Мария Даниловна Гамильтон принадлежала к старинному шотландскому роду Гамильтонов. Предок Марии, основатель рода Гамильтонов, перебрался в Россию во время правления Ивана Грозного. С тех пор представители рода Гамильтонов жили в России, занимая высокие должности при дворе. Год рождения Марии неизвестен.
В 1713 красивая и легкомысленная Мария появилась при дворе. Предполагается, что на тот момент девушке было всего пятнадцать лет. Веселая, кокетливая Мария легко располагала к себе окружающих. Не стала исключением и императрица Екатерина I, которая сделала Марию своей фрейлиной.
Мария Даниловна казалась добрым и открытым человеком. Но жизнерадостная красавица-фрейлина оказалась на редкость честолюбивой авантюристкой. Мария захотела стать фавориткой Петра Великого. Вскоре она добилась поставленной цели. Петр I заметил юную фрейлину и пригласил к себе в покои. Так Мария стала любовницей российского государя.
Правда, Петр I испытывал к Марии лишь плотский интерес. Мария оказалась только одной из множества его любовниц. Царь был ветреным и легко увлекающимся человеком, не отличавшимся постоянством, и Мария Гамильтон быстро наскучила ему. Но она не отчаивалась. Ее новым любовником стал Иван Михайлович Орлов, царский денщик. В январе 1716 года любовники вместе с царем отправились в заграничное путешествие.
Поначалу Мария надеялась вернуть расположение Петра и снова влюбить его в себя. Тем более ее новый любовник Орлов постоянно находился при государе и знал многие государственные тайны. Но Мария действительно влюбилась в Орлова, хоть отношения в этой паре сложно было назвать здоровыми. Любовники постоянно ссорились, Орлов обижал свою возлюбленную, даже поднимал на нее руку, а еще изменял Марии с Авдотьей Чернышевой — еще одной фавориткой Петра I.
В результате Мария, чтобы вернуть Орлова, приняла очень глупое решение. Она начала воровать у императрицы и задаривать Орлова дорогими подарками. Еще Мария решила оклеветать соперницу и заявила, что будто бы слышала, как Чернышева говорила: императрица «ест воск, и оттого у неё на лице угри». Она также рассказала придворным дамам, что об этом с Чернышевой говорил сам Орлов.
Слухи, распускаемые Марией, дошли до Екатерины I. Екатерина Алексеевна приказала провести расследование, в ходе которого выяснилось: Гамильтон оклеветала соперницу. А тут еще 12 марта 1717 года в комнате Гамильтон в присутствии Петра и Екатерины обнаружили украденные «алмазные и протчие вещи Её Величества», включая и одежду государыни. Также в ходе расследования выяснилось: Мария дважды вытравливала плод. Горничная Марии брала у придворных лекарей средства якобы «от запору». Но средства эти не всегда помогали. Так, 15 ноября 1717 года Мария Гамильтон родила ребенка, которого тайно утопила, а трупик младенца велела выбросить конюху.
По приказу Петра I Марию Гамильтон и Ивана Орлова отвезли из Москвы в Петербург и заключили в Петропавловскую крепость. Бывшие любовники оказалась в числе первых заключенных новопостроенной тюрьмы. Гамильтон и Орлова допрашивали и били при допросах кнутом. Мария Даниловна защищала Орлова, утверждала, что он ничего не знал об убийстве детей, полагая, будто бы дети уже родились мертвыми.
27 ноября 1718 года Петр I подписал приговор:
... девку Марью Гамонтову, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от него брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третьего удавила и отбросила, за такое душегубство, также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию. А Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал — о чем она, девка, с розыску показала имянно.
За опальную фрейлину заступались обе царицы — Екатерина I Алексеевна и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна, пробуя, если не оправдать обвиняемую, то хотя бы смягчить приговор. Однако Петр I не пожелал пощадить бывшую любовницу. Мария Гамильтон могла не убивать младенца, а подбросить его кому-нибудь. Тем более Петр I основал ряд приютов для детей, которые были не нужны родителям.
14 апреля 1719 года Мария Гамильтон была обезглавлена на Троицкой площади. Описание казни имеется у Жана-Бенуа-Шефера, немецкого и французского историка, который родился 1 сентября 1741 года, а следовательно не был современником описываемых им событий. Согласно Шеферу, Мария шла на плаху «в белом платье, украшенном черными лентами».
«Когда топор сделал своё дело, царь возвратился, поднял упавшую в грязь окровавленную голову и спокойно начал читать лекцию по анатомии, называя присутствовавшим все затронутые топором органы и настаивая на рассечении позвоночника. Окончив, он прикоснулся губами к побледневшим устам, которые некогда покрывал совсем иными поцелуями, бросил голову Марии, перекрестился и удалился».
Признанный невиновным Орлов был освобожден еще 27 ноября 1718 года. Затем его пожаловали в поручики гвардии.
(с) Рыжая Молли
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!