»). На основании этого положения Президент США получал право в течение двух лет с момента его вступления в силу разрешать продажу продукции оборонного назначения воюющим европейским странам, если они готовы платить наличными и доставлять все купленное своими судами. Почему-то считалось, что такая продажа не втянет США в войну. Положение было рассчитано на Великобританию и Францию, которые тогда уже начали перевооружаться, опасаясь нацисткой Германии. Что особенно важно, Великобритания и Франция, будучи крупнейшими колониальными державами того времени, обладали большими военными и коммерческими флотами, позволявшими им самостоятельно вывезти из США любые объемы американской продукции.
В начале 1939 года Президент США Рузвельт пытался добиться от Конгресса США продления действия положения «Cash and Carry». Однако из этого ничего не вышло. Резолюция о нейтралитете в редакции от 1 мая 1937 года осталась неизменной. Но после вторжения нацистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, а затем – объявления Великобританией, ее доминионами и Францией войны Германии 3 сентября того же года, в Конгрессе США развернулась оживленная дискуссия по поводу допустимости нейтралитета США в условиях разгорающейся Мировой войны. Ее результатом стала очередная совместная резолюция палат Конгресса США от 4 ноября 1939 года, которая вносила в Резолюцию о нейтралитете поправку, благодаря которой положение «Cashand Carry» приобрело бессрочное действие, что фактически означало отмену эмбарго на американский экспорт в воюющие страны. Однако неизменным все еще оставался запрет на предоставление американских займов и кредитов воюющим странам, а американским морским судам по-прежнему запрещалось доставлять товары в воюющие страны.
Следует особо отметить, что коммерческие контракты американских промышленных компаний, заключенные с 1937 по 1940 год с правительствами Великобритании и Франции в соответствии с положением «Cash and Carry», сыграли огромную роль в переводе американской промышленности на военные рельсы. Проблема союзников США была в том, что их наличность таяла с удручающей скоростью, и им для продолжения и расширения оборонного импорта из США требовались займы и кредиты.
До середины 1940 года США строго соблюдали свой нейтралитет, избегая возможных столкновений с вооруженными силами нацистской Германии. Считается, что конец политике нейтралитета был положен 2 сентября 1940 года британско-американской сделкой «Эсминцы в обмен на базы» (анг. «Destroyers for Basesdeal»), по которой Королевский флот Великобритании получил от США 50 американских эсминцев ВМФ США в обмен на земли в различных британских владениях для создания военно-морских или военно-воздушных баз США на условиях безвозмездного пользования сроком на 99 лет. В тот же день 2 сентября 1940 года в США начинается первый в истории страны набор в армию по призыву.
27 сентября 1940 года в Берлине представители Германии, Италии и Японии подписали так называемый «Тройственный пакт» или «Берлинский пакт», который предусматривал разграничение зон влияния между подписавшими его странами, а также установление этими странами нового миропорядка. Так определился состав главных противников будущей антигитлеровской коалиции.
6 января 1941 года Президент США Рузвельт в своем ежегодном послании Конгрессу США «О положении в стране», которое будет названо речью «О четырех свободах», обратит внимание конгрессменов на необходимость оказания помощи Англии. 10 января 1941 года в Конгресс США будет внесен Билль о Ленд-лизе, т.е. законопроект о Ленд-лизе. Спустя два месяца, 11 марта 1941 года, был принят Акт Конгресса США о Ленд-лизе, который ставил жирную точку в истории американского нейтралитета.
Вот мы и подошли к Ленд-лизу, ставшему, помимо всего прочего, громогласной декларацией прекращения нейтралитета и самоизоляции Соединенных Штатов Америки. В связи с этим у кого-то из читателей может возникнуть вопрос о том, для чего мне понадобилось так подробно расписывать судьбу какой-то «Резолюции о нейтралитете». Дело в том, что история «Резолюции о нейтралитете» очень ярко и достаточно кратко демонстрирует законодательную и политическую кухню Конгресса США, без чего нельзя по достоинству оценить важнейшие обстоятельства появления Ленд-лиза, а также то, чего стоил Ленд-лиз его отцу – Президенту США Франклину Делано Рузвельту (1882-1945 гг.).
Ленд-лиз. Итак, «Ленд-лиз» – это два американских юридических термина: «lend» (одалживать, давать в займы) и «lease» (сдавать в аренду, т.е. в срочное возмездное пользование) из краткого названия федерального закона США «Акт о Ленд-лизе» (англ. «Lend Lease Act»). Полное его наименование – «Акт о содействии обороне Соединённых Штатов» (англ. «An Act to Promote the Defense of the United States», H.R. 1776). Акт о Ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года и в тот же день подписан Президентом США Рузвельтом. В Сенате Акт был принят 60 голосами против 31, а в Палате представителей – 317 голосами против 71. Акт о Ленд-лизе законодательно реализовывал предложения Президента США Рузвельта, высказанные им 6 января 1941 г. в его ежегодном послании Конгрессу США.
Ленд-лиз был рожден за 9 месяцев до нападения японского военно-морского флота на Пёрл-Харбор и вынужденного вступления США во Вторую мировую войну. Этот факт важен для понимания атмосферы, в которой появился Ленд-лиз. Принимая Акт о Ленд-лизе, американские конгрессмены, видимо, все еще были уверены в том, что США останутся нейтральным государством и не вступят во Вторую Мировую войну, но тем не менее смогут обеспечить свою безопасность, содействуя обороне других государств, воюющих с нацистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией.
