Автор: Dмитрий Фомин
Жанр: melodic death metal | doom metal
Страна: Швеция
Лейбл: Self-released
Дата выхода: 2 сентября 2022
Проект Within The Fall образовался в 2010 г., но более активно о нем заговорили двумя годами позже, когда в свет вышел EP Through The Shadow, который пришелся по душе многим поклонникам классического готик-дума. Вышедший в 2015-м полноформатный альбом Where Sorrow Grows прекрасно зарекомендовал музыкантов группы как талантливых личностей, превосходно сочетающих гнетущую тяжесть метала с высокопарным мелодизмом, сумрачной меланхолией и изяществом декаданса.
На ранних этапах звучание Within The Fall можно было охарактеризовать как смесь Novembers Doom и Draconian, хотя ни первые, ни вторые, при всем уважении к их творчеству, ни имели столь воздушной, эфирной атмосферы. Последующий миньон Beyond The Gate(2017) продемонстрировал стремление группы не только утяжелить собственное звучание, но и придать ему еще более утонченный и форматный облик. На протяжении последующих пяти лет от Within The Fall и вовсе поступали только синглы. Некоторые из них как раз-таки и вошли в их последний на данный момент мини-альбом Navigator.
Стоит отметить, что все эти годы шведы не переставали развивать свое творчество, делать его более модерновым, но весьма аккуратно и бережно. В рамках данного ЕР они сильнее, чем когда-либо приблизились к стандартам скандинавского мелодик-дэта, но при этом ничуть не утратили характерной грации мелодий. Гитарный дуэт Майка Веннерстренда и Дэвида Андерссона приятно удивляет своей гармоничностью и техничной подкованностью и остается еще одной особенностью Within The Fall.
Открывающая релиз титульная композиция встречает нас ритмичным “оцифрованным” интро, чтобы в скором времени перерасти в объемный MDM-стафф, пронизанный волнительными гитарными узорами, что буквально с ходу подчиняют себе слушателя. Глубокий текстурный харш Йокима Рудемайра выступает в роли проводника для “благородного мечтателя с бурей в сердце” в этом будоражащем и стремительном вояже по неведомым морям сновидений к самому краю Вселенной, где штормовые волны сменяются меланхолическими визионерскими эпизодами с нотками застарелой печали. Пожалуй, наиболее подходящей аналогией по атмосфере и духу будет рассказ “Белый корабль” Г. Ф. Лавкрафта:
“Навигатор, звезды выстраиваются в ряд.
Оставь боль прошлого позади.
Маяк приведет тебя домой,
Отбрось сомнения и плыви навстречу шторму”
“A Life In Silence” тяготеет к более мягким и романтическим формам, которые подчеркивает чувственный мужской клин-войс, витиеватые соло-узоры и завораживающие цикличные аккорды, в то время как тяжелый риффинг усиливает ощущение трагического финала и горечь потери. “Tomorrow” продолжает линию трогательных любовных грез, но в более импульсивном и даже агрессивном формате – добротный образец хитового шведского MDM c гимноподобным припевом, динамичными риффами и выразительными лидами поверх форсированного вокала.
Развернутая пьеса “HarbourOf Souls” возвращает нас к основам традиционного среднетемпового готик-дум-дэта со всем его мрачным драматизмом, высокопарной безысходностью и гнетущий тяжестью. Но и здесь нельзя отказать музыкантам в мастерстве: наблюдать за тем, как они виток за витком окутывают это изваяние тончайшими покровами упоительных мелодий, искусно балансируя между опустошающим мраком и светлой грустью, доставляет настоящее эстетическое наслаждение.
Можно сказать, что на этом ЕР Within The Fall максимально приблизились к Under The Godless Veil(2020) Draconian. На Navigator также присутствуют рефлексирующие пост-роковые вставки с реверберацией и эмбиентными вкраплениями. Но, в отличие от своих земляков, Within The Fall стремятся к большей пропорциональности и гармоничности каждой отдельно взятой композиции. Их материал отличается благородной поэтичностью, плавностью форм, последовательностью и чувством меры. А обволакивающая отрешенная атмосфера, проникнутая эскапической тоской, освобождает от оков повседневности и мягко побуждает поддаться течению.
В числе явных недостатков релиза стоит выделить слабоватый, испытывающий нехватку низких частот звук и лаконичный хронометраж в двадцать одну минуту. Этого крайне мало, чтобы без остатка погрузиться в историю и проследить ее от начала до конца, ведь она обрывается практически на полуслове. Словно резкое пробуждение после невероятно глубокого и насыщенного сновидения. Все же подобный материал требует углубленного развития и логического завершения, чтобы оказать еще большее впечатление на сознание слушателя.
Может, такова и была задумка музыкантов – оставить аудиторию с чувством легкого голода? Или же группа придерживается расхожего мнения, что формат долгоиграющего релиза уже давно изжил себя?
Так или иначе, Navigator остается еще одной увлекательной и завораживающей новеллой в репертуаре этой шведской команды. Within The Fall можно назвать одной из самых интересных дум/дэтовых формаций Скандинавии, у которых прослеживается неплохой потенциал. Надеюсь, что рано или поздно группа все же порадует нас новым полноформатным альбомом, а пока назидательно рекомендую последовательно ознакомиться с их пока что не столь обширным, но, безусловно, достойным творчеством.