Найти в Дзене

Как я написала и издала книгу о своем расстройстве

Оглавление

Привет! Это первая публикация на канале «Мы живем на Сатурне». На канале уже регулярно выходят новые статьи – так что подписывайтесь.

А сейчас я расскажу о своем опыте издания книги. Он может пригодиться тем, кто тоже хочет опубликоваться, причем не обязательно по теме психологии и психиатрии.

Кто я и что у меня за диагноз

Меня зовут Даша, и у меня диагностировано пограничное расстройство личности. До этого было несколько неверных диагнозов – даже шизофрения! Про это я тоже расскажу на канале, но можно не ждать, а прочитать в моей книге – она вышла в издательстве «Альпина Паблишер» в 2022 году.

Пограничное расстройство личности – это драматическая история про нестабильность отношений с собой и другими. Про тревожность, импульсивность и гнев. Но еще – про способность тонко чувствовать людей и любить их.

В каком-то смысле вся жизнь людей с ПРЛ – это отношения, узы, связи с людьми. И нет в этой жизни ничего более важного. Поэтому, кстати, на канале будет много статей именно про это.

О чем моя книга

«Мы живем на Сатурне. Как помочь человеку с пограничным расстройством личности» построена на моей истории, историях других пациентов и выдержках из научной литературы (конечно, изложенных простым языком).

У книги есть научный редактор – клинический психолог Григорий Мисютин, а отзыв на обложке писал врач-психотерапевт Михаил Валуйский. Кстати, у него тоже есть блог здесь, на Дзене.

Так что, хотя я и не специалист, а пациент, в книге все-таки все по науке.

Как я поняла, что мой опыт интересен другим – и как вам оценить свой

Главный аргумент, которым вы можете заинтересовать издательство – спрос в вашей теме «здесь и сейчас» превышает предложение.

Мне в каком-то смысле повезло. Психиатрия, особенно российская, область не самая динамичная в своем развитии; пограничное расстройство для нее – диагноз относительно новый. Я консультировалась с психиатром из Германии, и он уверенно сказал «У нас с ним работают, а в России с ним знакомы чаще всего уже специалисты помоложе, и то не все». Литературы про ПРЛ на русском языке немного; большая ее часть переводная, и вся она зачитана до дыр и профессионалами, и пациентами.

При этом интерес к более широкой теме, теме психических расстройств – сейчас колоссальный. То есть глобальные тренды тоже следует учитывать.

Поэтому еще до работы над структурой книги я изучила, что вообще предлагает рынок (потом это знание понадобилось мне в диалоге с издательством). Учла все, чего не хватало имеющимся книгам. Одни оказались слишком сложными в изложении – но при этом популярными по задумке, как бы предназначенными для «обычных» людей, не специалистов. Другие описывали пациентские истории – но реалии там были далекие от России 2020-х годов.

Я четко понимала, кто моя аудитория, в каких реалиях и исторических событиях она живет, с какими книгами, соцсетями, медийными личностями контактирует, в какой приблизительно обстановке росла, какие культурные установки впитала. Хорошо знала и отношение аудитории к теме психиатрии и психологии – например, что многим знакома традиционная установка российских родителей «Ни к какому психологу тебе не надо», «Не придумывай», «Залечат – овощем станешь» и многое другое. За рубежом отношение к этим вещам иное. И поэтому, например, история американской девочки из 90-х годов (Сюзанна Кейсен, «Прерванная жизнь») российскому читателю не очень откликается – что специалисту, что пациенту и его близким.

Словом, я нашла тему, на которую мне было что сказать, и для которой одновременно была явно пустующая ниша.

Если у вас есть уникальный опыт, который близок, понятен и полезен какой-то группе людей, при этом рынок не ломится от аналогичных предложений – вы имеете шансы продать свою историю издательству.

Впрочем, ничего не мешает и завести сначала блог, посмотреть на отклик, и если он будет – это только станет дополнительным аргументом в диалоге с издательством. Издатели вообще любят, когда у писателя есть свой ресурс, – ведь он поможет продвигать печатный продукт. Так что вот такой пробный шар пустить тоже можно, хотя я обошлась и без него.

Какие сложности вас могут (и будут!) ждать

Баланс между теорией и личным опытом

Люди любят науку, интересные и полезные факты, цифры и серьезные исследования – но не любят, когда это подано слишком сложно. Упаковать психиатрическую проблему в развлекательный (не значит «юмористический», скорее, «научно-популярный») формат – та еще задача. Возможно, в вашей теме с этим будет попроще. А может, и сложнее, если вы занимаетесь наукой или IT, к примеру.

Люди также любят истории, но читать чьи-то дневники (если их авторы не суперзвезды) – не любят. В моей книге есть реальные дневниковые врезки, но они небольшие по объему, их мало, и они поданы в качестве иллюстраций к какому-то из проявлений пограничного расстройства. И, конечно, я тщательно выбирала эти отрывки – оставляла только те чувства и мысли, отголоски которых встречала в чужих блогах, книгах, тик-токах. То есть была более-менее уверена, что мои личные переживания разделяют тысячи людей, а я могу выразить их более четко.