Акт о Ленд-лизе – это небольшой, но очень емкий юридический текст, совсем не похожий на российские законодательные акты. С точки зрения русского юриста, он практически не структурирован, непоследователен, казуистичен, многое подразумевает не оговаривая, многое из того, что из него вытекает, не формулируется и, уж тем более, не конкретизируется. Прочитав его, неискушенный исследователь скорее всего впадет в недоумение: как можно было на основании такого путанного «писания» раздавать миллиарды долларов во все концы планеты. Тем не менее раздавали, очень много сделав для победы во Второй мировой войне. Все текстуальные недостатки Акта о Ленд-лизе уходят на второй и даже на третий план, когда начинаешь понимать, какой была политическая ситуация в Конгрессе США и в стране в целом, когда был принят Акт о Ленд-лизе. Становится ясно, что юристы, готовившие проект Акта, старались не упоминать в нем все, что только можно было не упоминать вообще, дабы сократить до минимума поводы для дискуссий и поправок со стороны изоляционистов.
Главная особенность Акта о Ленд-лизе: он является почти хрестоматийным примером закона, возлагающего на главу исполнительной власти государства широчайшие и, как говорят юристы, дискреционные полномочия. Но это нельзя рассматривать как особенность именно этого Акта Конгресса США. Следует помнить, что в Соединенных Штатах Америки единоличным органом исполнительной власти является Президент США (сек. 1 ст. II Конституции США). Соответственно, в американском законодательстве все полномочия, адресованные исполнительной власти, возлагаются на Президента США. И именно эти полномочия прописаны в Акте о Ленд-лизе наиболее внятно. Акт уполномочивает Президента США инициировать в интересах национальной обороны (1) производство или (2) приобретение за счет федерального бюджета США «предметов оборонного назначения» (англ. «Defense Articles»). Затем Акт о Ленд-лизе уполномочивает Президента США (1) продавать, (2) обменивать, (3) сдавать в аренду, (4) давать взаймы или (5) предоставлять иным способом произведенные или приобретенные «предметы оборонного назначения», а также «оборонную информацию» правительствам любых стран, «оборона которых признана жизненно важной для обороны США» (англ. «Whose Defense is deemed Vital to the Defense of the U.S.»). Признать ту или иную страну «страной, оборона которой является жизненно важной для обороны США» тоже должен был Президент США.
В Советском Союзе Акт о Ленд-лизе называли «Законом о передаче взаймы и в аренду вооружения». И эта советская интерпретация достаточно точно передает краткое название Акта – «Lend Lease Act», но вместе с кратким названием искажает содержание самого Акта о Ленд-лизе, т.к. он позволял передавать правительствам других стран «предметы оборонного назначения» не только взаймы или в аренду, но также и продавать, обменивать и предоставлять их «иным способом». Любопытно, что Акт о Ленд-лизе определяет возможные права государств-получателей на полученные «предметы оборонного назначения» как (1) право собственности, (2) владения либо (3) контроля.
Полномочия Президента США на сказанном не заканчиваются. Акт уполномочивает Президента США, принимая решение о передаче «предметов оборонного назначения и оборонной информации» правительству той или иной страны, единолично определять, какой будет выгода от этой помощи для США: будет ли это прямая или косвенная выгода; в какой форме она будет выражаться в каждом конкретном случае – в денежной или в натуральной форме либо в форме уступаемых прав. И именно Президент США уполномочивается решать, является ли такая выгода необходимой и достаточной для США. Обратите внимание на то, что Акт о Ленд-лизе говорит не об оплате «предметов оборонного назначения», а о выгоде (англ. «Benefit») для США от их передачи правительствам других стран. Должен особо отметить, что в Акте о Ленд-лизе применительно к «предметам оборонного назначения» слово «помощь» (англ. «Aid») используется всего один раз, в связи с упоминанием выгоды Соединенных Штатов Америки от предоставления этой самой «помощи», тогда как отечественная литература о Ленд-лизе, особенно последних десятилетий, обычно называет Ленд-лиз именно «программой помощи» или просто «помощью».
При всех тех полномочиях, которые получал Президент США, только Конгресс США был вправе периодически выделять деньги на реализацию программы Ленд-лиза, и только Конгресс США контролировал расходы программы, обязывая Президента США регулярно предоставлять отчеты о результатах ее реализации. В связи с этим, в Акт о Ленд-лизе вносилось много поправок в течение всего срока его действия. Например, первая редакция Акта не содержала конкретных указаний относительно объема возможных заимствований или предоставляемой натуральной помощи. Такие указания появились в нем чуть позднее – 27 марта 1941 года, когда Конгресс США выделил первые 7 млрд долларов на реализацию Акта о Ленд-лизе. Затем Конгресс США не менее шести раз дополнительно выделял необходимые средства. Первая редакция Акта ограничивала срок его действия 30-ым июня 1943 года. В связи с этим, срок действия Акта дважды продлевался на один год – 11 марта 1943 года и 17 мая 1944 года.
