Давайте для начала определимся с терминологией. «Нехочуха»- это ребенок, который отказывается выполнять требования взрослых, соблюдать правила и просьбы. Как в истории женщины предложившей племяннику: «Паша, пойдем гулять?», ребенок ответил ей: «Не Паша, не пойдем, и не гулять».))) В психологии подобное поведение относят к понятию «негативизм». «Детский негативизм- немотивированное
поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников).»©
Основой такого поведения служат возрастные кризисы развития, когда предыдущий опыт уже не удовлетворяет психическим и физиологическим возможностям и потребностям человека. Требуется освоение новых знаний, умений и навыков. Например, когда малыш физиологически уже может ходить сам, необходимость в помощи взрослых уже не требуется. Педагог и психолог Д. Эльконин определил период овладения ходьбой, как младенческий (малый) кризис развития. В этот период «не хочу» выражается в большей степени в физическом противодействии требованиям взрослого, например, отказ сидеть на руках.
Первый (большой) кризис, связанный с психическим развитием ребенка, случается в возрасте 2-4 лет, и называется кризисом -«Я сам». Когда, в соответствии со своими возрастными возможностями, ребенок должен научиться самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром, научиться самостоятельно оценивать текущую ситуацию. Ребенок должен научится оценивать успехи и ошибки своих собственных решений. Именно в этот период дети произносят первое «не хочу».
«Не хочу» и «Я сам» в переводе с детского обозначает: «Я так не хочу, потому что уже умею. Я даже могу это сделать сам! Я хочу по–другому.»
И, как в истории с обучением хождению, пусть не с первого раза, пусть коряво, но обязательно под внимательным присмотром взрослого, ребенок должен НАУЧИТЬСЯ делать сам!
Второй (большой) кризис, где «не хочу» снова выступает на первый план- это подростковый возраст. Он связан с возрастными изменениями в организме ребенка. Это период, когда физиологически ребенок превращается во взрослого. А значит предыдущий (детский) опыт взаимодействия с миром под присмотром родителей не удовлетворяет дальнейшему развитию личности ребенка.
«Не хочу» в переводе с подросткового обозначат: «Я так не хочу, потому что я уже другой. Я должен научиться жить по-взрослому».
А значит, к уже знакомым детским правилам и требованиям будет проявляться сопротивление.
Это законы развития человека как биологического существа. В норме ВСЕ люди проходят эти кризисы. Детское «не хочу»- это сигнал родителям, что их ребенок меняется, взрослеет, а значит и родителям нужно менять формы и методы взаимодействия с ним. Твердо знать, что уже умеет и может сделать ребенок и чем они могут ПОМОЧЬ ему в освоении новых знаний, умений и навыков. Нужно учесть, что возрастной кризис, как и любое изменение, может сопровождаться страхами и тревогами.
Часто родители пытаются уберечь ребенка от возможного «не правильного» опыта и «лишних» тревог, пытаются вернуть привычную систему взаимодействия с ребенком, вернуть уже имеющиеся рычаги воздействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления ребенка давлению родителей. Затем сопротивление, а значит и развитие, снижается за счёт его подавления родителями. В дальнейшем нереализованное сопротивление может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению. Так «рождаются» пассивные «нехочухи».
Именно в кризисы «не хочу» происходит формирование и осознание таких понятий как «должен», «надо». Актуальное возрасту «хочу» должно быть ограничено нормами, правилами, требованиями необходимыми для здорового, но все же, РАЗВИТИЯ ребенка.
И, если подросток на вопрос: «Почему ты не хочешь учиться?» отвечает невнятное : «Потому что!», то речь идет именно о кризисе «не хочу». Стоит принять тот факт, что ребенок взрослеет, набраться терпения и вместе с ним преодолеть возрастной кризис.
А если подросток на вопрос: «Почему ты не хочешь учиться?» отвечает: «Потому что я стану известным тик-токером и уеду жить на Бали!», то речь идет о не сформированном мировоззрении подростка, не сформированных чувствах долга и ответственности, о неадекватной оценке собственных возможностей.
«Не хочу»- это временный природный инструмент, с помощью которого происходит смена этапов развития человека. Но, если временное поведение становится постоянным, значит человек рассматривает этот инструмент как единственно возможную стратегию поведения и взаимодействия.
Безусловно, это лишь общий обзор темы возрастных кризисов. Но, как говорится, предупрежден- значит вооружен. В каждом отдельном случае могут быть свои нюансы развития и прохождения кризисов. Поэтому в каждом отельном случае нужна профессиональная консультация психологов и педагогов.