В одном отзыве к книге все-таки написали, что автор скатился в личный дневник. Это больно и обидно читать (кстати, к критике тоже приготовьтесь!), но я понимаю, что если одному так показалось – так считает и еще какая-то часть остальных читателей.

Удержание мотивации

Есть такой хороший совет – вспомнить, ради чего вы все начали. Я сама не прислушивалась к нему, сопротивлялась, пока не поняла, что, пожалуй, только этот совет и работает. Годы неправильных диагнозов, отношение российского обывателя к психиатрии и психотерапии, отношение к пациентам и клиентам в этих сферах – все это отзывалось во мне болью, все это просило хотя бы немного исправить ситуацию.

С этой мыслью я начала книгу – и к ней же заставляла себя возвращаться.

Кстати, материальную мотивацию не советую ставить на первое место. На печатных и электронных книгах можно заработать, но рассчитывать на это как на основной источник денег не стоит. Если, конечно, вы не суперзвезда в своей нише.

Сохранение структуры книги

Поток сознания продать невозможно. Причем я имею в виду не только продажу как таковую – обмен продукта на деньги – но и продажу в более широком смысле, например, привлечение внимания аудитории. Даже небольшие статьи на Дзен-канале или в соцсети должны быть структурированы – а уж для книги это маст хэв.

Поэтому разложите все по полочкам. И будьте готовы, что издательство попросит вас сделать эти «полочки» примерно одинакового размера. Да, конечно, исходить нужно из смысла, не лить воду, не урезать нужное – но если вы увидите, что одна глава у вас в три раза больше других, а другая глава единственная, в которой есть подглавы, нужно задуматься о перестройке всей структуры.

Людям приятна предсказуемость, потому что мозг воспринимает предсказуемое как безопасное. Сделайте свою книгу приятным и безопасным пространством для читателя – поделите всю информацию на примерно равные, предсказуемые по объему части.

Как и зачем сотрудничать с экспертами

В таких случаях, как у меня, написание книги «в одно лицо» вообще не рассматривается: я пациент, а не специалист. И хотя у меня есть ценный практический опыт «с той стороны», у меня также есть и свои искажения, неумение видеть ситуацию с другой стороны, неинформированность, да и просто непрофессиональные суждения – все это могло вылиться в бесполезные или даже вредные советы.

Этого я хотела меньше всего, поэтому попросила прочесть книгу двух специалистов. Один из них работает с ПРЛ-пациентами, он выступил как научный редактор, второго я фолловила здесь, на Дзене, и попросила его дать отзыв на обложку. Вот несколько рекомендаций по сотрудничеству с экспертами:

  • облегчите им работу – изначально старайтесь ссылаться только на авторитетные источники и аккуратно подготавливать списки использованной литературы;
  • подбирайте специалистов разного профиля – это поможет получить более широкий взгляд на книгу и сделать материал интереснее и богаче. В моем случае это были клинический психолог и врач – психиатр и психотерапевт;
  • объясните, что специалист получит взамен – материальное вознаграждение, упоминание в качестве соавтора или научного редактора, имя на обложке и так далее;
  • после публикации предложите прислать печатный экземпляр с благодарностью. Я, например, сама привозила книги на работу обоим специалистам, которые помогли мне в работе над книгой.

Как предложить книгу издательству

По факту, издателю нужно оценить две вещи: можно ли продать ваш продукт и настолько его нужно доработать.

Это значит, что вам нужно презентовать и саму книгу как она есть (в виде анонса, краткого изложения, поглавного плана и примера одной-двух глав), и ваши аргументы, почему это интересно читателям. Перечисление того, что есть на рынке сейчас – и что не удовлетворяет его потребностям – вполне подойдет, а если заморочитесь более полным исследованием рынка, то вас как минимум заметят.

Плюсом в глазах издателя будет, если:

  • он видит полностью готовый текст, хорошо структурированный и отредактированный – либо его часть, приемлемую по качеству, и вы готовы переработать текст и дальше писать в нужном ключе;
  • у вас есть собственный канал продвижения будущей книги – например, блог;
  • вы хорошо представляете себе аудиторию, готовы помогать издательству в продвижении, подсказывая, на каких площадках реклама даст больше выхлопа или, например, к каким блогерам следует зайти за нативкой.

Пожалуйста, помните: я не психолог и не психиатр. Я пациент, который частично научился справляться со своим расстройством – и хочет и может делиться опытом. Если чувствуете, что не справляетесь сами, обращайтесь к официальной медицине: психиатрия и психотерапия не зло, они действительно помогают.

Приобрести мою книгу про пограничное расстройство личности можно на сайте издательства «Альпина Паблишер».

Другие публикации канала:

Почему «Строй личные границы!» – неэффективный совет

Где грань между «обсуждать» и «выносить мозг»

Чем люди с пограничным расстройством отличаются от остальных