Найти тему
Доцент

Рифмы в стихотворениях В. Высоцкого

Рифмы в стихотворениях В. Высоцкого
Рифмы в стихотворениях В. Высоцкого

В этом году отмечали 85 лет со дня рождения Великого русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого. Иосиф Бродский назвал его лучшим поэтом на советском пространстве и признался: «Смерть Высоцкого – это потеря для русского языка, а не только для русской поэзии». Писатель и литературовед Виктор Шкловский сказал: «Когда люди слушали его, они вспоминали, что они люди». Он был действительно народным поэтом. Его любили за искренность, честность, правду, к которой стремится душа каждого человека. Мне лично он не дал погибнуть в застойные времена.

Прошло время, и много слушая и исполняя песни Высоцкого, мне захотелось поделиться своим наблюдением необыкновенных рифм в его стихотворениях. Я приведу только некоторые характерные примеры. «Приподнимем занавес за краешек…» («Алиса в стране чудес»).

«Песня о друге»

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке в одной с тобой,

Там поймешь, кто такой.

Здесь рифмуются не только последние слова строф, но все стихотворение, как кружевом пронизано рифмами, что создает необыкновенный ритмический эффект, мы ощущаем восхождение.

«Купола»

В синем небе, колокольнями проколотом,

Медный колокол, медный колокол,

Толь возрадовался, толи осерчал,

Купола в России кроют чистым золотом,

Чтобы чаще Господь замечал.

Слышится колокольный звон, потому что мастерски используются однокоренные слова «колокольнями – колокол» и повтор «медный колокол, медный колокол».

У Высоцкого есть, свойственные только ему, «коренные» рифмы: «Чтоб творить им совместное зло потом, поделиться приехали опытом», «ты же меня спас в порту, но загвоздка есть, русский я по паспорту», «вот, кто-то крикнул сам не свой: «А ну, пусти! И начал спорить с колеёй по глупости», «протопи ты мне баньку по-белому - … угорелому».

Стихотворение «Мишка Шифман» можно процитировать все, настолько там гениальные рифмы и юмор. Вот некоторые.

«Мы побредём, паломники, чувства, придавив,

Хрена ли нам Мневники, едем в Тель-Авив»…

«Мишка мой кричит: «К чертям

Виза или ванная. «Едем, Коля, море там, Израилеванное»…

«Хвост огромный в кабинет из людей, пожалуй, ста,

Мишке там сказали, нет, ну а мне, пожалуйста,

Он кричал: «Ошибка тут, это я еврей!»,

А ему: «Не шибко тут, выйди из дверей».

Характерные рифмы и юмор Поэта встречаются уже в его ранних произведениях.

«Песня студенов-археологов»

Привез он как-то с практики

Два ржавых экспонатика,

И утверждал, что это древний клад,

Потом однажды в Элисте нашел вставные челюсти

Размером с самогонный аппарат.

Он древние строения искал с остервенением

И часто диким голосом кричал,

Что есть еще пока тропа, где встретишь питекантропа,

И в грудь себя при этом ударял.

«Тау Кита»

В далеком созвездии Тау Кита

Все стало для нас непонятно:

Сигнал посылаем: «Вы что это там?»,

А нас посылают обратно.

В более поздних.

«Утренняя гимнастика»

Если вы уже устали,

Сели-встали, сели-встали,

Не страшны нам Арктика с Антарктикой

Главный академик Иоффе

Доказал, коньяк и кофе

Вам заменит спортопрофилактика.

«Письмо с Канатчиковой дачи»- это вершина юмора Высоцкого.

Мы не сделали скандала, нам вождя не доставало

Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков,

Но на происки и бредни сети есть у нас и бредни,

И не испортят нам обедни злые происки врагов

Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме,

Их вчера в стеклянной призме к нам в больницу привезли,

И один из них, механик, рассказал, сбежав от нянек,

Что Бермудский многогранник – незакрытый пуп земли.

«Про речку Вачу и попутчицу Валю»

Красота – живи и грейся,

Хрен вам, пуля и петля,

Пью, бывает, хоть залейся,

Кореша приходят с рейса

И гуляют от рубля

Проводник в преддверье пьянки извертелся на пупе,

Тоже и официантки,

И к тому ж на полустанке

Села женщина в купе

Мимо рта проносят чачу,

Мимо носа алычу,

Я на Вачу еду – плачу,

Над собою хохочу.

А вот, уже серьезное произведение.

«Дорожная история»

Я вышел ростом и лицом,

Спасибо матери с отцом,

С людьми в ладу, не понукал, не помыкал,

Спины не гнул, прямым ходил

И в ус не дул, и жил, как жил,

И голове своей руками помогал.

Впечатление можно выразить кратко: Восторг!

«Алиса в Стране Чудес»

Но плохо за часами наблюдали счастливые,

И нарочно время замедляли трусливые,

Торопили время, понукали крикливые,

Без причины время убивали ленивые.

Всё так гармонично и, как всегда, с глубоким смыслом.

«Он не вернулся из боя»

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал,

А вчера не вернулся из боя.

В. Высоцкий говорил про свои песни: «Это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую основу,… это только для того, чтобы усилить воздействие на слушателей, а больше ничего». Гениальный поэтический дар Владимира Семеновича, действительно, усиливается его уникальным голосом и манерой исполнения.

Композитор Альфред Шнитке засвидетельствовал композиторский дар Высоцкого, отмечая разнообразие мелодий и ритмов, а спектакль, поставленный в Театре на Таганке на основе песен и стихов Высоцкого, назвал «современной оперой».