На днях на приеме был любознательный пациент. По профессии – водопроводчик. Он готовится к небольшой операции (неважно, какой), и в связи с небольшими изменениями в анализах (тоже неважно, какими) был направлен ко мне хирургом. В конце приема задал он мне вопрос примерно такого содержания:
– Вот течет по трубам вода. Если в трубе пробить дыру, вода будет течь, пока дыру не залатают. Почему с кровью не так?
И Остапа понесло И захотелось мне немного рассказать об удивительном механизме гемостаза, благодаря которому мы, с одной стороны, не умираем от кровотечения при любом незначительном порезе, а с другой – немедленно не погибаем от тромбоза после малейшей травмы.
Рассказ получился объемным и, кажется, трудноватым для восприятия, поэтому я разбила его на четыре небольшие статьи.
Если очень (очень-очень!) упрощенно, то процесс остановки кровотечения выглядит примерно таким образом:
- «спазм» сосудистой стенки
- «слипание» тромбоцитов между собой в месте повреждения сосуда – образование первичного тромба (он очень нежный и легко может смыться током крови; поэтому нужен более прочный сгусток, надежно прикрепленный к месту повреждения).
Мы можем оценить состоятельность тромбоцитарного звена гемостаза с помощью общего анализа крови (количество тромбоцитов), анализа агрегации тромбоцитов (их способности к слипанию) и некоторых других, более тонких исследований.
- образование вторичного, «настоящего» тромба, с помощью факторов свертывания.
- остановка процесса свертывания крови и работа системы фибринолиза (растворения тромба)
Можно сказать, что это не последовательные, а происходящие параллельно друг с другом и активирующие друг друга процессы.
Интереснее всего рассказать о третьем процессе – образовании тромба в результате взаимодействия факторов свертывания (коагуляционное звено гемостаза). О нем я расскажу отдельно в следующей статье.
Свертывание крови, часть 2. Что покажет коагулограмма?