(Личные впечатления)
Вход в магическое пространство фильма - взгляд через замочную скважину. С первых кадров интрига пробуждает любопытство зрителя, как бы говоря: А заглянем-ка мы в скрытое. Что же там может быть?
И дальше: крупным планом прозрачные, стеклянные шахматы, сквозь которые играет свет, и от этого они становятся как бы ожившие. Прозрачные фигуры перемещаются сами по себе с особым звуком, механически, словно по воле невидимого противника. И этот звук и прозрачность фигур, свет, блеск, отражения, - всё очень объёмно и выразительно.
Угольно-чёрная пешка. Вокруг только прозрачные "белые" в полном составе, которые двигаются совершенно мистическим образом. Отличная находка автора! Для сравнения можно представить ,если бы мы увидели обыкновенные белые пластмассовые фигуры вместо прозрачных. Тогда ни волшебства, ни смысла просто бы не было.
Чёрная пешка почти матовая, она такая прямо свою фактуру имеет, как единственная на свете, таких больше нет - контрастом к сверкающиму блеску прозрачных фигур. Серьёзное лицо мальчика, детская рука с чёрной пешкой. Композиция самая выразительная, какая только возможна! И поэтому создаёт сильное впечатление. Видно руку художника.
Мальчик и чёрная пешка - они из нашего материального мира, где всё живёт по привычным нам законам материи, а прозрачные шахматные фигуры, которые ещё к тому же, сами передвигаются - это, мне представляется, не наш материальный мир, а то, что происходит за нашим восприятием: какое-то механическое управление миром.
Музыкальное оформление как колдовской заговор и скрежет-звук перемещения фигур сопровождают это фантастическое действо. Снято так объёмно, выразительно и ярко, будто видение происходит всем существом, а не только глазами, будто открылось другое зрение. Околдовывающая красота игры света и отражений. Звучащая магия, ощущение что пространство наполнено сознанием и оно живёт своею жизнью.
Продумано и прочувствовано всё до тончайших деталей. Так подать предметы может только прирожденный Художник. Совместная работа с оператором великолепна!
Почти не видно чёрно-белых клеток. Потому что грубый их контраст и квадратность (наверное такого слова нет, но по-другому не скажешь) разрушил бы сияющую магию сцены. Феноменальное чутье создающего образ.
На шахматной доске проявляются старинные рисунки: человеческая фигура, вероятно Леонардо да Винчи; на тёмной клетке нам специально показали таинственный образ Джоконды. Здесь смысл, здесь тайна…Пронизывающая сверхреальность …
А музыка продолжает колдовство: движение фигур и запредельного мира продолжается…
Сияющий, таинственный, весь многократно отраженный - этот мир живёт своею жизнью; и мальчик всматривается в него.
Он один на один с тайной устройства мира.
Пронизывающая красота сцены снимает серую вуаль привычного восприятия. Магическое пространство фильма через эту сцену прорывается в зрителя, не давая ему возможности оставаться в привычном мироощущении. Словно Ты знаешь этот восторг чистого восприятия; Ты уже Видел Так в детстве. Но забыл, потому что много ментальной пыли осело на чистом зеркале видения. Тогда само пространство вокруг было живое, наполненное энергией...
https://youtube.com/playlist?list=PLnBlq48WoNBGW-bGhw695LeGOoR9rJOvE
Так мог сделать только Тот, кто прожил это сам! Но одно дело прожить, а другое - суметь передать эту драгоценность, донести до зрителя.
Вообще весь фильм обновляет. Будто открывает То, что ты Знал, но забыл. Оживляет энергией.
Для меня проживание каждого момента в фильме было очень насыщенным и захватывающим. Пожалуй ни один фильм не проживался мною так полно, как "Замысел".
Удивительно сделанный фильм! И цвет и звуки, и музыка - всё талантливо и красиво. Каждая деталь…
Мальчик ставит точку в игре, делая ход чёрной пешкой в самую середину этого прозрачного действа.
В следующий момент звук - и внимание прыгнуло в прихожую (ключом открывается обычная дверь в квартире) и входит мама. Переход из иного измерения в пространство реальности.
Мальчик знает что скажет мама. Он опять не пошёл в школу. Да, ему там неинтересно. Усталая мама пытается поговорить с сыном.
"Надо учиться... получить образование, найти престижную работу, чтобы получать большую зарплату…"
И пока она это говорит, мы опять видим как продолжают, сами по себе, перемещаться прозрачные шахматные фигуры; слышим как сквозь воду, искаженный звук маминой речи ,как что-то заученное, не от неё самой исходящее, просто она не знает ничего другого, растеряна поведением сына, и "так положено делать всем" ("но ты ведь не все"). Передвигаясь как в воде, фигуры искажаются; и эта прозрачная стеклянная игра продолжается… Вот он - работающий механизм управления... Он включился когда мама стала повторять постулаты, на которых держится управление.
А её сын хочет идти своим путём, он ищет свой истинный путь. Он говорит
-Если я буду заниматься всякой ерундой и думать о всяких зарплатах , то не сделаю Своё... Важное… и меня засыпят землёй…
Он всё правильно понимает. Гнаться всю жизнь за зарплатами, будто это цель жизни и ты для этого родился, - это такая бессмыслица! На это уходит всё время жизни, а в конце: с пустыми руками, нужное не сделал.., "и засыпят землёй".
Кажется, Зга видел смерть кого-то из близких, возможно отца, и это глубоко запало в его душу…
Если так заканчивается всякая жизнь, то для чего я пришёл в этот мир? Это же вопрос, после которого каждый, задавший его себе, отправляется в путешествие за ответом. Мальчик совершает это путешествие во сне.
"Дядя Гена с двумя высшими образованиеми, у него престижная работа и он получает много денег, но он не человек…"
Каждая сцена вызывает живой отклик, узнавание глупых стереотипов, которым люди следуют по привычке; узнавание самого себя, задвинутого в суете на задний план, потому что на видимом - бессмысленность и имитация жизни. Всё время надо соответствовать, а ты не соответствуешь чьим-то представлениям, своим собственным амбициям, навязанным ценностям.
Всё время внутри "Я" такой маленький и робкий, а хочется быть большим боссом, и тогда ты имитируешь свою величину, и страх разоблачения, потому что ты всё равно думаешь о себе что ты какой-то недостаточный в этом мире, и это переживание тайно сопровождает обычного человека всю жизнь именно потому, что он, вместо того, чтобы жить из сердца, всю жизнь старался соответствовать окружающим глупостям… И вот он уходит вместе со своими страхами и желанием казаться больше. Жизнь закончилась, не успев начаться... Для чего ты приходил в этот мир?
Полное проживание фильма… Смех сквозь слёзы. Более чем реалистично . Катарсис - очищение души происходит у зрителя от "Замысла" в любом случае. Это одна из наиболее желанных целей любого искусства…
Воздействие фильма сильное. После его просмотра, остаться таким как был, уже не получится. Он незаметно переворачивает полностью,просто потому что открывает живое сердце Художественные достоинства фильма неоспоримы!
Сила воздействия поразительная!
Именно за таким кинематографом будущее!
И это только первые четыре (!) минуты фильма…
Какой ещё фильм успел сделать столько за четыре минуты со зрителем!
(Виталина Медногорная)