Греческое слово κρίσις, вошедшее во все европейские языки, означает перелом, большие перемены. Кризис - это удар по традиции. Это когда освященное веками больше не работает.
Когда недейственность традиции вынуждены признать даже самые преданные ее сторонники. Кризис это не конец. После кризиса и дальше что-то будет. Только неизвестно, что именно.
Когда произносится слово "кризис", первая ассоциация — кризис экономический. Деятельность приносила доход, на который могли рассчитывать. Теперь все кончено. Надо думать о чем-то другом, искать себе другое место в этом мире.
Об экономическом кризисе пишут и говорят все. Все дают советы, как найти себя при новых обстоятельствах. И человеку, который много лет занимается культурными исследованиями и гендерной проблематикой, интереснее говорить о радикальных изменениях в других сферах бытия. О массовой культуре, например, которая так же, как и экономика, пронизывает наше существование, так же, как и экономика, определяет и формирует его.
Много говорилось о патриархальных схемах массовой культуры. Эти схемы не только во внешних проявлениях, они и внутри нас. гендерные стереотипы - это общие слова, которые уже давно не воспринимаются как откровения, набившие оскомину, на которые уже не реагируют. В массовую культуру уже давно пришла женщина, и она там и желанная гостья, и властная хозяйка. Тем не менее, анализируя сегодняшние базовые сюжеты массовой культуры, не стоит говорить о возвращении матриархата, остатки которого присутствуют в архаических культах, в мифологии, в народной культуре. Хотя женщина и присутствует в массовой культуре, но не она задает ей тон. И не мужчина. Мужчина и женщина действуют в сюжетах современной культуры на равных. Можно даже говорить о крахе и мужского, и женского и в визуальных образах маскульта, и в его культурных нарративах.
На арену массовой культуры вышел ребенок. Капризный избалованный ребенок, который сам не знает, чего он хочет, который, однако, хорошо знает, что ему все сойдет с рук. И именно такой ребенок стал лицом современного культурного кризиса. Именно ребенок является главным героем всех современных медийных шоу как культурного, так и политического характера. Ребенок, который способен натворить что угодно и который не будет отвечать за содеянное, потому что он несовершеннолетний.
Впрочем, собственно ребенок попадает в визуальные ряды довольно редко. По-детски ведут себя взрослые. Имеем кризис взрослости, когда взрослые люди предпочитают вести себя, как дети. А их образцом является отнюдь не чистый сердцем ребенок, который только и войдет в царство Божие. Ребенок как главный медийный персонаж настоящее - это, с точки зрения традиции, создание испорченное, отнюдь не чистое сердцем, которое знает, что такое добро и зло, но выбирает не добро. А если и не зло, то поведением бесчинствуя, имитирует «плохого ребенка». Следовательно, массовая культура производит даже не ребенка, а "плохого ребенка". То есть имеется не только кризис взрослости, но и кризис ребенка.
Так, в рамках массовой культуры продолжают снимать мелодрамы и боевики как в книжных, так и киновариантах, где якобы присутствуют и традиционная докризисная женственность, и не менее традиционная маскулинность. Продолжают производиться песни, которые якобы воспевают традицию. Однако во всем этом присутствует ребенок, который смеется над сюжетами, шутит и искажает их так, как школьники средних классов в пору нашего детства пародировали пафосную гражданскую лирику, которая изучалась в школе. Каждый взрослый человек, если покопается в собственной памяти, сможет вспомнить стихи из школьной программы, спародированные двоечниками. Но тогда учительницы пафосно осуждали тех двоечников. А теперь подобной стилистике предоставляются и большие сцены, и большие экраны, и главное, почетное место в культуре. Теперь уважаемые деятели культуры, даже политики стремятся к этой детности.
Ирония и остроумие как способ реагирования на мир существуют в культуре давно, и им всегда отводилось вполне почетное место в рамках традиции. Впрочем, сейчас происходит что-то другое. Сейчас иронизирует над миром именно "плохой ребенок", вызывая восхищение и аплодисменты, давно уже сделавшись образцом для подражания.
В последние несколько лет в массовой культуре царит дискурс «плохого ребенка». А если и не плохой, то такой, которая непременно стремится выглядеть плохой. Ребенок, который бесчинствует. Подросток, который самоутверждается из-за неумелого бунта. А носителем этого кризисного дискурса является человек взрослый, который явно считает убедительной именно такую кризисную стилистику.
Я говорю об этих явлениях отнюдь не оценочно, мол, каким бездарным шоу является современная массовая культура. Нет, я говорю об этом типологически, стараясь как можно беспристрастнее выделить черты плохого ребенка в дискурсе современной массовой культуры, в типах поведения, в частном и публичном дискурсах. Потому что у меня взрослые дети, в собственном творчестве практикуют стилистику бунта против традиционной взрослости, мол, плохой ребенок прав больше, чем взрослый, придерживающийся традиционных норм, работавших до кризиса.
Вам нужны иллюстрации к сказанному? Запустите в YouTube любой клип к любой песне. Взгляните, какие фотографии вывешивают фотокорреспонденты для иллюстрации любого события: преимущества цифрового фото используются не для того, чтобы выбрать наиболее эстетичные снимки. Нет, выбираются "прикольные" фота, где участники события отсняты наиболее забавно: с искривленными ртами, с закрытыми глазами, с неадекватными гримасами. А посмотрите, какие аватары большинство из нас берет для собственной репрезентации в социальных сетях: с выпученными глазами, с идиотическими улыбками. Это не эстетика уродливого, это кризис эстетики как таковой. Или эстетика недозрелости как апофеоз адекватности мироощущения.
И последние политические события - сами собой малозначимые, если разобраться, но внимание к ним мировых медиа, сверхвысокий «индекс цитирования» также подтверждают сказанное мной. Я имею в виду эмиграцию известного французского актера в Россию. 74 — летний актер-звезда французского кино, сыгравший в кино немало мужественных мужчин, сейчас демонстрирует поведение инфантильного подростка. Если бы он повел себя как мужчина, как гражданин, он должен был бы протестовать против введения бессмысленного налога, потому что на то и существуют в демократической стране известные люди, чтобы корректировать деятельность президентов. Зато всемирно известный актер продемонстрировал бездарное шоу, которое, впрочем, пересматривается и комментируется во всем мире.
Пример французского актера является наиболее показательным, а подобных примеров множество и в национальном, и в мировом медийном пространстве.
Итак, в условиях экономического кризиса мы наблюдаем кризис взрослой жизни в публичном дискурсе. Пока те, кто устроил экономический кризис, по-взрослому подсчитывают свои мегадоходы, деятели культуры и политики, как могут, защищают свои. Ведь их доходы отличаются от доходов тех, кто проектирует экономические кризисы, как карманные деньги подростков отличаются от денег взрослых...