Найти тему

Выработка ветроэнергии в РФ за 2022 год выросла в полтора раза

Такие данные содержатся в «Обзоре российского ветроэнергетического рынка за 2022 год», который презентовала Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ). Подросла и установленная мощность ветроэнергостанций - в 1,11 раза по сравнению с 2021 г. На конец 2022 г. ветроэнергетика составила 0,93% от всей установленной мощности Единой энергосистемы РФ (ЕЭС). Авторы обзора особо подчеркивают, что это больше, чем когда-либо было, и констатируют очевидный тренд на рост ветроэнергетики в энергобалансе РФ.

Шок и заморозка

2022 год стал шоковым для отечественной ветроэнергетики. И хотя установленная мощность ветроэнергостанций (ВЭС) выросла на 230 мвт (в строй были введены 75 новых ветроустановок), более 280 мвт строящихся мощностей оказались заморожены инвесторами. На фоне санкций подобные меры предприняли все ключевые игроки российского рынка ветроэнергетики. Так, компания «НоваВинд» (дочка корпорации «Росатом») заморозила проекты общей мощностью 220 мвт. Под угрозой срыва оказались практически все строящиеся объекты ПАО «Фортум» (российская структура финской Fortum), часть из них была заморожена, по другим принято решение о переносе срока ввода в эксплуатацию. Компания являлась одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую электроэнергетику. Решение уйти из России приняла еще одна европейская компания - итальянская Enel, ее ветроэнергетические проекты реализовывала российская «дочка» «Энел Россия». Итальянцы продали свои акции Лукойлу и дочерней структуре Газпромбанка. Уже при новых собственниках была запущена первая очередь Кольской ВЭС в Мурманской области. А вот проект строительства ветропарка в Татарстане так и остался на стадии проработки.

Скрытый потенциал

Из позитивных событий 2022 года на рынке российской ветроэнергетики эксперты РАВИ отмечают реанимацию Зеленоградской ВЭС в Калининградской области. По их словам, регион имеет отличные перспективы для развития ветроэнергетики из-за протяженной береговой линии. Однако основной ветроэнергетический потенциал России сконцентрирован в других зонах: вдоль побережья Северного ледовитого океана и в южных регионах Европейской части РФ, прежде всего в Ростовской, Волгоградской областях и Калмыкии. Однако в РАВИ подчеркивают, что развивать ветронергетику можно во многих регионах страны – практически в каждом из них можно найти локации, которые позволяют сделать ветроэнергостанцию экономически эффективной. Это особенно важно на фоне другой тенденции – ветроэнергия в России с каждым годом становится дешевле. Сегодня компании-производители готовы реализовывать проекты с ценой продажи электроэнергии 3,5 руб/кВтч (с поправкой на инфляцию). Но, что не менее важно, благодаря отсутствию топливной составляющей они могут зафиксировать тариф для промышленных потребителей на 10-15 лет.

Кто на новенького?

Пока же основным драйвером развития отечественного рынка ветроэнергетики является не свободный спрос на энергию ветра, а госпрограмма ДПМ ВИЭ. Реализация ее первой очереди заканчивается в 2024 г., последний отбор мощностей по ней прошел в 2021 г. Второй этап будет запущен с проведением первого конкурсного отбора, который не раз переносился, сейчас он намечен на март, однако, как мы писали ранее, может не состояться из-за ухода сразу нескольких ключевых игроков. Так, по итогам первого этапа реализации абсолютным лидером по объему полученных мощностей было ПАО «Фортум», далее следует «НоваВинд», а третью позицию занимала «Энел Россия».

Второй этап отбора ветроэнергетических мощностей пройдет по измененным правилам. Среди наиболее существенных эксперты отмечают изменение критериев отбора проектов - теперь будет учитываться показатель эффективности их реализации. Кроме того, повышены целевые показатели по локализации производства ветроустановок. Мера призвана стимулировать освоение высокотехнологических переделов внутри страны и достраивание цепочек с привлечением российских поставщиков. Вдобавок к производителям будут предъявляться требования по экспорту, который должен составлять 20% от общего товарооборота компании.

