Найти тему
МуZей Победы

«Высота — скорость — маневр — огонь!». Легендарный ас Александр Покрышкин

Оглавление

Александр Покрышкин - второй по результативности советский ас, по советским данным на его счету 53 лично сбитых самолета и шесть в группе. Он был единственным Трижды Героем Советского Союза, заслужившим эти награды в годы Великой Отечественной. Рассказываем, какие новаторские тактики разработал Покрышкин и как ему удалось пройти всю Великую Отечественную с первого и до последнего дня.

Тяжелое лето 1941 года

К началу войны Александр Иванович был уже опытным летчиком. 28-летний старший лейтенант Покрышкин командовал эскадрильей на Южном фронте. Полк находился рядом с границей и в первый же день боев подвергся удару немецкой и румынской авиации.

Старший лейтенант Александр Иванович Покрышкин, 1940 год
Старший лейтенант Александр Иванович Покрышкин, 1940 год

Боевой путь прославленного аса начался с ужасной случайности. 22 июня 1941 года Покрышкин сбил свой первый самолет. Однако это оказался советский бомбардировщик Су-2. Он недавно поступил в войска, поэтому далеко не все летчики знали ее силуэт. Экипаж Су-2 совершил вынужденную посадку, летчик Гудзенко выжил, штурман Семенов погиб.

Су-2
Су-2

Наученный горьким опытом Покрышкин стал более осмотрителен и больше ошибок не допускал. Уже 26 июня он сбил первый самолет противника. В 1941 году немецкая авиация господствовала в воздухе, большинство советских истребителей этого периода войны были сбиты. Такая же участь постигла и Покрышкина. «Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны» - говорил советский ас.

МиГ-3, на самолете этого типа летал Покрышкин в начале Великой Отечественной
МиГ-3, на самолете этого типа летал Покрышкин в начале Великой Отечественной

5 октября 1941 года Покрышкин вместе со своим ведомым Комлевым был сбит в районе села Малая Токмачка Запорожской области. Александр Иванович сел на вынужденную и попытался спасти истребитель. Раненый летчик, отходя вместе с наземными войсками, некоторое время буксировал свой самолет грузовиком ЗИС. Однако по приказу командующего 18-й армией, Покрышкин всё же вынужден был сжечь МиГ-3.

-5

Летчик смог выжить в боях 1941-42 годов, в первую очередь благодаря своим навыкам пилотирования и умению ориентироваться в боевой обстановке. Но бывали и случаи, когда уцелеть удавалось лишь за счет случайного стечения обстоятельств. Однажды летчик едва не погиб во время бомбардировки аэродрома, вот что он вспоминал:

«Несколько взрывов качнули землю, и в воздухе снова повис гул "хейнкелей". Они делали второй заход.
— Чувашкин! — звал я техника. — Убирай маскировку!
Никого. Я успел отбросить несколько больших веток. А вот и бомбы...
Они легли около моего самолета. Я слышал, как самая близкая ко мне ударилась о землю. Бомбы не взорвались. Они заставили меня поверить в то, что я сильнее самого страшного оружия, что я пройду все испытания».

Громить врага в небе

Перелом в воздушных боях стал наступать в 1943-м. К тому моменту Покрышкин начал внедрять свои методы воздушного боя, разработанные им на основе опыта 1941-42 годов. Вскоре стала широко известна его фраза, ставшая классикой воздушного боя: «Высота — скорость — маневр — огонь!».

Схема воздушного боя, созданная Покрышкиным
Схема воздушного боя, созданная Покрышкиным

Александр Иванович большое внимание уделял физической подготовке летчика. Способность выдержать трудные перегрузки давала преимущество в маневренном бою. Советский ас также активно внедрял новый боевой порядок истребителей, который получил название «Кубанская этажерка». Вот как Покрышкин описывал его суть:

-7
«Боевой порядок группы, с рассредоточением пар по фронту и высоте, был схож со ступеньками крыльца, уходящего от ведущей пары в сторону и вверх. Такое построение группы обеспечивало большое пространство для поиска цели. В то же время затрудняло обнаружение противником группы».
-8

Массово этот прием стал применяться в ходе воздушного сражения на Кубани, где особенно отличился Покрышкин. Летчик сбил в тех боях 22 самолета. Александр Иванович внедрял и другие элементы воздушного боя, например, выход из-под удара на вираже нисходящей «бочкой» со снижением скорости. Зазевавшийся враг мог проскочить мимо цели и оказаться в прицеле обойденного самолета.

-9

Покрышкин проявил себя и как прекрасный наставник. Он разработал систему подготовки молодых пилотов, которая оказалась эффективной. Своим подчиненным Александр Иванович говорил: «Ищи противника, не он тебя, а ты его должен обнаружить. Инициатива и внезапность — вот слагаемые победы». Так, 30 лётчиков-асов, подготовленных Покрышкиным, впоследствии стали Героями Советского Союза, а шестеро из них — дважды.

-10

Александр Иванович в августе 1944 года за свои заслуги стал первым Трижды Героем Советского Союза. Ему не раз предлагали перейти в штаб ВВС, однако Покрышкин отказывался и оставался в боевом полку. Он совершал боевые вылеты до самого конца войны, несмотря на звание полковника и должность командира 9-й гвардейской авиадивизии.

-11

За годы Великой Отечественной летчик совершил около 600 боевых вылетов. Данные о количестве сбитых им самолетов разнятся: официальное число — 59, в документальном исследовании историка авиации Михаила Быкова приводился итог в 43 личные победы и 3 групповые; по источникам историков Андрея Симонова и Николая Бодрихина — 45 плюс 4. В любом случае Александр Иванович Покрышкин был прирожденным асом и надежным боевым товарищем. За свои заслуги он был награжден множеством орденов и медалей, в том числе стал Трижды Героем Советского Союза.

-12

В фондах Музея Победы хранятся уникальные экспонаты, принадлежавшие Александру Ивановичу: китель и фуражка, портреты и рисунки с изображением летчика, награды. Узнать больше о вкладе летчиков в разгром врага вы сможете на экспозиции «Подвиг Армии».

#МузейПобеды #ПодвигАрмии