Вообще-то компьютер в своё время изобрели для того чтобы экономить бумагу, но такая доступная возможность создавать печатный документ хорошего качества, по моему, сводит нас с ума. Количество бумажных документов у преподавателя растёт с каждым днём просто в геометрической прогрессии (причём туда можно отнести и документы его студентов) и уже хочется с этим что то делать, - хотя бы для начала просто высказаться. И сейчас я хочу поделиться некоторыми соображениями и размышлениями по поводу отчётности по производственной практике студентов среднего профессионального образования.
Никто не оспаривает тот факт, что производственная практика является важным этапом в процессе профессионального обучения. Я бы сказал, что это самая главная часть. Но так как я являюсь руководителем данных практик, то столкнулся с не совсем понятным для меня явлением под названием: Отчётная документация по практике. И в связи с этой проблемой хотелось бы поделиться с вами некоторыми соображениями.
Мы все в СПО опираемся в данном вопросе на Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291"Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования". Вот некоторые выдержки из этого документа:
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).
20. Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией. По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.
21. В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией. В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.[1].
Может быть кому-то это кажется вполне нормальным, но мне как специалисту с инженерным, техническим образованием и ведущем уроки у студентов технических специальностей (35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 23.01.03 Автомеханик) это кажется просто никому не нужным перебором. Давайте посмотрим, какие документы должны быть у студента по окончанию практики.
1. Дневник практики. (С подписями руководителей практики).
2. Отзыв руководителя практики от организации.
3. Отзыв руководителя практики от образовательной организации.
4. Аттестационный лист. (С подписями руководителя организации, руководителей практики и конечно же печатью).
5. Характеристика. (С подписями руководителя организации, руководителей практики и конечно же печатью).
6. Отчёт, который утверждается организацией. (С подписями руководителя организации, руководителей практики и конечно же печатью).
Ну и конечно же мы не забываем, что между образовательной организацией и хозяйством заключается договор о прохождении студентом практики, а это ещё 2-4 листа.
Если делать отчёт по рекомендациям многих учебных заведений то это - до 10 листов. Плюс ещё 6-10 листов (в зависимости от дневника) и в результате получаем около 20 листов макулатуры, которая нужна только лишь для того что бы поставить одну оценку за практику.
Дамы (я уверен, что такое могли придумать только дамы) - Вы считаете это нормальным?
Мы что оцениваем - отчет о практике или практическую работу студента в период практики? Нет, если студент учится на бухгалтера это может и имеет какой-то смысл. А если это тракторист или автослесарь или даже механик? Для технических специальностей самое главное - Как работал студент, какие приобрёл или развил практические навыки, какие виды практической деятельности освоил. Давайте смотреть реально на вещи - ребята пришли учиться на рабочие профессии (слесарь, тракторист, водитель) и именно эти профессии нужны работодателям и именно эти профессии будут кормить большинство выпускников всю их дальнейшую жизнь. Кстати, свой отчёт (а по объёму он получается не меньше курсового проекта) студент, по идее, должен сделать в последний день практики, поскольку больше для этого времени не запланировано. Хотя для выполнения такого же по объёму курсового проекта, как правило отводится 20 часов.
Давайте посмотрим, так ли нужны мне как руководителю практики все эти бумажки.(а если подсчитать их общее количество то получается 20 л. х 25 чел. в группе = 500 листов - пачка бумаги на одну только практику, а ведь их 5).
Начнём с отзыва руководителя практики от учебного заведения. Зачем мне самому для себя этот отзыв? Это просто глупо. С отзывом руководителя от предприятия тоже непонятно - зачем тогда характеристика?
Характеристика. Характеристику пишет и подписывает руководитель от предприятия. По факту это может быть любой "Дядя Вася" поэтому актуальность такой характеристики весьма сомнительна. Мы требуем, что бы там стояла печать, но тогда её должен подписывать руководитель хозяйства - не слишком ли много чести для простого, бедного студента. А уж про ОК и ПК, которые должны быть прописанные в характеристике хочется сказать отдельно. Если характеристику действительно будут писать в хозяйстве, то вряд ли они будут заморачиваться с нашими компетенциями (по большому, они на них чихали), и значит нам эту характеристику придётся составлять самим - тогда какой в ней смысл.
Теперь отчёт. Вот типовая схема написания отчёта:
1. Введение - Куда мне нужно вводиться, я и так уже заведённый.
2. Краткая характеристика учреждения (предприятия АПК, хозяйства) - Не вижу от этой информации никакой пользы кроме разве что случая преддипломной практики, я прекрасно знаю все хозяйства в которых студенты проходят практику.
3. Основная часть (в зависимости от специальности и тематики). - Тут вообще непонятно- вроде бы студент должен что то описать, более развёрнуто чем в дневнике.
4. Заключение. - Выводы и предложения - наш студент должен всё проанализировать и сделать целый ряд предложений по улучшению работы предприятия, а то они там все неучёные и сирые, не знают как правильно дела делать.
5. Приложения, иллюстрационный материал. - Как же, нужно всё подкрепить чертежами, схемами, рисунками, фотографиями.
6. Список литературы. - Святая часть - ведь нужно показать откуда студент содрал материал для отчёта.
Кроме этого ещё может быть персональное задание, которое тоже оформляется соответствующим образом.
Чисто для меня, этот отчёт - пустой перевод бумаги в макулатуру, который не даёт абсолютно ничего ни студенту ни мне как руководителю практики.
Аттестационный лист.
По факту это ведомость в которой выставляется оценка полученных практических знаний и умений (компетенций). На мой взгляд это самый главный документ, показывающий уровень освоения студентом программы практики и эту оценку логично было бы выставлять в журнал без всяких там защит и тд. и тп. Правда есть одно но.
Мне как руководителю практики нужно выставлять оценки каждый день, каждому студенту. Я наверно должен каждый день объезжать все хозяйства где трудятся мои студенты и оценивать их достижения, но я - преподаватель и у меня нет такой временной и физической возможности. В аттестационном листе нет оценок на каждый день и в этом я вижу его главный минус.
Дневник. Вот это действительно серьёзный документ. В нём я конкретно могу посмотреть что делал студент. За каждый день стоит подпись руководителя от хозяйства подтверждающая действительность этой работы. Единственный минус - нет оценки. Если дополнить дневник ежедневной оценкой, то мне стало бы проще оценивать деятельность студента. Можно так же добавить и короткий комментарий от руководителя. Фактически это будет объединение дневника и аттестационного листа в одно целое - вот это то что нужно. Для пущей важности документа можно его утвердить руководителем хозяйства с печатью.
И ВСЁ. 3-4 листа комбинированного документа и больше ничего не нужно. Как преподаватель и куратор группы я и так прекрасно знаю кто и как "отрабатывает" практику. Практика она на то и практика чтобы студенты развивали свои профессиональные компетенции а не занимались разными бумажками.
Выводы: Давайте подведём итог.
1. Сегодня студент, по окончании прохождения практики, должен выполнить сдать и защитить целую кучу бумажек.
2. По большому счёту, вся эта макулатура куча бумаги дублирует друг друга или не имеет в себе ни какого смысла.
3. Псевдоважность отчёта и его защиты отводит на второй план основную задачу практики - реальную практическую работу студента.
4. На студента и руководителя практики "навешивается" дополнительная нагрузка по формированию и созданию отчётной документации.
4. Для руководителя практики от образовательной организации достаточно только утверждённого дневника.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291" Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования".
2. С.Ю. Иволгин. Безумные мысли. Сампур 2020.