У многих Приморский район ассоциируется с чем-то современным. Будто он появился совсем недавно со своей новой застройкой, модными ТЦ и Лахта-центром. Однако это не так: территории нынешнего Приморского района были заселены еще до основания Петербурга, а при Петре I развитие земель активно продолжалось. Поэтому в районе множество интересных дореволюционных построек и историй, с ними связанных.
Журнал Точка ART совместно с Маргаритой Николаевой, сотрудницей библиотечной системы Приморского района, рассказывает об историческом районе Новая Деревня, который располагался вокруг ныне существующей станции метро «Черная речка». Рассказ будет необычным: большая часть объектов уже утрачена, и вы сможете увидеть только их следы или старые фотографии. А в конце бонус – сохранившийся до наших дней объект!
Первой точкой нашего маршрута является усадьба Строгановых, богатых промышленников, помещиков и коллекционеров. Они известны тем, что инициировали поход Ермака в Сибирь.
В усадьбе, как полагается, был усадебный дом – он находился возле Большой Невки. Построенный в стиле классицизм в конце XVIII века, дом был очень эффектным, со спускающейся к реке лестницей, украшенной скульптурами.
Позднее дом многократно перестраивался, но сохранялся вплоть до 1960-х годов, когда был разрушен для расширения Новодеревенской набережной (Приморского проспекта).
Выдающийся образец усадебного строительства конца XVIII века был утрачен. О Строгановых, которым принадлежала эта земля, напоминает только усадебный парк, который до сих пор частично сохранился за Военно-морской академией им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, построенной в 1938-1941 годах.
Если пройти по Приморскому проспекту в другую сторону, оставив усадьбу Строгановых за спиной, то мы придем к следующему, не менее интересному – и утраченному, – объекту. Это вокзал Приморской железной дороги в Новой Деревне, который находился на месте дома №15 по Приморскому проспекту.
Приморская железная дорога связывала Петербург с Озерками, Сестрорецком и Кронштадтом через паром. Что удивительно, дорога была частной и принадлежала инженеру Петру Авенариусу. В 1892 году строительство было утверждено Николаем II, открыта дорога была в 1893 году. Первые два года существования железная дорога приносила доход, хотя и небольшой. Однако затем финансовое состояние ухудшилось, и дорога стала работать с убытком. Чтобы улучшить финансовые дела, Авенариус задумал и осуществил предприятие, которое еще больше прославило его: он обратился к правительству с просьбой отпустить земли в окрестностях столицы для устройства курорта. Так в устье реки Сестры на берегу Финского залива был открыт бальнеологический курорт, получавший международные награды, однако так и не выправивший материальное состояние Петра Авенариуса. В начале XX века Приморская железная дорога отошла государству из-за долгов.
Вокзал был закрыт в 1922 году и снесен еще до Второй мировой войны. Приморская железная дорога, хоть и в измененном виде, существует и до сих пор. Именно по ней вы едете летом на Финский залив.
Совсем рядом, в соседнем дворе, находился Воксал искусственных минеральных вод, или Заведение Искусственных минеральных вод, открытое в 1835 году.
Мода на подобные заведения зародилась в Англии в конце XVII века, где был создан первый увеселительный сад «Воксхолл». В русском языке, правда, закрепилось «воксал». Знакомое слово? Именно от него произошло современное «вокзал». Но раньше этим словом называли не место, куда приходят поезда, а концертный зал и освещенный иллюминацией парк.
К большому сожалению владельцев российского «Воксхолла», он не пользовался особой популярностью, поэтому они стали думать о человеке, который бы «поднял» заведение. Этим человеком стал талантливый кондитер и предприниматель Иоганн Излер (1810 – 1877), который к тому времени уже попробовал себя в сфере развлечений. Он организовал несколько благотворительных вечеров, где устраивал яркие тематические шоу с иллюминацией.
В 1848 году Излер взял в аренду Воксал «Искусственных Минеральных вод» и раскрыл свои многочисленные таланты в полной мере. Он занимался не только управлением всем заведением, но и организовывал празднества. Последнее он делал настолько виртуозно и с таким размахом, что в конце 1840-х — середине 1850-х буквально не сходил с газетных полос. Журналисты называли Иоганна Излера «основателем общественных развлечений» в России.
К 1850-м «Минерашки», как их называли, все же пришли в упадок, и Излер разорился. Само здание сгорело и было снесено. После этого на месте заведения был сад «Аркадия», где также были представлены развлечения для публики, но успех Иоганна Излера повторить так никому и не удалось.
Район Черной речки к началу ХХ века стал местом развлечений совершенно разного толка. Одним из мест, предлагавшим жителям столицы отвлечься и отдохнуть, было кафешантан «Вилла Родэ» на пересечении Новодеревенской набережной (Приморского проспекта) и Строгановской улицы (Академика Крылова).
Ресторан был открыт в павильоне «Кристалл», построенном в 1908 году на месте существовавшего с 1885-го заведения «Помпей», и очень быстро стал одним из самых популярных загородных ресторанов. По легенде, в «Вилле Родэ» бывали и Распутин, и Ленин, а также поэт Александр Блок, якобы написавший там стихотворение «В ресторане»:
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Сегодня «Виллы Родэ» не существует, на ее месте - лишь посыпанная гравием площадка со скамейками по периметру. Но тем интереснее представить, что чуть больше ста лет назад здесь кипели страсти, лилось вино и звучали песни.
Последний объект на нашем пути – тот самый бонус, о котором мы говорили вначале, –сохранился до наших дней. Это дача Елизаветы Строгановой (в замужестве – Салтыковой), построенная архитектором П.С. Садовниковым в неоготическом стиле в 1830-е годы.
В особняке размещалась коллекция доспехов и оружия мужа Елизаветы.
После революции дача Салтыковой была больницей, школой, профилакторием и даже общежитием для строителей метро «Черная речка». Потом здание пустовало, а в 1990-е было отреставрировано немецкой фирмой «Burda moden». Были восстановлены дверные и оконные заполнения, потолки, лестница – обязательно зайдите внутрь, чтобы полюбоваться на эту красоту!
Вот и подошла к концу наша прогулка по Новой Деревне и ее исчезнувшим и существующим достопримечательностям. Надеемся, нам удалось рассказать вам что-то новое и завлечь вас в Приморский район – самобытную часть Санкт-Петербурга, где точно есть, что посмотреть.
Кстати, библиотеки Приморского района запустила масштабное исследование местных неофициальных топоноимов.
Если вам или вашим знакомым известны такие слова, присоединяйтесь и не забывайте давать расшифровку!