Найти тему

Мне не повезло. Мой ребенок «нехочуха».

Давайте для начала определимся с терминологией. «Нехочуха»- это ребенок, который отказывается выполнять требования взрослых, соблюдать правила и просьбы. Как в истории женщины предложившей племяннику: «Паша, пойдем гулять?», ребенок ответил ей: «Не Паша, не пойдем, и не гулять».))) В психологии подобное поведение относят к понятию «негативизм». «Детский негативизм- немотивированное
поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников).»©

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Основой такого поведения служат возрастные кризисы развития, когда предыдущий опыт уже не удовлетворяет психическим и физиологическим возможностям и потребностям человека. Требуется освоение новых знаний, умений и навыков. Например, когда малыш физиологически уже может ходить сам, необходимость в помощи взрослых уже не требуется. Педагог и психолог Д. Эльконин определил период овладения ходьбой, как младенческий (малый) кризис развития. В этот период «не хочу» выражается в большей степени в физическом противодействии требованиям взрослого, например, отказ сидеть на руках.

Первый (большой) кризис, связанный с психическим развитием ребенка, случается в возрасте 2-4 лет, и называется кризисом -«Я сам». Когда, в соответствии со своими возрастными возможностями, ребенок должен научиться самостоятельно взаимодействовать с окружающим миром, научиться самостоятельно оценивать текущую ситуацию. Ребенок должен научится оценивать успехи и ошибки своих собственных решений. Именно в этот период дети произносят первое «не хочу».

«Не хочу» и «Я сам» в переводе с детского обозначает: «Я так не хочу, потому что уже умею. Я даже могу это сделать сам! Я хочу по–другому.»

И, как в истории с обучением хождению, пусть не с первого раза, пусть коряво, но обязательно под внимательным присмотром взрослого, ребенок должен НАУЧИТЬСЯ делать сам!

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Второй (большой) кризис, где «не хочу» снова выступает на первый план- это подростковый возраст. Он связан с возрастными изменениями в организме ребенка. Это период, когда физиологически ребенок превращается во взрослого. А значит предыдущий (детский) опыт взаимодействия с миром под присмотром родителей не удовлетворяет дальнейшему развитию личности ребенка.

«Не хочу» в переводе с подросткового обозначат: «Я так не хочу, потому что я уже другой. Я должен научиться жить по-взрослому».

А значит, к уже знакомым детским правилам и требованиям будет проявляться сопротивление.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Это законы развития человека как биологического существа. В норме ВСЕ люди проходят эти кризисы. Детское «не хочу»- это сигнал родителям, что их ребенок меняется, взрослеет, а значит и родителям нужно менять формы и методы взаимодействия с ним. Твердо знать, что уже умеет и может сделать ребенок и чем они могут ПОМОЧЬ ему в освоении новых знаний, умений и навыков. Нужно учесть, что возрастной кризис, как и любое изменение, может сопровождаться страхами и тревогами.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Часто родители пытаются уберечь ребенка от возможного «не правильного» опыта и «лишних» тревог, пытаются вернуть привычную систему взаимодействия с ребенком, вернуть уже имеющиеся рычаги воздействия. На первом этапе это провоцирует повышение сопротивления ребенка давлению родителей. Затем сопротивление, а значит и развитие, снижается за счёт его подавления родителями. В дальнейшем нереализованное сопротивление может привести к пассивности, слабой воле, несамостоятельности и зависимому поведению. Так «рождаются» пассивные «нехочухи».

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Именно в кризисы «не хочу» происходит формирование и осознание таких понятий как «должен», «надо». Актуальное возрасту «хочу» должно быть ограничено нормами, правилами, требованиями необходимыми для здорового, но все же, РАЗВИТИЯ ребенка.

И, если подросток на вопрос: «Почему ты не хочешь учиться?» отвечает невнятное : «Потому что!», то речь идет именно о кризисе «не хочу». Стоит принять тот факт, что ребенок взрослеет, набраться терпения и вместе с ним преодолеть возрастной кризис.

А если подросток на вопрос: «Почему ты не хочешь учиться?» отвечает: «Потому что я стану известным тик-токером и уеду жить на Бали!», то речь идет о не сформированном мировоззрении подростка, не сформированных чувствах долга и ответственности, о неадекватной оценке собственных возможностей.

«Не хочу»- это временный природный инструмент, с помощью которого происходит смена этапов развития человека. Но, если временное поведение становится постоянным, значит человек рассматривает этот инструмент как единственно возможную стратегию поведения и взаимодействия.

Безусловно, это лишь общий обзор темы возрастных кризисов. Но, как говорится, предупрежден- значит вооружен. В каждом отдельном случае могут быть свои нюансы развития и прохождения кризисов. Поэтому в каждом отельном случае нужна профессиональная консультация психологов и педагогов.