Найти тему
PUSKPRO.RU

Тестирование нового портала пропусков завершено.

В конце прошлой недели без объявления войны каких-либо предупреждений Департамент Транспорта Москвы "временно" отключил возможность оформления грузовых пропусков в Москву со старого портала.

Кулуарно достаточно быстро выяснили, что мера действительно временная и скоро всё вернут как было. Одновременно так же стало понятно, что полный переход на новый портал уже не за горами.

Дептранс Москвы, конечно, умышленно или нет получил невероятную возможность обратной связи, недоступную на проходивших прежде полупубличных тестированиях.

Для меня же, как и для многих профессиональных участниках сферы оформления пропусков в Москву стала ещё более очевидна одна вещь: в таком виде запускать портал в соло-режиме всё ещё рано. И вот почему.

У перевозчика нет цели. Есть только путь. Один путь. Один маршрут.

На новом московском портале грузоперевозчиков в интерактивной форме запроса на пропуск нет возможности указать несколько маршрутов. Маршрут в новой форме может быть только один. Добавление дополнительных маршрутов не предусмотрено технически.

Как понять, что пользователь Постановления 379 - продавец пропусков? Очень просто. Ему понравился новый портал. Мало кто из продавцов пропусков заморачивается с маршрутами. Для массовой подачи запросов на пропуск это и не нужно. Большинство из их покупателей - безвольные физические лица, которые и пропуск то иначе чем через однодневки оформить не могут, и работают бессистемно - каждый день разные заказы и спрогнозировать свои поездки не то что на год вперед, даже на неделю не могут. Смешно сказать, у таких перевозчиков почти всегда нет договора на перевозку и не с кем его заключить.

В результате - массовые аннулирования из-за нарушения маршрутов. Масла в огонь подливает и сам Дептранс: такие аннулирования чаще всего завуалированы под основание "предоставление заведомо недостоверных сведений". На деле недостоверными оказываются именно указанные в запросе маршруты. Я уже неоднократно освещал эту проблему.

Почему так важно наличие нескольких маршрутов в форме?

Всё просто.

Как я уже упоминал выше, существует такое основание аннулирования, как нарушение заявленных маршрутов:

8.3. Выявление Департаментом фактов отклонения грузового автотранспортного средства, внесенного в Реестр, от маршрутов движения, включая промежуточные точки маршрутов движения при пересечении ТТК, МКАД и Садового кольца, несоблюдения периодичности или объема перевозок, заявленных в запросе на предоставление государственных услуг...

Это основание аннулирования никуда не делось из регламента. И если вы указываете 1 маршрут, а ездите по другим - пропуск смогут аннулировать.

Помимо этого основания, как уже тоже было сказано выше, Дептранс Москвы активно использует и другое основание (не вполне законно кстати):

8.2. Выявление Департаментом оснований для отказа в предоставлении государственных услуг, ... после оформления соответствующего пропуска, а также выявление Департаментом фактов представления заявителем для предоставления указанных государственных услуг документов, содержащих заведомо недостоверные сведения.

Почему я упомянул слово "не законно"? Да потому что формулировка "заведомо недостоверные" обозначает умысел на предоставление
недостоверной информации, то есть вину заявителя.

Иными словами это не просто ситуация, когда просто собирались делать одну работу, под которую получили пропуск, а стали ездить по другим договорам. Нет. Здесь описывается случай, когда заявитель сознательно исказил сведения о предстоящих маршрутах в запросе. Однако, Дептранс при применении этого основания аннулирования не заморачивается с не то что доказательством, а даже выяснением вины заявителя. Он её презюмирует.

Пропуск же выдается на зону, а не на маршруты

- скажете вы, и окажетесь не правы

Пропуск действительно называется МКАД, ТТК или СК - но это больше сделано для регулирования требований к разным группам пропусков, нежели для указания территории действия. Например, для зон ТТК и СК необходим экологический класс Евро-3 и выше, а для зону МКАД - только Евро-2. Или, например, пропуск в зоны ТТК и СК нужен для транспортных средств с грузоподъемностью от 1000 кг, а в зону МКАД - с полной массой от 3500 кг. И так далее

Сами же пропуска выдаются именно на определенную работу - на определенный объем, периодичность и маршруты перевозок.

В реестр пропусков, кстати, так же идёт информация о согласованных для пропуска маршрутах:

2.11.3. Сведения о результатах предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.11.1.1, 2.11.1.2 и 2.11.1.3 настоящего Регламента, вносятся в Базовый регистр в следующем составе:
...
2.11.3.7. Сведения о маршруте движения грузового автотранспортного средства.

Именно с этой информацией в реестре и сверяются камеры видеофиксации для выяснения ситуации: был ли нарушен маршрут или нет.

Поэтому запускать новый портал в том виде, в каком он сейчас без возможности указания нескольких маршрутов - это значит подставлять перевозчиков под неминуемую возможность аннулирования пропуска.

Привлекательная ночная логистика, не очень.

Как выяснилось, в новой форме приходится предоставлять подтверждения владения транспортным средством (так называемые вещные права) при оформлении ночных пропусков.

