Найти тему
Пикабу

В объективе дореволюционного фотографа

Когда в России появилась фотография, новинка привлекла внимание лишь небольшой части людей, интересовавшихся техническим прогрессом. О том, что речь не о занимательном научном опыте, а о перспективном изобретении, которое может изменить мир, многие не задумывались. Качество изображения оставляло желать лучшего, оборудование было найти трудно, а главное, что со всеми нужными задачами и так успешно справлялись художники. Львиная доля доходов художников того времени – заказы на портреты и совсем небольшие портретики, которые могли дариться на память. Размер гонораров был разный, от нескольких тысяч до нескольких рублей, поэтому позволить подобное и так себе могли и богачи, и люди среднего достатка, а у крестьян и городской бедноты были и более насущные проблемы помимо наблюдения за техническим прогрессом. Во все длительные поездки власть имущие практически всегда брали с собой художников, делавших зарисовки. Во время научных экспедиций зарисовки делались тем более. Штатные и внештатные иллюстраторы трудились во многих газетах и журналах. Но за несколько десятилетий фотография стала неотъемлемой частью жизни большой страны.

Первые дагерротипы появились в России на рубеже 1830-х и 1840-х годов. Примерно в 1840-е годы в продажу поступили первые «фотографические аппараты». Реклама гласила: «Сия машина, изобретенная г-м Дагерром в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах». Выдержка занимала около получала, качество изображения было невысоким, поэтому его дорисовывали художники, и оно в итоге напоминало картину или гравюру. Чаще фотографировали улицы, виды городов, статичную натуру. При этом стоили услуги дорого. В Москве на Кузнецком мосту в 1839 году открылось ателье К. А. Беккерса. Оно принимало заказы на «снятие улиц и зданий Москвы». Один отснятый вид стоил 50 руб.

По мере развития технологий и сокращения времени выдержки все чаще стали фотографировать и людей. Число фотографов неуклонно росло. В 1847 году в Петербурге на Невском проспекте напротив Аничкова дворца открылось фотоателье братьев Цвернеров. В 1849 году на Невском проспекте начало работать «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого». Сергей Львович Левицкий – один из пионеров и новаторов российской фотографии. Он был внебрачным сыном сенатора, выпускником юридического факультета, служил в канцелярии министра внутренних дел. В 1839 году он увлёкся дагеротипией. В 1843 году во время совместной с академиком Ю. Ф. Фрицше инспекционной поездки на Кавказ для изучения состояния минеральных вод сделал несколько снимков Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Через год он окончательно оставил службу в министерстве и полностью посвятил себя фотографии.

.
.

Группа русских художников и писателей в Риме, 1845.

В 1845 году во время поездки в Рим он сделал фото известных художников и писателей, в том числе групповое фото, где среди живописцев и архитекторов можно увидеть Н. В. Гоголя (единственная прижизненная фотография, между прочим). В Париже Левицкий лично познакомился с Дагером. Фотограф много работал и в России, и во Франции, был назначен «Фотографом Императора Наполеона III», а в 1877 году уже на родине стал «Фотографом их Императорских величеств». Левицкий стал первым применять художественную ретушь и создавать фотоколлажи. Он также стал использовать электрическое освещение. Позже дело фотографа-новатора продолжил сын.

-3

В 1853 году появилось ателье И. Александровского, который первым в стране получил гордое звание «фотограф Его Императорского Величества». В 1859 году открылось ателье легендарного Вильяма Каррика, на котором хотелось бы остановиться отдельно. Отец будущего фотографа Эндрю Каррик был уроженцем Шотландии, но много лет имел успешный бизнес в России, а дед и вовсе в 1790-х годах был известен на Лондонской бирже как «купец из Петербурга». Вильям Каррик родился в Эдинбурге, после того Эндрю Каррик ненадолго вернулся в родную Шотландию и женился на соотечественнице. Но уже вскоре после рождения первенца отец перевез семью в Россию, где Вильям Каррик (которого уважительно именовали Вильямом Андреевичем) прожил большую часть жизни. В 1853 году он закончил Императорскую Академию художеств, но затем сначала из-за учебы в Риме, а затем из-за осложнившей российско-британские отношения Крымской войны и краха семейного бизнеса несколько лет прожил за границей. В это время он и «заболел» фотографией. В Эдинбурге он познакомился с фотографом Джоном Мак-Грегором. Вернувшись с новым другом в Петербург, он открыл ателье на Малой Морской улице и быстро добился успеха. В 1862 году великий князь Николай Александрович фотографу свой фотопортрет, которым остался очень доволен, и пожаловал мастеру кольцо с бриллиантом. Также Каррик сотрудничал со многими известными художниками. Но в историю он вошел в первую очередь благодаря этнографическим фотографиям, прежде всего серии «Русские типы». Благодаря работам этого фотографа потомки знают, как в середине 19 века выглядели представители самых разных профессий и национальностей.

