Найти в Дзене
basilius3

Советский киноплакат

Первый отечественный киноплакат появился в 1908 году — к фильму «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Сюжет картины заимствован из одноименной пьесы Василия Гончарова, который в свою очередь вдохновился известной песней.

Автор плаката — художник-карикатурист Павел Ассатуров, точно передавший лубочную основу иллюстрируемого сюжета и отразивший все ключевые сцены фильма.
В начале 1910-х годов появляются первые компании, которые занимаются производством кинокартин. Вместе с их развитием возрастает спрос и на качественную кинорекламу — плакаты, которые создают профессиональные художники.

-2

Ведущим творцом этого периода становится Михаил Кальмансон, который написал десятки плакатов.Его рисунки отличаются насыщенными красками, яркими выразительными образами. Он подражал европейским мастерам и создавал современные, порой даже футуристичные плакаты.

-3
-4
-5

Еще один успешный художник этого периода — Петр Житков. Его авторству принадлежат плакаты к картинам с участием легенд кино Веры Холодной и Ивана Мозжухина — «Лунная красавица», «Двойная жизнь», «Жизнь за жизнь», «И песнь осталась недопетой» и другие.

-6
-7
-8

Вместе с расцветом индустрии кино в 1920-х годах претерпели изменения и киноплакаты. Они стали похожи на картины, яркие, с изображением актёров, игравших главных героев, часто футуристичные. Принципиальная новизна, которая и определяла жанровую специфику киноплаката, состояла в том, что была визуальная основа, и от нее уже могли отталкиваться художники-плакатисты.

-9
-10

Студия «Совкино» была настолько успешной, что могла позволить себе содержать штат художников и оформителей, которые занимались созданием только киноплакатов. А их тираж достигал 10 тысяч экземпляров.

-11

Можно сказать, что «Совкино» стала предтечей главной киностудии страны — «Мосфильм».
Здесь под одним творческим началом были собраны ведущие плакатисты страны. Именно они задавали тренды для всей киноиндустрии и культивировали разные стили написания плаката — реализм, соцреализм, фотомонтаж.

-12
-13
-14
-15

Плакаты не только несли художественно-визуальную нагрузку, но и стали одним из важных средств пропаганды и поднятия боевого духа. Как и сами фильмы, они рассказывали о мужестве, доме и верности, любви — о том, ради чего стоило жить и воевать.

-16
-17

А в 1950−60-е годы киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма.Художники создавали яркие рекламные работы, используя язык соцреализма, отсылая зрителя к идее фильма, моменту истории из кинокартины, или еще раз подчёркивая социальную проблему, которая поднимается в произведении.

-18
-19

В последующие годы художники чутко реагировали на все изменения в обществе, быстро адаптировались к новым историческим реалиям. Кроме прямой отсылки к сюжету фильма стали появляться иносказания, аллегории, отсылки к отдельным ключевым моментам фильмов. Все чаще на плакатах можно было увидеть фотомонтаж или даже рекламные постановочные фотографии.

-20
-21
-22