Предел независимости

Чтобы отрасль продолжила и дальше развиваться, необходимо достичь технологического суверенитета в производстве ветроустановок. Авторы «Обзора российского ветроэнергетического рынка за 2022 год», как и эксперты РАВИ, уверены, что сегодня у российских производителей есть все для решения этой задачи. По их прогнозам, достижение технологической независимости по этому направлению возможно к 2026-2027 гг.

Российский рынок ветроэнергетики имеет хороший потенциал для роста. Так, по данным обзора, планируемый объем ветровых проектов в РФ на горизонте до 2035 г. составляет 3,2ГВт, примерно во столько же оценивается добровольный спрос на энергию ветра. Есть перспективы для экспорта российских ветроустановок. Как считают эксперты, наиболее перспективными рынками сбыта могут стать страны Средней Азии и Закавказья. Свою заинтересованность в закупках ветроустановок из России демонстрируют Вьетнам и Индия.

Локализация: пути и методы

По данным обзора, до начала 2022 года в России производились три модели ветроэнергетических установок, локализованных для использования в ветроэнергетических проектах, участвующих в программе ДПМ ВИЭ.

После введения санкций Vestas остановил производство. Еще раньше, осенью 2021 года, из-за проблем с рентабельностью бизнеса российский рынок покинула компания SGRE (ООО «Сименс Гамеса Реньюэбл Энерджи»). В итоге сегодня единственной локализованной ветроэнергетической установкой, выпускаемой в России, является ВЭУ Lagerwey L 700-25 МШ, ее производит АО «НоваВинд». Однако не все так плохо. По оценкам экспертов рынка ветроэнергетики, в России более 40 производителей обладают всеми компетенциями для выпуска комплектующих ВЭУ - башен, гондол, генераторов, автоматики, гидравлики. «Единственное сложное направление — производство лопастей ВЭУ, однако для него также есть все необходимые компетенции», - добавляют авторы обзора.

Как считают эксперты, у производителей, которые намерены выйти на этот рынок, два пути. Первый - создание полномасштабного проекта по осуществлению НИОКР и переходу к серийному выпуску собственной, независимой от иностранных вендоров национальной ветроэнергетической установки (ВЭУ). Второй - полный выкуп технологии и организация серийного производства российских ветрогенераторов мультимегаваттного класса.

Вопрос в том, хватит ли объемов внутреннего рынка, чтобы достичь эффекта масштаба и сделать производство ветроустановок рентабельным, а потом выйти с ними на внешние рынки. По мнению директора РАВИ Игоря Брызгунова, «его (ред.: объема внутреннего рынка) будет достаточно, чтобы технология возмужала. Выход на экспорт российских производителей, скорее всего, возможен не ранее 2030 года. Алексей Жихарев, директор АРВЭ, уверен, что сегодня российским производителям ветроустановок «не стоит ставить агрессивных целей, на первом этапе необходимо технологическое партнерство с лидерами рынка, которые уже прошли тот путь, которым идут сейчас в России. Так или иначе, основные производители во всем мире работают на готовых технологиях родом из Европы. Так, не придется исправлять ошибки прошлого, можно использовать уже обкатанные технологии.

Приземлять и оставлять

Сегодняшний мировой лидер в производстве (по объемам) ветроустановок Китай в свое время шел именно этим путем, но с важной оговоркой. Любому зарубежному производителю китайцы ставят обязательное условие – «приземление» интеллектуальной собственности на их территории. И для России сегодня это лучший выбор, - уверены эксперты. Так, мы получим интеллектуальную базу и сможем быстро развернуть производство, добиться высокой локализации и нарастить объемы. Впрочем, даже среди экспертов нет единого мнения о том, как теперь стоит выстраивать отношения с иностранными инвесторами в области ветроэнергетики.

Так, директор РАВИ Игорь Брызгунов считает, что «во всех отборах на любые инвестпроекты и конкурсы в приоритет необходимо ставить национальных производителей компонентов и ветрогенераторов. Если есть российский производство по направлению, надо рассматривать его в первую очередь, тогда удастся выйти на нужные объемы и добиться снижения себестоимости». Его коллега Алексей Жихарев, директор АРВЭ, считает, что «не обязательно отказываться от иностранных инвестиций, но надо пересмотреть требования и подходы к работе с ними». Но в чем едины аналитики сектора ветроэнергетики, так это в том, что без государственной поддержки российским производителям пока не справиться. Сегодня все они работают на перспективу, развивая новый сегмент энергетики РФ.