Я больше не буду мучить уважаемых читателей нудными сообщениями о судьбе Акта о Ленд-лизе, но всем интересующимся историей Ленд-лиза следует знать, что у Акта о Ленд-лизе была своя очень насыщенная история, не зная которую трудно понять историю самой этой программы. Кроме того, не следует забывать, что помощь по Ленд-лизу предоставлялась на основании договоров и соглашений со странами-получателями помощи, и эти договоры и соглашения составляют особый раздел истории Ленд-лиза. Договоры и соглашения со странами-получателями помощи по Ленд-лизу особенно интересны тем, что они часто содержат положения, которые вы не найдете в самом Акте о Ленд-лизе. Да-да, именно так: американские юристы, как я уже сказал, не расписывали очевидные, на их взгляд, юридические следствия положений, сформулированных в Акте о Ленд-лизе, но достаточно внятно излагали их в договорах и соглашениях со странами-получателями, ведь должны же были они знать, чем им грозит Ленд-лиз. Ярким тому примером служит «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи и ведению войны против агрессии» (анг. «Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics»), заключенное 11 июня 1942 года в Вашингтоне. Как видите, в этом Соглашении слово «помощь», точнее даже «взаимная помощь», является ключевым уже в его названии, и, поверьте мне, в тексте Соглашения тоже. Однако главное в этом Соглашении то, что оно дополняет Акт о Ленд-лизе очень важными положениями. Так, статья V Соглашения гласит о том, что Правительство СССР по окончании существующего чрезвычайного положения (т.е. Войны) вернет США, «по определению Президента США», те из полученных по настоящему Соглашению «предметов оборонного назначения», которые «окажутся (1) неуничтоженными, (2) утраченными или (3) потребленными и которые…, смогут пригодиться для обороны США или Западного полушария или смогут быть каким-либо иным образом использованы США». Вот, казалось бы, описание того, чем должна была закончиться программа Ленд-лиза. Но это еще все.
Позднее американской стороной было признано право СССР выкупить по остаточной стоимости, в том числе за счет долгосрочных американских кредитов и займов, «предметы оборонного назначения», оставшиеся после окончания Войны в рабочем состоянии, если они могут быть использованы в гражданских (т.е. мирных) целях. Если вы имеете представление о широте номенклатуры «предметов оборонного назначения», поставлявшихся в СССР по Ленд-лизу, я уверен, вам не нужно объяснять, насколько сложно реализовать эти, казалось бы, ясные и здравые положения. Тем не менее считается, что эта схема «возврата и возмещения» была успешно реализована после прекращения действия программы Ленд-лиза в отношении Советского Союза. Произошло это после 21 августа 1945 года, когда Президент США Гарри Трумэн, сменивший на этом посту Франклина Делано Рузвельта, распорядился прекратить поставки в СССР по Ленд-лизу. Напомню, что официально днем окончания Второй мировой войны считается 2 сентября 1945 года. В этот день на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.
Резюмируем сказанное. Во-первых, Ленд-лиз – это программа Соединенных Штатов Америки и только Соединенных Штатов Америки. Никакие другие страны мира, в том числе и те, что тоже помогали СССР, не имели и не имеют отношения к Ленд-лизу, если, конечно, сами не получали что-либо по этой программе. Например, большую помощь СССР оказывали Великобритания и ее доминион – Канада. Причем, британская помощь начала поступать в СССР раньше американских поставок по Ленд-лизу, а Канада даже имела свою собственную программу военной помощи по образу и подобию Ленд-лиза США (в основном ориентированную на Великобританию и СССР), и общий ее объем составил к концу Войны 4,7 млрд (!) долларов, хотя Советский союз получил от Канады около 1,5 млрд долларов. Но мы с вами должны помнить, что британская и канадская помощь – это не американский Ленд-лиз!
Следующее: Ленд-лиз – это не просто программа США. Ленд-лиз, как вы уже поняли, это программа Президента США. Причем, это программа совершенно конкретного Президента США. Его имя – Франклин Делано Рузвельт (годы президентства 1933-1945 гг.), великий политический деятель XX века и, по моему личному убеждению, величайший из президентов США. Не было бы Рузвельта, не было бы и Ленд-лиза и, кстати, многого другого, без чего понять, чем на самом деле являлся Ленд-лиз, невозможно. К огромному сожалению, Рузвельт не завершил начатое им дело. Он скоропостижно скончался 12 апреля 1945 года, и программу Ленд-лиза завершал сменивший его Вице-президент США Гарри Трумэн, автоматически ставший после смерти Рузвельта 33-м Президентом США. Тот самый Гарри Трумен, которому принадлежит знаменитая фраза, опубликованная в газете «Нью-Йорк Таймс» 24 июня 1941 года: «Если мы увидим, что побеждает Германия, мы должны помочь России, если побеждает Россия, мы должны помочь Германии и, таким образом, позволить им убивать как можно больше…». Что могло ожидать Ленд-лиз в руках такого политика? Только одно: использование в качестве орудия давления на СССР.
Ленд-лиз был очень мощным и очень гибким инструментом внешней и оборонной политики США в умелых руках его создателя Франклина Делано Рузвельта. Акт о Ленд-лизе содержит сразу несколько юридических моделей американской помощи союзникам, из которых в зависимости от сложившейся политической ситуации Рузвельт мог выбирать ту модель, которая казалась ему наиболее соответствующей текущему моменту. Очевидно, что Рузвельту требовалось время для того, чтобы заставить Ленд-лиз работать на полную мощность, и он в конце концов добился того, что поставки по Ленд-лизу непрерывно возрастали, достигнув впечатляющих объемов.
