Найти тему
МИР (Море История Россия)

Была ли возможность у транспорта «Армения» отстояться до темноты в Ялте?

А, что происходило в самой Ялте ? Статус капитана 1 ранга Бурмистрова в Ялте абсолютно непонятен (и, приказа, кстати, я не нашел). Охрана Ялтинского порта – это НКВД (охранные части и пограничники), у Ялтинского порта есть свой морской командир (порт работал все это время), у Ялтинского порта есть свой ОХР (охрана рейда), который не подчиняется порту. А, у «особиста» за все отвечает (почему-то) капитан 1 ранга Бурмистров, который прибыл после эвакуации Феодосийского порта в Ялту только 5.11.1941. При этом, ему не подчиняется ни ОХР, ни порт, ни командир корабля. При всем при этом, капитан 1 ранга Бурмистров действует абсолютно правильно.

По данным оперативного дежурного штаба флота капитан-лейтенанта Дьяченко Бурмистров «… в 5.00 позвонил из Ялты и сообщил, что обстановка в районе Ялты такова, что не позволит держать теплоход вечером 7 ноября в Ялте, заявив, что противник занял Кизилташ и движется на Ялту, а также отмечается движение противника по просёлочной дороге на Алупку, и просил доложить об этом начальнику штаба и дать указания». т.е. информация до дежурного дошла.

По какой-то неведомой причине Дьяченко не внёс в журнал оперативного дежурного донесение Бурмистрова об обстановке в Ялте, но текст все же сохранился. Вот это донесение:

«1) Противник занял деревню Кизилташ (район Гурзуф), движется на Ялту; в районе севернее Алупки разведка отмечает движение противника по просёлочной дороге на Алупку.
2) В Ялте имеются восемь парусно-моторных шхун, два катера «лимузин» и мелкие рейдовые катера.
3) Части армии отходят; по состоянию моря можно выпустить только шхуны, катера прошу разрешения уничтожить.
4) Прошу указания, что делать с личным составом участка службы наблюдения и связи, с катерами и шхунами, и какие указания будут по теплоходу «Армения»».

Получив это сообщение, Дьяченко послал своего помощника по разведке старшего лейтенанта Куваева с докладом к Елисееву. В итоге, в 6.50 Елисеев отдал приказ:

«Принять меры к быстрой погрузке раненых на теплоход. Принять меры к посадке на теплоход городского актива. Погрузить всего 5000 человек. Самому с гарнизоном и личным составом батареи прикрывать посадку, после чего личный состав гарнизона посадить на парусно-моторные шхуны и направить в Севастополь. Самому сесть на сторожевой катер и сопровождать теплоход. Теплоходу после погрузки людей ввиду нелётной погоды выйти в море и следовать по назначению согласно имеющимся предписаниям у командира теплохода»».

Если убрать совершенно (неразумные) указания относительно 5 тыс. человек (и прочие нелепости, вроде сопровождения на катере), то, приказ разумный, правильный.


Ну, а все-таки, может, стоило бы отстояться в Ялте?

Я специально открыл журнал боевых действий немецкой 72-й пд, 30-го армейского корпуса, «группы преследования майора Бааке» (кстати, вышеозначенный майор потом жил в домике Чехова и вел себя культурно). Наших документов нет, ну, хоть немецкие гляну.

-2

В ночь с 6 на 7.11.41г. 124-му пехотному полку удалось прорвать оборону сводного батальона 262-го полка НКВД и приданных ему частей, что поставило в сложное положение артиллеристов и саперов.

Многие бойцы 82-го инженерного батальона (командир капитан Пирус) погибли или попали в плен. Попал в сложную ситуацию 1-й дивизион 134-го гаубичного артполка (командир дивизиона капитан Манзий), 1-я батарея которого (командир капитан Павленко) оказалась окружена в районе Артека. В этом бою погибли 40 человек, и в их числе командир дивизиона и командир батареи. Орудия батареи, к сожалению, вывезти не удалось.

Из документов 124-го ПП: «Ранним утром западнее Гурзуфа передовой отряд Бааке был выдвинут на острие удара, т.к. показалось, что противник ослабил сопротивление. Велосипедные роты вновь заняли свое место, но очень скоро противник вновь усилил свое сопротивление. Противник атаковал, используя любой изгиб дороги. Передовой отряд вел бой у Никиты до полудня и смог продвинуться восточнее Наташино*».

Из документов группы Бааке: « 7.11.41г. В 7:00 части достигли Гурзуфа. Взвод легкого вооружения 4-й роты 14 батальона ПВО, противотанковые части, исправив подорванный участок дороги, в течение 1,5 часов трудились вместе с пленными, создавая проход для моторизованных частей. Была подвезена 3.рота моторизованного 72-го пионерного батальона, которая была подчинена отряду. Были восстановлены многие взорванные участки дороги, сняты многочисленные мины. Противник заложил вдоль дороги множество морских мин и произвел несколько взрывов. Передовой отряд возобновил движение в 9 часов вместе с моторизованным разведывательным отрядом лейтенанта Купша, однако уже через 800 метров они столкнулись с упорным сопротивлением. Передовой тягач был подбит, следовавшие за ним два грузовика были обстреляны. Встречным огнем противотанкового орудия был подбит русский грузовик. Подразделения развернулись для атаки: 10 рота справа, 9-я рота в центре. 11 рота, с подчиненными ей противотанковой пушкой и легкой зенитной пушкой развернулись к морю по склонам Никиты. 10 рота овладела горными позициями, с которых были обстреляны колонны. 2 легких танка были подбиты противотанковой пушкой и сгорели западнее Никиты. Продвижение транспортных средств вдоль дороги обеспечивалось 4-й ротой 14 батальона ПВО, рассыпавшейся по склонам. Первой дальнейшее движение начала 10-я рота, выбившая части противника со скалистых склонов гор. Ей противостояли 15-20 стрелков с одним ручным пулеметом.

Следующая задержка произошла через 900м из-за прицельного стрелкового огня по дороге. Были понесены потери. Противник обстрелял дорогу минометным огнем. Сопротивление было подавлено нашей артиллерией, стрелки 2-й роты 72-го противотанкового дивизиона открыли огонь по противнику. Артиллерия обстреляла Ялту и прилегающие дороги. Противник отошел к северным склонам и взорвал дорогу».

В 6 утра бои шли уже на ближних подступах к Ялте, В 11 часов бой шел в районе Никиты и поселка Наташино, к 15 часам противник вышел к спуску с дороги в центр Ялты. Около полуночи майор Бааке уже сообщал о захваченных в Ялте трофеях. 1500 пленных, 3 танка, 5 грузовиков (и еще куча всякой всячины, включая орудия 17-й береговой батареи)