Святой благоверный князь Даниил Московский (1261–1303) был миротворцем и мудрым правителем, основателем московской правящей династии Рюриковичей. Он получил свой княжеский Московский удел в трехлетнем возрасте. Своего отца — святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263) — Даниил лишился рано, так что воспитанием малолетнего сына знаменитого полководца занимался его дядя, великий князь Владимирский Ярослав Ярославич.
В 1272 году, достаточно повзрослев, Даниил переселился в Москву. По сравнению с другими княжествами это был крохотный и скудный земельный надел. Но уже через несколько веков это маленькое княжество станет главным политическим и духовным центром складывающегося государства. И такое славное будущее Москвы, как ни удивительно, во многом было связано с миролюбивостью ее первого правителя.
На берегу Москвы-реки он устроил монастырь, главный храм которого был освящен в честь небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Сегодня эта обитель — Патриаршая резиденция и один из главных центров православия в России. Как утверждают современные археологи, при Данииле в городе была построена и первая каменная церковь.
В эпоху размаха княжеских междоусобиц и постоянных кровавых столкновений между русскими феодалами московский правитель мирным путем сумел значительно расширить свои владения и обеспечить безопасность жителям своего удела. Последнее было особенно важно ввиду тяжелейших условий татаро-монгольского ига, ведь теперь местное население получило возможность заниматься хозяйством, не опасаясь, что плоды их трудов в любой момент могут погибнуть под вражескими сапогами. Уже тогда в поисках размеренной и тихой жизни в процветающие владения Даниила начали переселяться жители соседних княжеств.
Курс на мирную политику, заложенный святым благоверным князем Даниилом, сохранялся и позднее, что не только еще больше укрепило княжество, но и предопределило централизацию Руси вокруг Москвы. Это были первые шаги на пути к свержению татаро-монгольского ига.
Даниил не раз примирял враждующих князей, а защищая свои границы, никогда не пользовался слабостью разбитого противника, чтобы поживиться его богатствами. Так, например, в 1292 году, когда святой вместе с другими князьями выступил против своего брата Димитрия, то уже у стен его города он сумел примирить враждующие стороны и не допустить кровопролития. А в 1300 году Даниил, разбив войско рязанского князя, который, заручившись поддержкой татар, угрожал безопасности Москвы, своей победой не воспользовался: он не стал присваивать себе земли и богатства побежденного. Такое великодушие совершенно выбивалось из обычаев той эпохи.
Когда московский князь тяжело заболел, он решил принять великую схиму. В своем завещании Даниил со смирением просил похоронить себя не в церкви, как тогда подобало его титулу, а на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Согласно летописи, святой скончался 5 марта «на Москве в своеи отчине в черньцех и в скиме».
Уже в 1652 году во время царствования Алексея Михайловича мощи благоверного князя были найдены нетленными и торжественно перенесены в церковь в честь Святых Отец Семи Вселенских Соборов.
Официальный календарь Русской Православной Церкви: calendar.rop.ru