В этом отношении, наши обвинения американцев в том, что в самое трудное для СССР время, т.е. в 1941 и 1942 годах, помощь со стороны США была небольшой, во всяком случае в сравнении с объемом помощи в 1943-1945 годов, не обоснованы. США просто не могли действовать иначе. Во-первых, американской промышленности требовалось время для перехода на военную продукцию. Во-вторых, Ленд-лиз в его крайних безвозмездных формах нуждался в соответствующей политической ситуации внутри США. Не забывайте, что в США крайне негативно отнеслись к Пакту «Молотова-Риббентропа», к нападению на Финляндию и к присоединению к СССР Прибалтики и Бессарабии. К этому следует прибавить «зоологический» антикоммунизм большинства конгрессменов США, и вам станет ясно, что предстояло преодолеть сторонникам помощи СССР в войне с нацистской Германией. Неслучайно, в 1941 году и в самом начале 1942 года вся помощь по программе Ленд-лиза поступала только на условиях займа. И только в начале 1942 года Ленд-лиз превращается в программу, по преимуществу, безвозмездной помощи странам антигитлеровской коалиции. Хотя безвозмездность Ленд-лиза никак не исключала получение США выгоды от реализации этой программы. И выгода США от Ленд-лиза не ограничивалась только собственной обороной. С помощью Ленд-лиза Рузвельт успешно достигал ряда внешне- и внутриполитических целей США, что было бы невозможно без Ленд-лиза.
Выгода США. Тема американской выгоды от Ленд-лиза – это особая тема, интересующая многих наших соотечественников. Обычно наши люди говорят о вкладе СССР в разгром гитлеровской Германии и о том, что Красная Армия спасла жизни многих американцев, принимая на себя главные удары Вермахта и армий союзников нацистской Германии. Это действительно аргумент, который невозможно оспаривать. Однако в литературе, посвященной Ленд-лизу, как правило, упоминают и «обратный Ленд-лиз» (англ. «Reverse Lend-Lease»). Так называли встречную помощь Соединенным штатам Америки со стороны стран-получателей. Нужно сразу сказать, что общий объем «обратного Ленд-лиза» не идет ни в какое сравнение с основным Ленд-лизом. Как правило, «обратный Ленд-лиз» выражался в предоставлении американским войскам, находящимся вне территории США, военно-морских и военных баз стран-союзников, а также в снабжении этих войск по возможности всем необходимым за счет принимающей стороны. Поэтому не случайно «обратный Ленд-лиз» на 90% обеспечивала Великобритания, предоставлявшая американским войскам свои базы на Британских островах, а также в британских колониях по всему миру, снабжая американцев всем, чем было можно из своих имперских запасов. Справедливости ради нужно отметить, что в британском «обратном Ленд-лизе» присутствовало оружие, специальная техника, в том числе высокотехнологичные и наукоемкие изделия британской промышленности, имевшие оборонное значение. Однако доля таких поставок была сравнительно невелика.
Подобным образом США оказывали встречную помощь уже в ходе войны с Японией и британские доминионы – Австралия и Новая Зеландия. Таким же образом помогали США и другие европейские державы, как правило колониальные: Бельгия, Нидерланды и Франция, точнее, «Свободная Франция», причем последняя первоначально на территории французских колоний, которые де-юре принадлежали прогерманской вишистской Франции. В ходе Войны американцы практически не пользовались советскими военными базами, за редкими исключениями, такими как полтавская авиабаза, на которой базировались в июне-сентябре 1944 года американские «летающие крепости» B-17, участвовавшие в бомбардировках Германии и ее союзников. Советский «обратный Ленд-лиз» практически полностью состоял из разнообразного сырья (руд, лесоматериалов, сельхозпродукции и т.д.), которое загружали в американские суда, только что доставившие в СССР ленд-лизовские грузы. Китай тоже помогал американцам, в основном сырьем.
Результаты «обратного Ленд-лиза», честно говоря, не особенно впечатляют. Если общий объем поставок по программе Ленд-лиза составил 50,1 млрд. долларов в ценах 1941-1945 гг., то общий объем «обратного Ленд-лиза» составил около 8 млрд. дол., при этом большая его часть – это вклад Великобритании и ее доминионов – 6,7 млрд. долларов. Дальше меньше: Франция – 867 млн. долларов, Бельгия – 191 млн. долларов, Китай – 3,6 млн. долларов, Нидерланды – 2,3 млн. долларов, Советский Союз – 2,2 млн. долларов. Как видите, СССР уверенно завершает ряд отстающих. Тем не менее, российские «умельцы» довольно часто увеличивают объем советского «обратного Ленд-лиза» за счет объема советского экспорта в США за период с сентября 1941 по декабрь 1945 г., который превысил 223 млн. дол. Как правило, экспорт – это сугубо коммерческие поставки, не имеющие отношения к таким программам как Ленд-лиз или «обратный Ленд-лиз». Честно говоря, объем «обратного Ленд-лиза» из Великобритании и ее доминионов вызывает лично у меня большие подозрения в том, что его тоже увеличили за счет экспортных коммерческих поставок в США: уж больно велика цифра 6,7 млрд. дол. Неужели британцы столько насчитали американцам за их размещение в старых щитовых казармах и за поставляемую им овсянку и джин?
