В этом году отмечали 85 лет со дня рождения Великого русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого. Иосиф Бродский назвал его лучшим поэтом на советском пространстве и признался: «Смерть Высоцкого – это потеря для русского языка, а не только для русской поэзии». Писатель и литературовед Виктор Шкловский сказал: «Когда люди слушали его, они вспоминали, что они люди». Он был действительно народным поэтом. Его любили за искренность, честность, правду, к которой стремится душа каждого человека. Мне лично он не дал погибнуть в застойные времена.
Прошло время, и много слушая и исполняя песни Высоцкого, мне захотелось поделиться своим наблюдением необыкновенных рифм в его стихотворениях. Я приведу только некоторые характерные примеры. «Приподнимем занавес за краешек…» («Алиса в стране чудес»).
«Песня о друге»
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош –
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.
Здесь рифмуются не только последние слова строф, но все стихотворение, как кружевом пронизано рифмами, что создает необыкновенный ритмический эффект, мы ощущаем восхождение.
«Купола»
В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол,
Толь возрадовался, толи осерчал,
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
Слышится колокольный звон, потому что мастерски используются однокоренные слова «колокольнями – колокол» и повтор «медный колокол, медный колокол».
У Высоцкого есть, свойственные только ему, «коренные» рифмы: «Чтоб творить им совместное зло потом, поделиться приехали опытом», «ты же меня спас в порту, но загвоздка есть, русский я по паспорту», «вот, кто-то крикнул сам не свой: «А ну, пусти! И начал спорить с колеёй по глупости», «протопи ты мне баньку по-белому - … угорелому».
Стихотворение «Мишка Шифман» можно процитировать все, настолько там гениальные рифмы и юмор. Вот некоторые.
«Мы побредём, паломники, чувства, придавив,
Хрена ли нам Мневники, едем в Тель-Авив»…
«Мишка мой кричит: «К чертям!»
Виза или ванная. «Едем, Коля, море там, Израилеванное»…
«Хвост огромный в кабинет из людей, пожалуй, ста,
Мишке там сказали, нет, ну а мне, пожалуйста,
Он кричал: «Ошибка тут, это я еврей!»,
А ему: «Не шибко тут, выйди из дверей».
Характерные рифмы и юмор Поэта встречаются уже в его ранних произведениях.
«Песня студенов-археологов»
Привез он как-то с практики
Два ржавых экспонатика,
И утверждал, что это древний клад,
Потом однажды в Элисте нашел вставные челюсти
Размером с самогонный аппарат.
Он древние строения искал с остервенением
И часто диким голосом кричал,
Что есть еще пока тропа, где встретишь питекантропа,
И в грудь себя при этом ударял.
«Тау Кита»
В далеком созвездии Тау Кита
Все стало для нас непонятно:
Сигнал посылаем: «Вы что это там?»,
А нас посылают обратно.
В более поздних.
«Утренняя гимнастика»
Если вы уже устали,
Сели-встали, сели-встали,
Не страшны нам Арктика с Антарктикой…
Главный академик Иоффе
Доказал, коньяк и кофе
Вам заменит спортопрофилактика.
«Письмо с Канатчиковой дачи»- это вершина юмора Высоцкого.
Мы не сделали скандала, нам вождя не доставало –
Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков,
Но на происки и бредни сети есть у нас и бредни,
И не испортят нам обедни злые происки врагов…
Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме,
Их вчера в стеклянной призме к нам в больницу привезли,
И один из них, механик, рассказал, сбежав от нянек,
Что Бермудский многогранник – незакрытый пуп земли.
«Про речку Вачу и попутчицу Валю»
Красота – живи и грейся,
Хрен вам, пуля и петля,
Пью, бывает, хоть залейся,
Кореша приходят с рейса
И гуляют от рубля…
Проводник в преддверье пьянки извертелся на пупе,
Тоже и официантки,
И к тому ж на полустанке
Села женщина в купе…
Мимо рта проносят чачу,
Мимо носа алычу,
Я на Вачу еду – плачу,
Над собою хохочу.
А вот, уже серьезное произведение.
«Дорожная история»
Я вышел ростом и лицом,
Спасибо матери с отцом,
С людьми в ладу, не понукал, не помыкал,
Спины не гнул, прямым ходил
И в ус не дул, и жил, как жил,
И голове своей руками помогал.
Впечатление можно выразить кратко: Восторг!
«Алиса в Стране Чудес»
Но плохо за часами наблюдали счастливые,
И нарочно время замедляли трусливые,
Торопили время, понукали крикливые,
Без причины время убивали ленивые.
Всё так гармонично и, как всегда, с глубоким смыслом.
«Он не вернулся из боя»
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
В. Высоцкий говорил про свои песни: «Это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую основу,… это только для того, чтобы усилить воздействие на слушателей, а больше ничего». Гениальный поэтический дар Владимира Семеновича, действительно, усиливается его уникальным голосом и манерой исполнения.
Композитор Альфред Шнитке засвидетельствовал композиторский дар Высоцкого, отмечая разнообразие мелодий и ритмов, а спектакль, поставленный в Театре на Таганке на основе песен и стихов Высоцкого, назвал «современной оперой».