Часть третья
Наталия Сергеевна Шапошникова, заместитель главного редактора издательства Данилова ставропигиального мужского монастыря продолжает рассказ о святых местах Данилова монастыря.
В монастыре есть много мест, куда может прийти верующий, чтобы помолиться: святые иконы, мощи святых...
«Они все рядом – мощи святого князя Даниила, икона святителя Николая Чудотворца, икона Божией Матери “Троеручица”, – перечисляет Наталия Сергеевна. – Идите ко всем. Главное верьте, что молитва ваша будет услышана. Немало верующих приезжает в Данилову обитель и ради конкретной иконы, скажем, иконы святой блаженной Матроны Московской, хотя многие даже и не знают, что у нас есть такая икона».
Именно в Данилов монастырь были принесены честные останки старицы Матроны после их обретения на Даниловском кладбище. Когда святые мощи перенесли в Покровский женский монастырь, в Покровском храме Даниловой обители осталась частица мощей, укрепленная в специальном ковчежце на иконе блаженной Матронушки. А в храме преподобного Серафима Саровского находятся икона и гробик святой, в котором находились мощи до перенесения в Покровский монастырь. Блаженная Матрона Московская почитается повсеместно, люди стоят в многочасовой очереди в Покровском монастыре, чтобы приложиться к ее святым мощам.
А в Даниловом монастыре вы можете приложиться к святым мощам в течение всего дня безо всякой очереди. Сила молитвенного предстательства праведной Матроны щедро изливается на нас, грешных, с верою обращающихся к ее помощи.
«Но тем, кто приезжает в Данилову обитель впервые, я посоветовала бы прежде пойти на второй этаж храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в придел святого благоверного князя Даниила, – сказала Наталия Шапошникова. – Из этого придела открыт доступ к мощам святого князя Даниила, там же находятся ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского и ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Вы можете помолиться там перед Казанской иконой Божией Матери. В этом приделе необыкновенно красивый иконостас. Для его создания была использована древняя, почти забытая техника оловянного литого узорочья XVII века. Позолоченные оловянные пластинки с тонким узором уложены на слюдяную прокладку, под которой положен цветной фон. При попадании солнечных лучей на слюду создается изысканная игра света.
Дальше – в нижний Покровский храм, где находится икона Матронушки с частицей святых мощей, икона Спиридона Тримифунтского, Пантелеимона целителя, Донская икона Божией Матери, созданная выдающимся русским иконописцем графом В.А. Комаровским, мощи преподобноисповедника Георгия Лаврова. Этот Даниловский святой был духовником монастырской братии в самые трудные двадцатые годы прошлого века. Преподобный Георгий Лавров очень помогает в исповеди, особенно когда человек теряется и не знает, как исповедоваться, что сказать. Там же – икона святителя Иоанна Шанхайского, а, напротив нее – образ замечательного святого и чудотворца нашего времени архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)».
Не забудем, что Данилов монастырь стал местом упокоения таких выдающих деятелей культуры нашей страны как писатель Николай Гоголь и художник Василий Перов, музыкант Николай Рубинштейн, славянофилы Самарины, Языковы, А.С. Хомяков, Ю.И. Венелин. Здесь были похоронены известные купцы Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины. На пожертвования братьев Куманиных и братьев Шестовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря. За Александром Алексеевичем Куманиным была замужем Александра Федоровна Нечаева, тетка Ф.М. Достоевского, крестная всех братьев и сестер Федора Михайловича, как и его самого. Александра Федоровна вместе с мужем материально помогала семье Достоевских в воспитании детей, они внесли за Федора Достоевского плату при его поступлении в Инженерное училище, после смерти родителей взяли на себя заботу о племянниках. Некоторые литературоведы полагают, что Александра Федоровна Куманина явилась прообразом Антониды Васильевны Тарасевичевой, той самой «ля-бабуленьки» (la baboulinka) из романа Достоевского «Игрок».
Одно из самых знаменитых захоронений Данилова монастыря – это могила Гоголя. Он был похоронен на кладбище обители рядом со своими друзьями славянофилами. На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время он был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух мемориальных форм – камня «Голгофы», поддерживающего крест, и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его завещанием, в котором он писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».
31 мая 1931 года состоялось перенесение праха Николая Васильевича Гоголя на Новодевичье кладбище. Срочно была организована комиссия по перезахоронению, среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по городу поползли слухи, которые стали бродячими сюжетами городских легенд.
«При вскрытии гроба прах был разорен, – пояснила Наталья Сергеевна. – Мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей (не буду называть его имя) не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания “Мертвых душ”, которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя. Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же и камень “Голгофу”, но без креста. Камень позднее выбросили, его случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа».
Сегодня в Даниловом монастыре на месте, где был похоронен великий писатель, установлен черный гранитный крест. Крест на могиле – это то, что хотел сам Николай Васильевич Гоголь.
Здесь, на кладбище Данилова монастыря, упокоился еще один великий, хотя и не столь известный, как Гоголь, человек – знаменитый греческий и российский богослов, просветитель и педагог архиепископ Никифор Феотокис (1731–1800). Он родился на греческом острове Керкира (Корфу). Императрица Екатерина II пригласила его приехать в Россию, дабы он мог проповедовать и просвещать российских православных. В России он был архиепископом Славянским и Херсонским, потом – архиепископом Астраханским и Ставропольским; написал немало богословских трудов, наставлял пастырей, взаимодействовал со старообрядческими общинами, стремясь привести их к единоверию. В последние годы жизни он был настоятелем Данилова монастыря, и здесь же был похоронен.
Вполне понятно было стремление насельников монастыря обрести и отметить место захоронения владыки. Для поиска его могилы монастырское священноначалие в 2006 году пригласило видных российских археологов, которые, руководствуясь принципами строгой научности, осуществили аналитическую и практическую работу, позволившую найти и идентифицировать останки архипастыря.
Для даниловских прихожан обретение честных останков архиепископа Никифора связано с одним необычным природным явлением: 18 ноября (1 декабря) над монастырем в вечерних сумерках вдруг появилась яркая радуга. Многие успели ее сфотографировать, многие свидетельствовали, что наблюдали даже двойную радугу. В тот же вечер об этом событии сообщили в новостях сразу несколько телеканалов. Именно в час появления радуги, засиявшей над монастырем вопреки законам природы, в обители святого князя Даниила был найден саркофаг с останками владыки. Они были перезахоронены в склепе около южной стены храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, позже над склепом установили памятник в виде белого мраморного креста, перед которым горит неугасимая лампада. Поклониться архиепископу Никифору в Данилов монастырь приходят не только православные России, но и верующие из Греции.
«Тем, кто захочет узнать больше об этом великом проповеднике и миссионере, я рекомендую прочитать книгу, составленную отцом экономом Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым) “Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России”», – посоветовала Наталия Сергеевна Шапошникова.
Петр Селинов