Соглашение по месторождению Карачаганак подписали в 1997 году. Но спустя несколько лет в договор пришлось внести изменения. Так, «КазМунайГаз» получил 10% в проекте. Во второй части отдел расследований Orda.kz расскажет, на каких условиях подписали второе и третье дополнительные соглашения
Природные запасы нефти и газа дали возможность для независимого Казахстана получить иностранные инвестиции. Только заключить контракты на Каспийском шельфе получилось с помощью гарантии государства. Правительство приняло решение заключить соглашения о разделе продукции (СРП) или договор о разделе продукции (ДРП) с крупными транснациональными энергетическими консорциумами. Всего в Казахстане три таких контракта: Кашаган, Дунга и Карачаганак.
Вся добываемая нефть по таким контрактам делится на Сost oil – компенсационное нефтегазовое сырьё и Profit oil – прибыльное нефтегазовое сырьё. Последнее распределяется ещё и между сторонами в определённых пропорциях. Именно от реализации Profit oil Казахстан получает прибыль. В первой части про Карачаганак мы рассказали как «КазМунайГаз» получил 10% в проекте. Таким образом, страна начала получать деньги от месторождения в рамках Сost oil и Profit oil.
Читайте также
Как Канат Бозумбаев получил для Казахстана более миллиарда долларов
Когда выяснилось, что Eni «обсчитала» Казахстан на сумму около двух миллиардов долларов, правительство подало иск в арбитражный суд. Это произошло в декабре 2016 года. Альянсу Карачаганакского проекта не было нужно судебное разбирательство.
Тогда министр энергетики Канат Бозумбаев уверял, что страна не планирует изменять условия уже подписанного ОСРП. Лишь вернуть себе то, что принадлежит по праву. Альянс предложил заплатить Казахстану 300 млн долларов и закрыть вопрос. Правительство от такого предложения отказалось. И стояло на том, что «индекс объективности» за период с 2010 по 2013 годы (сколько получает денег от продажи нефти альянс, а сколько правительство – прим. ред.) рассчитан неверно.
Канат Бозумбаев сообщал, что страна откажется от арбитража, если акционеры Карачаганакского проекта предложат хорошие условия. Лишь спустя 3 года, в октябре 2018 года, стороны достигли договорённостей по урегулированию спора и калькуляции доходов с продажи нефти.
Согласно новому соглашению, нефтяные гиганты обязаны были выплатить 1,1 млрд долларов в течение трёх лет. Также внесли изменение в договор ОСРП, что обеспечит стране дополнительный доход. Консорциум также предоставит Казахстану долгосрочный заём на 10 лет. Он пойдёт на строительство инфраструктурного проекта в миллиард долларов. Либо страна получит от консорциума эквивалентную ценность на сумму около 200 млн долларов. Также обговаривали проект по поддержанию текущего уровня добычи на месторождении Карачаганак.
«Дополнительные доходы республики при цене 60 долларов за баррель могут составить от 16 до 18 млрд долларов до 2037 года, при цене 80 долларов за баррель – свыше 23 млрд долларов до 2037 года», – рассказывал министр энергетики Канат Бозумбаев на брифинге 2 октября 2018 года.
Кроме того, стороны договорились о поставке сырья на внутренний рынок: до миллиона тонн газового конденсата и до миллиарда кубов газа.
«Могут на АО «Конденсат» прийти (природные ресурсы – прим. ред.), на газоперерабатывающий завод. Есть интересы развивать нефтехимию, несколько проектов есть на Карачаганаке – можно газ очищать и потом на внутреннем рынке продавать, жирная фракция: забирать пропан, бутан, бутадиен производить. Важно иметь сырьё, чтобы потом иметь возможность получить поставки на внутренний рынок», – добавил Бозумбаев.
Неужели даже такие денежные вливания были для альянса более приемлемым, чем арбитражный суд? В итоге, подписание соглашения перенесли на январь 2019 года.
Читайте также
Существенная разница: откуда взялись 12 млрд тенге?
В 2019 году акимат Западно-Казахстанской области в отчёте о расходах на социальное развитие и местную инфраструктуру указал на то, что недосчитался от «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» 12 млрд тенге.
Как следует из отчёта, нефтяная компания не предоставила весь пакет подтверждающих документов. В них должно быть указано, на какое социальное развитие и местную инфраструктуру КПО потратило деньги.
Взамен КПО отправил акимату другие бумаги:
– Письмо от акимата ЗКО о дополнительном выделении денег на дополнительные ежегодные траты. 10 млн долларов пошли бы на социальные и инфраструктурные проекты. Письмо датировалось 19 ноября 2018 года.
– Письмо от премьер-министра Бакытжана Сагинтаева о выделении с 2018 года по 2022 годы дополнительных ежегодных социальных и инфраструктурных затрат. Они составили 10 млн долларов, которые пошли бы исключительно на реализацию проектов в ЗКО.
– Перечень дополнительных социальных и инфраструктурных проектов на 2018-2022 годы в ЗКО.
– Резолюцию «Социальные и инфраструктурные проекты ЗКО на 2019 год». В ней утвердили годовую социальную рабочую программу и бюджета на 2019 год. Сумма со сметой проектов составила 26 519 796 долларов.
– Перечень социальных и инфраструктурных проектов на 2018 год по ЗКО с планируемой суммой затрат 28 165 939 долларов.
– Бюджет проектов в Бурлинском районе на сумму 30 млн долларов.