Найти тему

Школа и жизнь

Школа и жизнь

Параллельно с ГПТУ у меня начались занятия в вечерней школе. Другая среда, другие знания, дополнительная нагрузка. Там был разный контингент – часть, просто, хотела, работая на производстве, получить аттестат об общем среднем образовании, другая часть нарабатывала двухлетний стаж, так как это давало льготы при поступлении в ВУЗы. В первый же день, как я попал в класс, познакомился с Валерием Купершмидтом (евреем, хотя еврейство меня никак не волновало, ни тогда, ни позже, ни сейчас), который, как оказалось, так же как и я обучался в ГПТУ, но, только по специальности токарь. Мы его называли просто Купер. Кроме него в мой, так сказать, ближний круг вошли Юра Дьяченко и Толя Калин. Несколько позже к этому кругу присоединился Игорь Александров, из моего недавнего прошлого того времени – соученик того же класса школы 9 (один из топов). Все мы рассчитывали на дальнейшее поступление в ВУЗы. Время от времени тусовались на мероприятиях типа дней рождения, общались вне школы.

Несколько слов об известной мне карьере соучеников из приведенного списка. Юрий Дьяченко после окончания ВУЗа по строительной специальности, в скором времени защитил кандидатскую диссертацию, организовал строительную компанию и занимался строительством разных объектов (вплоть до объектов на Дальнем Востоке). Получил известность вплоть до личного знакомства с В.В. Путиным. К сожалению, в личной жизни у него сложилось не все удачно. Несколько разводов, болезнь, и где-то в 2015 г.- кончина. Да, иных уж нет… Буквально во время набора этих строк, в режиме поиска нашел Игоря Александрова в социальной сети «В контакте» – архитектор в Великом Новгороде, до сих пор – активен, работает, преподает, баллотировался на выборах. Пообщались. С Купером на связи до сих пор, на этом остановлюсь еще не раз.

Моя успеваемость в школе была на среднем уровне, троек, если мне не изменяет память, не было. Наши преподаватели говорили, что по уровню наша вечерняя школа не уступала школам с дневным обучением.

С течением времени у меня проснулся интерес к химии и стал любимчиком у нашей химички. Остался в памяти случай, когда я уже, будучи в 10 классе, сидел на уроке: открывается дверь, и наша химичка «выдергивает» меня с урока на конкурс девятиклассников по химии, куда я приглашен в качестве арбитра. Сидим за столом, где кроме меня преподаватель по химии и зам.директора школы. Пока шло обсуждение правил конкурса, ко мне подошел один из учеников и предложил, когда будет идти диспут ударить по столу и произнести что-то вроде, «а я не согласен». При этом под ножной стола был заложен пакетик с легкой взрывчатой смесью. Когда поступил сигнал от «заговорщиков» - я ударил по столу – и ничего. Недоумение моих соседей. Тогда я размахнулся посильнее и повторил удар. И- и – бабахнуло, так, что заложило уши. Сказал условленную фразу. Наша зам.дир даже хлопнула меня по плечу, типа «ты чего творишь». Так что задумка учеников сработала, и команда «заговорщиков» победила.

Из моего окружения наибольшей расположенностью к математике обладал Купер. Он и предложил мне вместе с ним посещать занятия при местном пединституте в математическом кружке. Там, помимо решения задач повышенной сложности давали начала линейной алгебры. Меня хватило на посещение этих занятий в течение времени обучения в 10 классе. Так сказать «звездой» этого нашего маленького бомонда был Боря Берер. Он эту «звездность» и подтвердил, после того, как в недалеком будущем от рассматриваемого времени поступил в МГУ, который для многих из нас казался недостижимой вершиной. Время от времени мы с Купером играли в шахматы. Иногда даже во время прохождения уроков (карманные магнитные шахматы). Запомнился эпизод, когда Шура Рашкован (наша соученица) написала в стенгазете «урок литературы уж начался давно, но Купершмидт, Дружинин играют все равно». Но блин!, я все время проигрывал Куперу. Мне очень не хватало шахматных знаний, шахматной школы. Уже много позже, когда я познакомился с некоторыми шахматными началами, в частности разобрал итальянскую партию, я, благодаря этому началу, выиграл партию. Но это было единственный раз.

У меня сложилась и нарастала неудовлетворенность своим интеллектуальным ресурсом, и я стал пытаться поправить ситуацию путем решения математических задач повышенной сложности.

Немного о жизни в нашей «халупе». Принести воды с колонки. Используется для готовки, мытья посуды, для умывания. Закупить керосин на рынке для заправки примуса, на котором мама и готовила еду. На зиму закупали доски и каменный мелкий уголь. Доски рубил на дрова, которые после разгорания засыпали ведром угля, который выделял тепло в течение ночи. Печь, кстати, тоже использовалась для готовки – на плите убирали чугунные блины, и появлялся доступ к открытому огню.

Летом было раздолье. Благодаря близости к Днестру было достаточно 10 минут, чтобы добраться до паромов. Потом – ныряешь в воду и переплываешь реку (ширина порядка 100м). Затем недолгая прогулка по тропинке в лесу и ты добираешься до дикого пляжа с белым песком. Загорай, купайся – красота. Иногда вместе со знакомыми пацанами мы пробирались к обрывистым берегам Днестра. Там после глубокого вдоха и задержки дыхания ныряли и находили норы, в которых находились раки. Мальчишеская рука легко проходила туда. Нужно было схватить рака и вытащить его наружу. Они же хватали клешнями за пальцы, после чего там оставалась «сечка». Затем выныривали, насаживали рака за хвост на проволочный кукан, и опять за новой добычей. Принесешь так штук 10 – 15 домой, мама сварит - вкуснотища!

Как я уже писал, ранее, в нашей халупе помимо нас жили еще три еврейские семьи. Прямо рядом с нами – старушка тетя Хая – божий одуванчик, затем тетя Роза с дочерью Бертой, и далее сын тети Розы – Аркадий с женой. Бывал у них в гостях. Берта училась на филологическом факультете нашего пединститута. У нее было, помимо прочего, собрание сочинений Шекспира. Берта разрешила мне взять книги, чтобы почитать их дома. Это было потрясение. Гамлет, король Лир, Ромео и Джульетта, укрощение строптивой… Для меня это стало открытием высокой культуры.