Департамент Транспорта Москвы не раз победно трубил об облегчении процедуры оформления ночных пропусков, в частности, путем исключения данных документов из обязательного перечня.

Речь идет о договорах аренды или лизинга, если кто ещё не понял.

В прежней форме при пошаговом заполнении "простыни" запроса на третьем шаге, посвященном, как раз, сведениям о транспортном средстве, эти документы можно было просто не прикладывать.

"Логики и схемы" новой интерактивной формы запроса предусматривают карточки сведений - таки информационные блоки, из которых потом составляется запрос. И получилось так, что карточка транспортного средства просто не сохраняется, если данный документ не приложить.

Система ведь ещё "не знает", в какой запрос будет "вставлен" данный блок с этим транспортным средством, в запрос на дневной пропуск или на ночной.

В отличие от проблемы с множеством маршрутов, где нужно просто "допилить" нужный функционал, проблема с прикреплением документов связана именно с логикой структуры новой формы, и так просто не решаема.

На сегодняшний день пользователи 379 Постановления уже придумали выход. Я его выложил у себя в закрытом канале с платной подпиской. Но это скорее "костыли", нежели системное решение проблемы.

Одна из возможностей для Дептранса выйти из ситуации - это просто отменить обязательность прикрепления документов в карточке транспортного средства. И тогда "ответственность" за их наличие в запросе на дневной пропуск уже переходит в зону заявителя. Ну не проследил заявитель за тем, что документы не прикреплены - сам виноват, получай отказ за "неполный комплект документов".

Я думаю, что именно по этому пути и пойдет Дептранс, тем более учитывая запретительный по сути характер пропускной системы. Больше отказов - меньше транспорта на улицах столицы.

Прецеденты с отказами по "некомплекту" уже сыплются валом: это связано с автоматическим переносом сведений о транспортных средствах со старого портала на новый. Там не всегда, а точнее вообще не прикрепляются документы на ТС, и пользователь этого "не видел", пока Дептранс не "прикрутил" индикатор наличия документов (не без участия вашего покорного слуги).

Мультиподача: несколько пропусков в одном запросе.

Я решил посвятить этой теме отдельную статью, ищите её у меня на канале немного позже. Смысл же вот в чем:

На старом портале было опасно и нецелесообразно подавать в одном запросе несколько транспортных средств, поскольку решение тогда принималось именно по запросу, а не по каждому транспортному средству. В результате, из-за одной опечатки, например, в номере СТС одной из машин - отказ получали все машины в запросе, даже те, к которым претензий не было.

По сложившейся традиции Дептранс не утруждает себя указанием конкретных причин отказа в запросе, ограничиваясь лишь цитированием основания отказа из регламента. Что в случае такого злого отказа, как например "предоставление противоречивых/недостоверных сведений", влечет необходимость проверки всего комплекта документов и всех ТС из запроса, а не какого-то одного, конкретного.

На новом портале реализована возможность принятия разных решений по разным транспортным средствам в одном запросе. Это воистину революционная вещь, которой многие не преминут воспользоваться, вовлекая себя в неочевидные опасности.

Речь идет о том, что как и прежде, нет "прикрепления" водителя к конкретному транспортному средству. Водители в запросе указываются такой "кучей", как и транспортные средства, то есть списком.

Иными словами, вот вы указываете в запросе 5 транспортных средств. И к ним указываете 5 водителей. Никакого распределения водителей по машинам нет - все пять водителей "прикрепляется" к каждой из этих 5 машин. Со всеми своими штрафами, лишениями ВУ и двумя и более нарушениями ПДД.

Чем это грозит - читайте в следующем материале: Мультиподача: несколько пропусков в Москву в одном запросе. Не очень.

Резюме

В целом я хотел бы отметить, что на новом портале реализованы действительно классные "плюшки", которые существенно облегчают жизнь заявителя. Беспрецедентна так же степень открытости Дептранса и его взаимодействия; такого, действительно, не было прежде и это очень ценно. Хотя, в соседнем субъекте России - Московской области - это в порядке вещей.

Но сам по себе портал всё ещё сырой. Какие-то из проблем, типа обязательности указания диагностической карты даже для иностранных транспортных средств или российских не старше 1 года - решаются просто и быстро.

Иные, такие как описаны выше - требуют существенной доработки портала и являются препятствием для полного перехода на новый портал с закрытием старого.

Лично я, как и многие мои коллеги, среди которых даже и те, кому новый портал понравился, дождались вечера пятницы, когда вернули старый портал, и подали годовые запросы именно с него.

Коллеги, переход на новый портал не за горами; по словам представителей Дептранса для его осуществления необходимы 2 вещи:

  • исправление критических проблем
  • доминирование количества запросов с нового портала над количеством со старого.

Не подавайтесь с нового портала пока не исправят проблем! Это в наших общих интересах.

Ссылки на упомянутые в тексте материалы:

Кому нужен грузовой пропуск в Москву (и кому не нужен).
PUSKPRO.RU23 марта 2022
Разовый пропуск на МКАД. Успеть за 4 дня.
PUSKPRO.RU26 февраля 2022

Московский портал грузоперевозчиков
Московский портал грузоперевозчиков