Очередная сложнейшая операция по извлечению крупного осколка из сердца раненого выполнена кардиохирургами НМИЦ ВМТ им. А.А. Вишневского МО РФ. На этот раз за процессом в операционной наблюдали представители сразу нескольких российских СМИ.
Перед началом операции лечащий врач 46-летнего пациента позволил нам пройти к нему в палату для небольшой беседы. Мужчина признался, что перед камерой говорит впервые, но смущения не испытывает. Свои воспоминания он излагал спокойно и ясно:
- Нашей пехотной группе была дана цель - занять позицию. И как только мы её заняли, через несколько часов начался быстрый обстрел - и артиллеристский, и танковый. По нам “работали” всем, чем только можно. Последнее, что я помню, - это попадание орудием из советского танка практически в упор. Меня сильно оглушило, но я всё время оставался в сознании. Можно сказать, родился в рубашке, поскольку получил множественные ранения, но остался живой.
Вначале я почувствовал запах и вкус пыли и гари. Потом резко подкосило ноги, и мне стало сложно дышать. Из всех раненых в нашей группе я был самым тяжёлым. Уцелевшие бойцы оказали первую помощь, вызвали эвакуационную группу. Правда, до нее еще надо было около часа меня тащить под постоянным обстрелом и летающими квадрокоптерами с “сюрпризами”. Тащили меня на специальных армейских носилках, так вот перебежками и добирались. Затем вызвали БМП, которая меня забрала. После осмотра врачей обнаружилось множественное ранение ног, досталось лёгким и печени. Ну и самое главное - “добежало” и до сердца. На сегодня я уже перенес две операции, но большой осколок коварно сидит где-то в сердечной мышце. Он вошел с правого бока под прямым углом, выше брони, не каждому специалисту под силу его оттуда достать. Надеюсь, здесь врачи справятся с этой задачей. Ну а всё плохое, как говорится, уже позади.
Сам я из Ростовской области, постоянно нахожусь на связи со своей семьёй. Они меня ждут, поддерживают. Но если я понадоблюсь и буду пригоден к службе, обязательно вернусь на передовую. Надо - значит надо. Самое главное сейчас для всех наших бойцов - быстрее вернуться с победой домой, по-другому никак.
Начальник центра кардиохирургии НМИЦ ВМТ - ЦВКГ им. А.А. Вишневского МО РФ, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ, профессор Александр Николаевич Лищук, проводивший операцию, дал представителям СМИ разъяснения по поводу происходившего сегодня события:
- Операция прошла хорошо, нам удалось не останавливать сердце. Осколок вышел из перикарда, где находится диафрагма, и вошёл в среднюю треть правого желудочка сердца, где и застрял. Нам удалось визуализировать его с помощью системы ангиографии и извлечь через небольшой надрез. Инородное тело оказалось с острыми краями и шипами, постоянно повреждающими сердце. Вокруг оно было обмотано тканями бронежилета и майки, в которой ходил боец. Оставлять осколок было нельзя, потому что могло начаться разложение этой материи и, как следствие, - воспаление и нагноение тканей. Раньше мы считали, что небольшие осколки удалять из сердца нет необходимости, однако со временем увидели, как даже мелкие частицы начинают нагнаиваться. А гнойные повреждения мышцы сердца могут привести к тяжелым осложнениям, к эндокардиту. Тогда мы начали выбирать момент, когда эти инородные тела можно удалять без риска для пациента и возвращать сердце к полноценной работе.
Сегодня всё прошло удачно. Сердце работает, пациент переведен в реанимацию. Еще несколько дней он будет находиться в одном из кардиологических отделений Центра, после чего отправится на реабилитацию, которая займет 2-3 недели.
За ходом операции наблюдали не только журналисты, но и коллеги военных врачей, кардиохирурги из Донецка, о которых мы писали накануне. У себя в клинике ДоКТМО они тоже работают на передовой, оперируют раненых. Однако их работа по большей части связана с гражданским населением, поскольку по жилым кварталам Донецка ведутся обстрелы со стороны ВСУ.
Добавим, что за период с начала боевых действий в центре кардиохирургии госпиталя Вишневского было прооперировано более 50 пациентов с ранениями сердца. Все они вернулись к нормальной жизни, а некоторые уже вновь отправились на передовую для защиты интересов России в зоне СВО.