Найти тему
Не закрывай глаза

Почему навьи похожи на птиц

https://ru.freepik.com/free-photo/black-and-grey-crow-sitting-on-a-tree-branch-with-a-forest-and-buildings-on-the-blurry-background_8943392.htm
https://ru.freepik.com/free-photo/black-and-grey-crow-sitting-on-a-tree-branch-with-a-forest-and-buildings-on-the-blurry-background_8943392.htm

Ранее я уже писала про связь птиц и покойников, здесь хотелось бы развернуть тему подробнее.

Примет у народов огромное множество из которого мы помним разве что пару-тройку самых живучих. Очень много примет были связаны со смертью, т.к. эта область жизни (ха-ха) буквально не была подвластна человеку. Он мало что мог противопоставить болезням, серьёзным ранам, голоду, стихийным бедствиям. Умереть можно было от самых разных причин и люди пытались хоть как-то объяснить себе смерть, контролировать её хотя бы в воображении. Отсюда и приметы.

Чем ближе явление к дому, тем более зловещим считался знак.

Самыми страшными были те, что наблюдались в доме: стуки в окно и порог, падение икон и т.п.

Но чаще всего смерть предсказывали, наблюдая за поведением птиц вблизи жилища: определённые виды птиц (например, сова), крики, кружение, если сидит на крыше, печной трубе, заборе, деревьях в саду, под окнами дома - всё это толковалось как дурное предзнаменование.

Такие приметы были и у русских, и у белорусов, и у украинцев, поляков и многих других. Они базируются на древнем представлении души и смерти как птицы. Люди также верили, что именно в виде птиц предки могут навещать своих живых потомков, сообщать им вести из потустороннего мира.

Например, когда умер мой дядя, его сестра позже рассказывала, что к ней на дачу прилетала необычного вида птичка, которая три дня летала поблизости, а потом пропала. Подобные верования сохранились вплоть до 21 века и вполне органично вплелись в наш быт, совершенно независимо от вероисповедания, территории проживания и прочего. Параллель птица-душа-смерть являются настолько узнаваемым культурным представлением, что оно носит едва ли не общечеловеческий характер.

Есть множество рассказов, зафиксированных в 20-м веке на территории Восточной Сибири, о птичьи следах в банях, как доказательстве появления там душ умерших. При этом подразумевались "плохие" умершие, т.е. нечисть, поскольку баня считалась местом нечистым и добрые предки и благие духи там появляться не могли.

В представлении языческих культур особой разницы нет, приносить ли жертвы хорошим духами или плохим, и даже сама хорошесть духа может быть не особо и выражена. Тут уместнее говорить, скорее, о благости. Благие духи - хорошие, не благие - плохие, но все они в равной степени имеют право на существование и подношения.

В древнерусских текст можно найти множество свидетельств того, что славяне приносили жертвы упырями и берегиням.

Берегини упоминаются вместе с упырями, поскольку они представляют собой дуалистическую пару. Берегини и упыри перечисляются вместе с духами огня, рек, а ещё вместе с мёртвыми младенцами. То есть, они входят в перечень духов местности и различных типов мертвецов, умерших до срока.

При этом берегини и упыри, а также духи мест являются очень древними сущностями для поклонения, представления о которых сформировались у людей в глубокой древности.

Про берегини могу сказать, что по версии А.Л. Барковой это изначально дух священной рощи (прегыня). Б.А. Рыбаков считал их духами берегов, трактуя название более буквально, но, в целом, подразумевал примерно то же.

В «Повести временных лет» есть запись, в которой, похоже, говорилось о чуме в Полоцке в 1092 году, но в записи болезнь представлена в образе навий, напавших на город: "Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало, рыскали бесы по улице, словно люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это навьи бьют полочан".

Наконец, какое всё это имеет отношение к навьям? Птичий облик навий упоминается в древнерусском тексте XIII века «О посте к невежам»: там говорится, что "навьи оставляют птичьи следы и копошатся в пепле, как птицы". При этом в быличках мы встречаем частые упоминания о том, как люди, желая подловить нечисть, рассыпали в бане золу, а на утро находили курьи следу. У разных народов есть рассказы о женщинах-полуптицах, о нечисти с птичьими ногами. Но тут надо отличать самих умерших, потому что есть свои, хорошие покойники, те самые "деды", а есть чужие.

Часто в таких историях человек, желая испытать свою храбрость, отправлялся в баню взять кирпич (чтобы принести в доказательство смелости) или камень, а позже люди находили его с содранной кожей или обезглавленным.

Бани были также местом, где могли жить похищенные бесами люди, обычно это была девушка, которую нечистый похитил ещё в детстве. Она живёт в бане, невидимая ни для кого до совершеннолетия, а спасается и возвращается в мир людей только после того, как какой-нибудь парень соглашается взять её в жёны.

Задабривать одинаково важно было и тех, и других. Так вот птичьи следы в бане по золе оставляют чужие и нечистые мертвецы.

Название «навь» существовал у всех славянских народов, у многих сохранилось в той или иной форме до сих пор. Болгары описывали их как больших, чёрных птиц, лишённых оперения, которые летают дождливой ночью, крича, как голодные ястребы, и от их крика у коров пропадает молоко.

В быличках, которые можно было бы считать страшилками по современным меркам, птичьи следы на золе всегда фигурируют именно в связи с опасными духами, мертвецами.

Навьи - это неупокоенных мертвецы. Обычно это те, кто умер до срока. В представлении язычников смерть не являлась чем-то естественным, это всегда стороннее воздействие на человека некоей силы. Согласно такой логике смерть можно попытаться отвратить, например, оберёгами, или предсказать по приметам.

Основная проблема таких непокойников в том, что они приходят доживать свой срок, и, по вере людей, отбирают жизнь у живых.

Отсюда, кстати, такое множество вариантов вампиров у славянских народов.

Преждевременная смерть делала человека чудовищем, и не важно, каким он был при жизни. В разряд нечисти попадали как свои люди, умершие плохой смертью, так и все пришлые. Поэтому и существует такое значительное количество историй о том, как мать возвращается с того света и пытается утащить с собой детей, что, казалось бы, выглядит странно, ведь умершая женщина - совершенно нормальный человек, при жизни не отличавшийся ни чрезмерной жестокостью, ни связью с колдовством.

Правда, я должна сделать тут ремарку: всё-таки считалось, что у особенно злых людей, таких, которых ещё при жизни можно было бы назвать упырями, шансов стать нежитью после смерти было больше.

Получается, что навьи - это неупокоенные души умерших преждевременной смертью людей, ставшие нечистью, чудовищами, неким воплощением хаоса, способным навредить людям. Защититься от них можно только задобрив жертвоприношениями, а встреча с ними сулила человеку страшную смерть.

А здесь можно почитать рассказ по теме.

Материал см.:

А.Л. Баркова "Славянские мифы", А.М. Александрова "Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская)", В.П. Зиновьев "Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири", Б.А. Рыбаков "Язычество древних славян", "Язычество древней Руси".

Птицы
0