Но дело в том, что «обратный Ленд-лиз» сами американцы не относили к выгодам или к основным выгодам от Ленд-лиза. Вернемся к советско-американскому Соглашению о взаимной помощи от 11 июня 1942 г., на которое часто ссылаются в связи с упоминаниями «обратного Ленд-лиза». В статье II этого Соглашения Правительство СССР брало на себя обязательства «продолжать содействовать обороне США и ее укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и информацию в меру его возможностей». Все перечисленное можно отнести к «обратному Ленд-лизу». Но Соглашение содержит еще ряд очень любопытных положений. Так, преамбула Соглашения содержит абзац, из содержания которого следует, что «окончательное определение условий, на которых Правительство СССР получает… помощь, и выгод (!), которые взамен должны получить США, было отложено до тех пор, пока не станет известен объем оборонной помощи…». Далее говорится о необходимости уяснения «окончательных условий и выгоды (!), которые соответствовали бы общим интересам СССР и США» и содействовали бы «созданию и поддержанию мира во всем мире…». Вот как! Оказывается условия предоставления военной помощи СССР и выгоды (!), которые США должны получить взамен, в июне 1942 года были еще не определены, и что особенно интересно, стороны Соглашения были уверены в том, что эти условия и выгоды должны соответствовать, во-первых, их общим интересам, а во-вторых, созданию и поддержанию мира во всем мире! Две статьи Соглашения (статьи VI и VII) даже начинаются словами: «При окончательном определении выгод, которые будут предоставлены США…». Тем не менее, эти статьи не проливают достаточно света на таинственный и нечеткий силуэт «выгод США», и, например, во мне почему-то растет уверенность, что при жизни Ф.Т. Рузвельта ни условия, ни выгоды так и не были определены окончательно.
Тем не менее, Соглашение содержит подсказки, касающиеся того, где следует искать выгоду США. Так, второй абзац преамбулы Соглашения совершенно неслучайно содержит упоминание Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года, которую подписали и США, и Советский Союз, а также упоминание Атлантической хартии США и Великобритании от 14 августа 1941 года, к которой СССР присоединился 24 сентября 1941 года.
Далее, самая большая статья Соглашения – статья VII – содержит ряд витиеватых фраз о том, что СССР будет содействовать США в деле уничтожения «всех форм дискриминации в международной торговле» и сокращения «пошлин и других торговых барьеров» и вообще будет содействовать достижению «всех экономических целей, изложенных» в уже упоминавшейся Атлантической Хартии. Говоря иными словами, Советский Союз, прежде чем получить помощь по программе Ленд-лиза, взял на себя обязательства содействовать под руководством США не только созданию антигитлеровской коалиции, получавшей название «Объединенных наций», но созданию либерального экономического порядка в послевоенном мире. Более того, к 11 июня 1942 года, т.е. ко дню подписания советско-американского Соглашения о взаимной помощи, Советский Союз уже подписал Декларацию Объединенных Наций и Атлантическую хартию, что и констатировала преамбула Соглашения.
Но ведь это далеко не все мосты, которые СССР сжег за собой в ходе Второй мировой войны ради получения военной помощи от союзников. Так, 15 мая 1943 года был распущен Коммунистический интернационал (Коминтерн) – главный инструмент мировой коммунистической революции. Только после роспуска Коминтерна между СССР и США установились по-настоящему доверительные союзнические взаимоотношения. Но и это еще не все!
Пожалуй, главным условием Ленд-лиза было участие стран-получателей в Бреттон-Вудской международной системе денежно-кредитного регулирования, основанной на золотом паритете доллара США. Бреттон-Вудское соглашение, или Бреттон-Вудский заключительный акт, был подписан 22 июля 1944 года (высадка в Нормандии произошла 6 июня 1944 г.) в отеле «Mount Washington» в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Гемпшир, США) представителями 44 стран-членов Антигитлеровской коалиции. Среди них был и представитель Советского Союза. Из общего числа стран, подписавших Бреттон-Вудское соглашение, не менее 40 стран, включая СССР, являлись получателями американской помощи по программе Ленд-лиза. Кстати, на той же Бреттон-Вудской конференции были подписаны соглашения об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР. Ныне – Всемирный банк), которые существуют и здравствуют по сей день. СССР не ратифицировал Бреттон-Вудские соглашения, но все-таки проявил уважение к США и еще живому тогда Президенту США Рузвельту, приняв участие в его подписании. Кто знал в июле 1944 года, что СССР, в конце концов, их не ратифицирует? Тем более, что ратификация соглашения основными участниками, которым принадлежало 80% капитальных вкладов (квот), продолжалась до 27 декабря 1945 года, когда Президентом США был уже Гарри Трумен. Кстати, одним из последних «основных участников» Соглашение ратифицировала Великобритания.