Известно, что в 1856 году во время коронации Александра II сфотографировали Москву с высоты птичьего полета и создали панораму. Также известно о снятой фотографом Мартином Шерером панораме Москвы в 1867 году. Сохранились «Найдёновские листы» - фотоальбом, созданный по инициативе купца и политического деятеля Н. А. Найдёнова. В альбоме было около 700 фотоиллюстраций. Подобные серии фотографий создавались и позже. Если поначалу фотографирование улиц и привычных обывателям вещей некоторые считали блажью, то позже значимость этих кадров оценили по достоинству. Когда ближе к концу 19 века облик городов начал стремительно меняться, память о многих зданиях и прежних пейзажах сохранялась именно благодаря старым фотографиям. В 1888 году в Москве отпраздновали 50-летний юбилей появления дагерротипов в России, и по этому случаю была проведена Всероссийская фотовыставка в Москве. Львиная доля работ была посвящена именно жизни городов, архитектуре промышленным объектам и, что особенно ценилось, этнографическим исследованиям. Огромную ценность представляют этнографические снимки Сергея Михайловича Проскудина-Горского, но они заслуживают отдельного поста.

-5

Слева - Великий князь Сергей Максимилианович Лейхтенбергский (1871—1876 гг), справа - Мария Михайловна Глебова, актриса Александринского театра (1874)

В адресной книге 1868 года упомянуто 67 фотоателье, 21 из которых располагалось на Невском проспекте. В справочнике В. О. Михневича «Петербург весь на ладони» за 1874 год сообщалось, что товарооборот фотоателье К. Бергамаско – 60000 рублей, Э. Лоренса – «всего лишь» 15000 – большие деньги по меркам того времени. Для сравнения знаменитая фарфоровая фабрика Кузнецова имела оборот в 38000 рублей. К. Бергамаско начинал карьеру как артист французской труппы Императорских театров. Работу в ателье он совмещал с выступлениями в опере. Позже он получил звание «Фотограф Императорских театров». Также он был придворным фотографом. Лоренс был одним из первых, кто фотографировал виды окрестностей столицы и издавал эти фотографии в виде альбомов.

В 1850 – 1860-е годы появились стандартные размеры: кабинет-портрет (16.5 х 11 см, 13.5 х10), кабинет-альбом (аналогичные размеры, но фото не людей, а статичных объектов, улиц, зданий и тд), визитка (10.5 х 6.5, 9 х 6). В 1858 году парижский фотограф Адольф Эжен Дездери запатентовал камеру, позволявшую делать 8 фотографий на стандартной пластине, которые потом разрезались и наклеивались на картон размером примерно с визитную карточку. Подобный формат фотографий размером с визитную карточку так и стали называть в России визитками. Данный бизнес начал набирать популярность, его сразу попытались регламентировать. Теперь ателье требовалось регистрировать в Главном управлении по делам печати. Фотографы должны были вести учет фотографий, и один экземпляр обязательно отправляли в полицию. В результате на фотографиях тех времен есть регистрационные номера. «Уклонисты» периодически попадали под суд. Также было запрещено распространять фотографии неблагонадежных лиц и эротику. Последним кстати баловались многие фотографы, особенно в конце 19 века, но ретроэротика - отдельная история.

Тогда же впервые заговорили и об авторском праве. Одним из первых этим озаботился Г. Деньер. В 1864 году он обратился в Министерство Императорского двора с просьбой разрешить ему продажу частным лицам копий трех портретов Александра II. Позже с аналогичной просьбой обратился С. Левицкий. Традиция вешать в кабинетах портреты главы государства вообще среди чиновников пережила и Российскую империю, и СССР. В 1896 году в Москве прошел первый съезд фотографов, где известный юрист князь А. И. Урусов выступил с докладом «О правах художественной собственности на фотографические произведения». К концу 19 века вопрос авторского права был особенно актуален в том числе из-за появления фотооткрыток, печатавшихся огромными тиражами.

Появились и первые коллекционеры фотоснимков. Из воспоминаний купца М. В. Сабашникова: «Бывало, кто-нибудь из знакомых попросит посмотреть наше собрание фотографий,, когда нас дома не будет, чтобы им не стесняться нашим присутствием и нас не стеснять своим. И вот, сговорившись, София Яковлевна перед отходом из дома постелет на обеденный стол сукно оливкового цвета, закажет Дуняше самовар со всеми к нему обычными приложениями – печенье, варенье, хлеб с маслом, сыр, а я поставлю на стол наши ящики с фотографиями и на всякий случай выложу из библиотеки разные справочные книги по искусству и по истории культуры, которые, по моим соображениям, могут понадобиться при рассматривании фотографий. Нередко, возвращаясь домой после полуночи, мы заставали еще друзей за рассматриванием собрания».

