– Вам плохо? Может стакан воды?
Степанида и Митрофан Старцевы переглянулись. Источник звука не был виден, голос раздавался как бы отовсюду и при этом ниоткуда конкретно.
– Не нужно. Сейчас освоимся.
– Хорошо. Дайте знак, что готовы, и начнём собеседование.
– А можно сделать так, чтобы мы вас видели? – робко спросила Степанида.
– Предпочитаете старомодную классику? Без проблем. Большинство клиентов выбирают только аудио режим, чтобы экономить ресурсы мозга.
Виртуальный помощник центра занятости города Ухтымансийска визуализировал своё присутствие в стеновых панелях, причём в двух ипостасях: слева, для Степаниды, замерцало уверенное и добродушное лицо мужчины, а справа, для Митрофана – умиротворяющий женский лик. Усреднённая частота тембра искусственного голоса немного сбивала с толку.
Показания датчиков подсказали виртуальному помощнику, что посетители успокоились, и опрос начался.
– Цель визита?
– Мы хотим подыскать новую работу, – прокашлявшись, произнёс Митрофан.
– Почему вы решили сменить место работы?
– Да как бы это сказать… – Митрофан поискал взгляд жены, словно ища у неё одобрения. – Расформировали наш населённый пункт. Оптимизация, все дела, знаете ли. Содержать коммуникации, питающие три двора – очень дорогое удовольствие. Вот райсовет и принял решение о релокации.
– А так нас всё устраивало, – закивала Степанида. – Просто оптимизация.
– Хорошо. Жильё уже готово?
– К вечеру наверно закончат, – Митрофан пожал плечами. – Принтер пригнали, работает бригада. Ну, если завтра допечатают крышу, ничего страшного. Нам есть, у кого остановиться.
– Отлично. На какую работу вы претендуете?
– По специальности, – выдохнула Степанида.
– По специальности, – поддакнул Митрофан.
– Могу уточнить, по какой именно? У вас в резюме несколько дипломов.
– Давайте сначала посмотрим юридические вакансии, – предложил Митрофан. – Всё-таки опыт у меня в этой сфере ого-го.
– Проверили, в базе ноль вакансий, – сообщил двуликий помощник.
– Как так, – озадаченно произнёс Митрофан. – Так уж и ни одной?
– Абсолютно точно. Последняя вакансия в этой сфере была закрыта пять лет назад.
– Очень странно. В Ухтымансийске что, никому не нужно составлять договоры или иски?
– Конечно, нужно. Но все компании и организации перешли на услуги ИИ-юристов. Сами понимаете, они помнят наизусть все законы, мгновенно обновляют базы и никогда не ошибаются.
– Ладно, – сказал Митрофан. На нет – и суда нет. – Давайте тогда по редакциям пройдёмся. Есть вакансии корреспондента или обозревателя? В молодости сотрудничал с парой СМИ.
– Ноль вакансий в базе, – грустно сообщил виртуальный помощник. – Все информационные сюжеты создаются автоматизированным способом. Хотя погодите секунду.
Поникший было, Митрофан с надеждой встрепенулся.
– Есть вакансия дистанционного оператора теледрона. Обязанности – при съёмке мероприятий и происшествий нужно модерировать переключение картинки между роем мобильных телекамер. На самом деле это чистая условность, алгоритм и сам автоматически переключает планы, но поскольку устройства дорогие, компания считает, что должно быть материально ответственное лицо, если с дроном что-то случится… владеете навыками?
На лице Митрофана дёрнулась жилка.
– Нет, такому нас не обучали, – стоически сжав губы, произнёс он. – Когда я учился, дроны ещё не использовались.
– Ну хоть бухгалтеры-то у вас тут нужны? – подозревая недоброе, спросила Степанида.
– Документооборот и бухгалтерию компании и организации ведут с помощью ИИ-помощников. Последняя вакансия в базе была закрыта семь лет назад.
Степанида закрыла лицо руками.
– Не кручинься, Степанидушка, – ободрил супругу Митрофан. – Учительницей литературы пойдёшь. У тебя ж первое образование – педагогический.
– Увы, – упреждая её вопрос, проговорил виртуальный помощник. – Последняя вакансия в сфере педагогики закрыта в базе три года назад. Обучение школьников производится дистанционно, с помощью электронных педагогов-ассистентов.
Степаниду стали сотрясать беззвучные рыдания. Муж гладил её по плечам, приговаривая:
– Ничего, дорогая, ничего, как-то устроимся….
Лицо его приобрело вид спокойный и строгий, как у бойца, спонтанно вызвавшегося на задание, с которого не суждено вернуться, и который начал осознавать последствия своего решения.
– А какую же работу может предложить ваш центр занятости? – спросил он сухо. – Неужто высшее образование больше ни к чему?
– Оператор лесозаготовительной машины второго разряда. Техник-инженер по обслуживанию мусоросортировочного комбайна. Но у вас нет необходимой квалификации.
– Нету, – согласился Митрофан. – А что-нибудь попроще есть? Чтоб без диплома принимали?
Виртуальный помощник довольно долго молчал, перебирая варианты.
– У нас в Ухтымансийске подходящих под ваш запрос вакансий нет. Но в базе данных сельских поселений района есть вакансия землекопа и грузчика. Рассмотрим? Что с вами, вам плохо? Может стакан воды?
Вывалившись на воздух, Митрофан и Степанида долго переводили дух, хватая ртом морозный воздух, как рыбы, вынутые из аквариума в гастрономе и оказавшиеся на разделочном столе.
– Я всегда думал, что машины созданы для того, чтобы освободить нас от тяжёлого физического труда, – сказал Митрофан. – А оказалось, что освободили от интеллектуального.
– Давай вернёмся, Митя, – сказала Степанида. – Пособие нам не оформят. А до пенсии еще пять лет осталось.
– Это тебе пять, – поразмыслив, ответил Митрофан. – А мне до восьмидесяти пяти – все десять. Вон оно как обернулось повышение средней продолжительности жизни…
– Прогресс.
– Во-во. Может, спросить про пастуха или посудомойку?
– Пойдём спросим. Попытка не пытка.
P.S. Чтобы читать больше миниатюр, вступайте в группу https://vk.com/ostapenkosergey). Здесь также злободневные мысли автора, философские шутки, жизненные секреты.
Приобрести мои книги можно тут:
https://www.litres.ru/author/sergey-ost/
и здесь
https://www.litres.ru/author/sergey-ostapenko-25630212/.
#писатели #русскиеписатели #книги #литература #проза #истории #творчество #современность