Уважаемые читатели, у вас не возникает ощущение того, что в конце 1944 года Советский Союз стоял на пороге интеграции в мировую рыночную экономику с последующей либерализацией советской экономики и советского режима в целом? Я не уверен, что это было допустимо в сталинском Советском Союзе. Однако вместе с этим я знаю, как и многие россияне моего поколения, что я нахожусь под гнетом советских стереотипных представлений об И.В. Сталине (1880-1953 гг.), о его окружении и о СССР в целом. Ведь называл же Л.Д. Троцкий (1879-1940 гг.) тов. Сталина «контрреволюционером». Кто знает: может быть «контрреволюционный» потенциал тов. Сталина не был раскрыт до конца, и «холодной» войны могло не быть?
Поставки в СССР. Акт о Ленд-лизе первоначально был рассчитан на поддержку Великобритании и ее доминионов. Многие американцы надеялись на то, что США удастся ограничиться помощью, не вступая в Мировую войну. Оборона Великобритании и ее доминионов была признана жизненно важной для обороны США 11 марта 1941 года. В тот же день жизненно важной для обороны США Президент США Рузвельт признал и оборону Греции, на которую сначала напала фашистская Италия, а затем – нацистская Германия. Американцы серьезно планировали помогать Греции, но похоже, что не успели, т.к. к концу апреля 1941 года немцы оккупировали всю ее континентальную часть. 6 мая 1941 года настал черед Китая, который уже четвертый год практически в одиночку вел жесточайшую войну с Японией, чья армия вторглась в Китай. Очень скоро американская помощь начала поступать в Китай, но ее объемы сильно ограничивались тем, что морские порты Китая контролировали японцы, и все поставки в Китай производились либо по воздуху, либо по единственной горной автодороге, которая соединяла Китай с Бирмой.
7 декабря 1941 года Японский военно-морской флот напал на военно-морскую базу США «Пёрл-Харбор» на Гавайях. На следующий день, 8 декабря 1941 года, США объявили войну Японии. 11 декабря 1941 года союзники Японии – нацистская Германия и фашистская Италия – объявили войну США. Несмотря на вынужденное вступление США в Войну, поставки по программе Ленд-лиза продолжились и через какое-то время начали непрерывно нарастать, и к концу Войны практически все союзники США стали ее получателями.
22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Поставки необходимых товаров из США начались практически сразу после нападения на СССР, но они производились по коммерческим контрактам на условиях оплаты поставок золотом или в обмен на сырье. В некоторых источниках эти поставки называют «предленд-лизом», хотя они не имеют никакого отношения к Ленд-лизу. Считается, что этот режим поставок действовал до 30 сентября 1941 года, т.е. до вступления в силу первого, московского, протокола о поставках американской помощи по программе Ленд-лиза.
29 сентября в Москве начались переговоры о поставках в СССР помощи по программе Ленд-лиз. Они завершились 1 октября 1941 года подписанием так называемого «Московского протокола» о поставках в Советский Союз американской помощи на сумму 1 млрд. долларов в течение 9 месяцев, т.е. до 30 июня 1942 года, под беспроцентный заем на всю сумму помощи с оплатой в течение 10 лет, начиная с шестого года после окончания войны. Поставки «предметов оборонного назначения» в СССР начались уже в октябре 1941 года, хотя оборона СССР была признана жизненно важной для обороны США только 7 ноября 1941 года. Ленд-лизовские грузы поступали в СССР через «туманный Альбион» как британская помощь. До конца года в СССР поступило грузов на сумму 545 тысяч долларов. В частности, уже в 1941 году США передали в СССР 256 самолетов.
Кстати, добиваясь помощи по программе Ленд-лиза Советский Союз был вынужден играть в американские игры в Конгрессе США и американской прессе как завзятый американский лоббист. Для того, чтобы пробить крепостную стену антикоммунизма Советский Союз по совету американских партнеров развернул GR-компанию по всем правилам жанра. Ее целью было убеждение американских обывателей и американских конгрессменов в том, что в СССР есть гарантированная Конституцией СССР свобода вероисповедания, и есть действующие христианские церкви и иные религиозные общины. Кроме того, Советский Союз официально декларировал объем имеющихся у него активов, размеры золотого запаса, валютных резервов и т.д. Думаю, что для руководства СССР – это был новый опыт. К счастью, именно в ходе Войны в СССР изменилась политика в отношении религиозных организаций и Русской Православной Церкви, в частности. Так что советским дипломатам в ходе GR-компании в США не пришлось сильно много врать.
В оценке Ленд-лиза очень важен исторический рубеж, который обычно называют «самое трудное время для СССР». Лично я твердо убежден, что самое трудное время для СССР началось в первой декаде октября 1941 года. 30 сентября 1941 года началась наступательная операция немецких войск, носившая название «Тайфун». Цель операции – охват Москвы с севера и с юга и взятие советской столицы. 6 октября 1941 года немецкие танковые дивизии, обойдя с востока Карачев и Брянск, разорвали Брянский фронт РККА на две части, преградив пути отхода в тыл окруженным. Дорога на Москву, Тамбов и Воронеж оказалась открытой настежь. 7 октября 1941 года немцы прорвали Западный и Резервный фронты РККА и вышли к Вязьме, окружив в нескольких котлах крупные силы нескольких советских армий. Затем они двинулись к Можайской линии обороны Москвы. Общие потери РККА в котлах под Вязьмой и Брянском точно не известны до сих пор. Сплошной фронт обороны на этом направлении был восстановлен только к концу октября 1941 года. Оборона Москвы, начавшаяся 30 сентября, продолжалась до 5 декабря 1941 года, когда началось контрнаступление советских войск, продолжавшееся до 7 января 1942 года. Это была первая победа наших войск, вырванная у врага ценой огромных жертв. Она же завершила самый тяжелый период Великой Отечественной войны.