Первые фотографии обычно делались на максимально минималистичном фоне. Ближе к концу 19 века наоборот стало все больше причудливых декораций. Особенно популярны были виды природы и дворцовые интерьеры, но были и более интересные варианты, например, заказчики могли сфотографироваться в лодке или верхом на бутафорском коне. Изображение перестали быть исключительно квадратными, их стали заключать в круги, овалы и не только, рамки были украшены, и на видных местах непременно красовалось название ателье. Картон стал более толстым. Изменился и облик среднестатистического фотографа. В середине 19 века большинство фотографов – иностранцы, как правило, с художественным образованием. В конце века среди них было все больше русских, в том числе выходцев из крестьян. Развитие фототехники делало ее все доступнее, и требовалось меньше вложений. Также было все больше фотографов-женщин.

-6

В 1880-х в России появились открытки, и это тоже стало важной вехой в развитии фотографии. На открытках печатали в том числе фотографии городов, достопримечательностей, популярных артистов. Отправить друзьям открытку с собственным портретом стало также обычным делом. Вообще в этот период фотографии уже прочно заняли свое место в быту россиян, особенно городских обывателей. Люди периодически делали семейные портреты, фотографировали своих детей. Фотографов обязательно приглашали на свадьбы, а если не было такой возможности, непременно заезжали в фотоателье, чтобы запечатлеть жениха и невесту, а также гостей. Приезжавшие в город сельские жители тоже часто заходили сфотографироваться на память, поэтому сохранилось немало фотографий крестьян этого периода. Непременно фотографировались во время службы в армии. Правда, полностью вытеснить картины фотографии не смогли. Некоторые снобы находили увеличенные фотопортреты безвкусицей и уделом бедноты. Однако в рабочих кабинетах фотографии были всегда.

-7

Интерьер квартиры генерал-майора, товарища министра внутренних дел, члена Совета министров В.Ф.Джунковского (Фурштадтская ул., 40)

**********************************************.

-8

В квартире барона Икскуля.

******************************************.

-9

Квартира князя М.М.Андроникова (наб.р.Фонтанки, 54)

В справочнике «Вся Москва» за 1911 год перечислены около 60 фотографов и ателье – «Русалка», «Роман», «Паола», «Марс», «Доре». При этом рост продаж фотоаппаратов привел к тому, что в Троице-Сергиевой лавре появились таблички о запрете съемки. Когда в 1914 году Герберт Уэллс покидал Москву, сопровождаемый поклонниками и друзьями, вокзальный жандарм сказал, что фотографировать прощание нельзя. Подробности передавала газета В 1914 году газета «Русское слово» описывала поездку писателя Герберта Уэллса в Россию и упоминала курьезный случай со стражем правопорядка: «Фотограф предъявил ему разрешительную карточку. Но вахмистр был непоколебим… Желая запечатлеть в своем альбоме строгого русского жандарма, Г. Уэллс предложил вахмистру сняться с ним вдвоем. Жандарм категорически отказался. Тем не менее, как нам передают, Г. Уэллс из окна вагона все-таки снял своим кодаком этого жандарма». Не удивительно, что фотографы стали жаловаться на падение доходов. К тому же конкуренция на этом рынке возросла. В предреволюционные годы фотолюбителей стало много, и хотя бы несколько фотографий можно было найти в каждом доме.

Еще некоторые интересные серии фотографий.

Донской альбом Ивана Васильевичв Болдырева.

-10

Базар в праздник в Цымлянской станице. 1875-1876.

****************************.

-11

Двор казака. 1875-1876.

************************************.

-12

Донской казак и казачка в праздничных костюмах. 1875-1876.

****************************************.

-13

Казаки перед выходом на службу. 1875-1876.

****************************************.

Жанровые фотографии Андрея Осиповича Карелина.

Внучка и бабушка. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.

**************************************.

-15

Игра в жмурки.

************************************.

-16

В мастерской живописца.

************************************.

Фотографии Максима Петровича Дмитриева.

-17

В операционном зале Государственного банка. 1913 г.

*******************************************.

-18

Группа старообрядцев. Деревня Кузнецово Семеновского уезда.

*************************************.

-19

Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. 1891-1892 гг.

*********************************.

-20

Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. 1897 г.

********************************************.

Снимки нижегородского фотографа и художника Николая Симанского, начало XX века.

Часть информации взята тут:

П. А. Гнилорыбов "Москва в эпоху реформ от отмены крепостного права до первой мировой войны".

Ю. Н. Сергеев "Фотографы Невского проспекта. 1850 - 1950".

https://ru.wikipedia.org/wiki/Левицкий,_Сергей_Львович

https://ru.wikipedia.org/wiki/Каррик,_Вильям_Андреевич

Пост автора torbova.

Больше комментариев на Пикабу.