Хотя за 1941 годом последовал не менее жестокий 1942 год, но, что ни говори, именно после битвы под Москвой у советских людей появилась вера в Победу, которая позволила Красной Армии выстоять в Сталинграде, а затем окружить и блокировать армию Паулюса. При этом в течение 1941 года в СССР по программе Ленд-лиза было поставлено 5,5 тыс. тонн грузов или 0,03% от поставок по программе Ленд-лиз за 1941-1945 гг. Много это или мало? В литературе довольно часто встречается высказывание члена Государственного комитета обороны (ГКО) А.И. Микояна, который всю Войну возглавлял Комитет продовольственно-вещевого снабжения РККА: «Осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не Ленд-лиз, не американские поставки, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии – еще вопрос, как обернулось бы дело». С Микояном не поспоришь, ведь он то знал все о снабжении РККА в годы Войны. И тут в подобных ситуациях кто-нибудь обязательно задаст вопрос: «Выходит, Советский Союз без Ленд-лиза проиграл бы Войну уже в 1941 году?».
Дорогие друзья, Советский Союз мог потерять в 1941 году Москву и блокированный немцами Ленинград, но проиграть Войну в 1941 году он не мог в принципе – немцы были на пределе сил. Советское руководство успевало в течение 1941-1942 года эвакуировать оборонную промышленность на Восток. Более того, Советский Союз не проиграл бы войну и в следующем 1942 году, если бы Гитлер и Вермахт не предпринял бы чего-нибудь экстраординарного, но ничего такого у них в арсенале в 1942 году не было. Так что спор на тему: «проиграл бы Советский Союз или нет», это спор, который выходит за рамки разговора о поставках по программе Ленд-лиз в область военной стратегии. Есть такая научная и техническая дисциплина. Но об этом в другой раз.
Вернемся к Ленд-лизу. В течение всего 1941 года американцы помогали Великобритании, а затем и СССР по программе Ленд-лиза в кредит, под небольшие проценты. Затем, уже в феврале 1942 года, американцы и британцы договорились о том, что все ленд-лизовские поставки для Великобритании будут безвозмездными. Об этом стало известно в Москве. Чтобы снять возникшее напряжение в отношениях с СССР, Президент США Рузвельт уже в конце февраля направил Сталину письмо, в котором заверил его в списании ранее выданных СССР кредитов и о том, что вся американская помощь по программе Ленд-лиза в дальнейшем будет исключительно безвозмездной. Так Рузвельт уровнял Великобританию и Советский Союз в качестве получателей американской помощи.
В течение войны было подписано еще три «протокола», которые устанавливали максимальные объемы помощи СССР по Ленд-лизу. Второй протокол был подписан в Вашингтоне 6 октября 1942 года. Третий протокол – в Лондоне 19 октября 1943 года и четвертый протокол – в Оттаве (Канада) 17 апреля 1944 года. В рамках программы Ленд-лиза действовали еще и специальные подпрограммы, ход реализации которых влиял на интенсивность поставок «предметов оборонного назначения». Наиболее крупные из них: Арктическая программа по снабжению советских арктических портов, программа «Аванпост» (англ «Outpost») по строительству портов на дальневосточном морском побережье СССР и программа создания транссибирского транспортного аэро-маршрута (англ. «Northern Siberian Air Route Program»).
Поставки по 4-му протоколу де-юре закончились 12 мая 1945 года, т.е. после разгрома нацистской Германии, но действие Ленд-лиза было продлено до 20 сентября 1945 г., т.е. до окончания войны с Японией, в которую СССР вступил 8 августа 1945 года. Кстати, в тот же день США сбросили атомную бомбу на Нагасаки (бомба на Хиросиму была сброшена 6 августа 1945 г.). Бедные жители японского города Нагасаки: пугали Советский Союз, а в адском пламени погибли они.
2 сентября 1945 года Советско-японская и Вторая мировая война завершились безоговорочной капитуляцией Японии, а 21 августа 1945 года Президент США Трумэн распорядился прекратить поставки в СССР по Ленд-лизу, и они были завершены 20 сентября 1945 года.
Что касается всего периода поставок в СССР американской помощи именно по программе Ленд-лиза, то общий объем поставок составил около 16 млн. тонн грузов, из них 11 млн. тонн были получены в 1944-1945 гг. При этом удельный вес поставок по программе Ленд-лиза за 1941-1945 гг. составил не менее 7% от общего объема промышленного (!) производства в Советском Союзе
Согласно записке начальника учетно-экономического отдела Министерства внешней торговли Золоева от 6 июля 1946 года № 395-3/14664 на имя Министра внешней торговли А. Микояна, за период с 1941 по 1945 год:
- на поставки из США по программе Ленд-лиза пришлось 81,7% всех поставок;
- на поставки из Великобритании – 9,3%;
- на поставки в кредит – 3,9%,
- на поставки за наличный расчет — 3,3%;
- на поставки по Канадскому Ленд-лизу – 1,1%,
- на поставки по соглашению о товарообороте – 0,7%.
Кстати, была еще и благотворительная помощь из США, Великобритании и очень многих сран мира, которая тоже попадала в руки Советского государства. Но в любом случае, поставки из США по программе Ленд-лиза безусловно преобладали в общем объеме поставок в СССР на протяжении всей Второй мировой войны.
Поставки в другие страны. Между 1941 и 1945 годами США предоставляли разнообразную помощь по программе Ленд-лиз практически всем своим союзникам. По одним данным общее количество стран-получателей американской помощи к концу войны достигло 42, по другой – 45 стран. Но похоже, что США охватили Ленд-лизом практически все независимые государства того времени, а также все доминионы Великобритании. Короче, все из того, что не состояло в союзе с нацистской Германией, милитаристской Японией или фашисткой Италией, удостоилось американской помощи. Помощь получали многие страны Латинской Америки, например, Бразилия, далекая от всех фронтов Второй мировой войны. Зачем же американцы направляли в Бразилию помощь по программе Ленд-лиза? Ответ, видимо, может быть только один: для того, чтобы привлечь Бразилию в ряды Объединенных наций и сторонников либеральной экономической модели послевоенного мира. Как сказал Сталин на Ялтинской конференции в феврале 1945 года: «Ленд-лиз — замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции». Я осмелюсь добавить к сказанному тов. Сталиным: «И не только в создание антигитлеровской коалиции!».
При всей широте охвата помощью по программе Ленд-лиза круг получателей наиболее значимых объемов помощи США был очень узок. В него вошли только Великобритания, СССР, Франция и Китай. При общей стоимости всех поставок по Ленд-лизу за 1941-1945 годы, равной 50,1 млрд долларов (в ценах того же периода), на долю этого квартета пришлось 47,5 млрд долларов, из низ:
- 31,4 млрд долларов (62,67% от общей стоимости Ленд-лиза) получила Великобритания;
- 11,3 млрд долларов (22,55%) – Советский Союз;
- 3,2 млрд долларов (6,39%) – Франция;
- 1,6 млрд долларов (1,6%) – Китай.
Соответственно, все остальное, а это 2,6 млрд долларов (2,6%), досталось 41-му государству – члену антигитлеровской коалиции.
Еще один важнейших показатель, характеризующий Ленд-лиз – это доля Ленд-лиза в объеме общих военных расходов США. По имеющимся у меня данным, эта доля составила от 14 до 17% от общих военных (!) расходов США за период с 1941 по 1945 год. Честно говоря, когда видишь эти 14-17%, в голове возникает только один вопрос: на что же американцы ухитрились потратить такие огромные средства своего военного бюджета?! Но поразмыслив, начинаешь вспоминать созданные за годы Войны огромный Военно-морской флот, огромный коммерческий флот, огромные авиа-флотилии транспортной и бомбардировочной авиации, Манхэттенский атомный проект, тысячи научно-технических разработок военного времени, тысячи промышленных образцов и прототипов новой военной техники, горы вооружения, боеприпасов, бесконечные вереницы грузовых и легковых автомобилей, средства связи, десятки новых заводов и фабрик, десятки новых портов и гаваней, новые аэродромы, новые железные и автомобильные дороги и т.д. и т.п. При этом нужно учитывать еще один важный фактор американской экономики: все что делают американцы, они делают «за дорого» или «за очень дорого», т.к. американские предприниматели и финансисты должны-таки получить свою сверхприбыль.
Когда наши люди сравнивают полученное по Ленд-лизу разными странами, почему-то всегда возникает один и тот же вопрос: а британцам почему так много?! Британцам много потому, что они в течение всей Второй мировой войны контролировали Атлантический и Индийский океан, а также Средиземное море, воевали плечом к плечу с американцами практически во всех крупных операциях в Африке и в Европе, начиная с осени 1942 года. Кроме того, в ходе Второй мировой войны Британия гарантированно теряла свою Империю, а главным выгодоприобретателем этого были Соединенные штаты Америки. Но через Ленд-лиз американцы подслащивали британцам потерю величия и доходов. Так что с британцами все более или менее ясно. А вот почему американцы так много помогали французам?
Вы скажите: что там 3,2 млрд долларов? Но ведь Советский Союз получил 11,3 млрд долларов, а это всего в 3,5 раза больше того, что получили французы. За время Войны Красная Армия только погибшими потеряла более 10 млн. солдат. А сколько бойцов потеряла Франция в борьбе с нацисткой Германией? Не меньше ли, чем в борьбе с врагами Третьего Рейха? Но не буду углублять в эту тему, потому что я ее приберег для продолжения этой статьи. Так что ждите статью о Ленд-лизе для «Франции».
Все фотографии из общедоступных источников
Литература по теме:
Джонс Р.Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне. 1941-1945. М., 2015.
Куманев Г. А. Говорят сталинские наркомы. Смоленск, 2005.
Стеттиниус Э. Загадки Ленд-лиза. М., 2000.
Herring G.C., Jr. Aid to Russia, 1941-1946. New York, London. – 1973.
Kimball Warren F. The Most Unsordid Act. Lend-Lease, 1939-1941. Baltimore, 2019.
Legislative History, Public Law 382 – 78th Congress, Chapter 324 - 2d Session, H.R. 4937. – 1944.
Продолжение следует