Найти тему

К 210-летию со дня рождения Тимофея Николаевича Грановского (21 марта 1813, Орел - 16 октября 1855, Москва)

К.А. Горбунов. Портрет Т.Н. Грановского. [Не ранее 1845]. Б., граф. кар. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед. хр. 867.
К.А. Горбунов. Портрет Т.Н. Грановского. [Не ранее 1845]. Б., граф. кар. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед. хр. 867.

Тимофей Николаевич Грановский - публицист, историк, общественный деятель, педагог и популяризатор науки, одна из ярких звезд интеллектуальной жизни «замечательного десятилетия» 1835−1847 годов, в представлении своих современников всегда был примером «образованного меньшинства». В более поздний период, пожалуй, именно он собирательный образ «человека 40-х годов».

Основным интересом думающего человека 1840-х гг. становится философия как следствие стремления к осмыслению мира, истории; «философствуют» почти все без исключения слои общества. Распространение получают сначала идеи Шеллинга; в 1840-е годы умами владеет Гегель. Один из теоретиков славянофильства И.В. Киреевский писал: «Философские понятия распространились у нас весьма сильно... Нет почти человека, который не говорил бы философскими терминами; нет юноши, который не рассуждал бы о Гегеле; нет почти книги, нет журнальной статьи, где незаметно было бы влияние немецкого мышления; десятилетние мальчики говорят о конкретной объективности». Увлечение идеями Шеллинга и Гегеля привело к появлению философских кружков, членами которых были замечательные умы своего времени, развившие идеи западной философии и привившие их на русскую почву: М.А. Бакунин, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, И.В. Киреевский, Н.П. Огарев, А.С. Хомяков и многие другие.

Все эти люди в разное время составляли круг общения Тимофея Грановского, с некоторыми из них его связывали близкие, дружеские отношения. Занять определенное место среди лидеров мнений 1840 х гг. Грановскому помогли рано проявившиеся страсть к познанию, любознательность и высокая способность к самообразованию; по собственному признанию, он рано почувствовал «жажду деятельности без определенной цели и огромные надежды».

Дело Московского университета об отпуске сумм на содержание отправленного в Берлин Т.Н. Грановского и о назначении ему жалования по возвращению из-за границы. 1 июня 1836 г. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед. хр. 7.
Дело Московского университета об отпуске сумм на содержание отправленного в Берлин Т.Н. Грановского и о назначении ему жалования по возвращению из-за границы. 1 июня 1836 г. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед. хр. 7.

Родился Тимофей Грановский в Орле в дворянской неродовитой семье. Систематического, серьезного образования не получил: два года подростком провел в пансионе в Москве; после очередных летних каникул юношу «забыли» отправить обратно, и он три года пробыл дома в «совершенной пустоте и бездеятельности». После отправился в Петербург и поступил на службу в один из департаментов Министерства иностранных дел. Служба была необременительна, однако искательная натура Грановская не находила удовлетворения в таком образе жизни и через полгода он решил поступить в Петербургский университет. Несмотря на плохую подготовку и материальные проблемы Грановский поступил на юридический факультет университета. Но университет ожиданий студента не оправдал: факультет готовил чиновников, а не мыслителей:

«Я работаю сколько есть сил, чтобы со временем сделаться писарем»,

− писал Грановский.

Преподаватели университета не помогли выбрать научного направления или сформировать мировоззрение. После этого путь Грановского пролег в Берлин:

«Я не знал, что такое философия, пока не приехал сюда, Фишер читал нам какую-то другую науку, пользу которой я теперь решительно не понимаю».

Здесь Грановский продолжал самообразование, интересовался преимущественно историей: читал с увлечением труды Гиббона, Гизо, О. Тьерри, Юма. Очевидно в то время Тимофей Николаевич начал смутно понимать, в чем может заключаться его призвание.

Письмо Т.Н. Грановского В.В. Григорьеву. 21 февраля 1838 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед.хр. 5.
Письмо Т.Н. Грановского В.В. Григорьеву. 21 февраля 1838 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1. Ед.хр. 5.

Затем он некоторое время служил помощником библиотекаря в департаменте Морского министерства. Поворотным же моментом в жизни Тимофея Николаевича стал 1835 г., когда он получил невероятное предложение от попечителя Московского учебного округа С.Г. Строганова − отправиться на стажировку в Берлин с тем, чтобы по возвращении занять кафедру зарубежной истории в Московском университете. Грановский очень серьезно отнесся к стажировке: за несколько месяцев выучил немецкий, исправно посещал лекции ведущих европейских профессоров, интенсивно занимался латынью, древнегреческим. Решающее влияние на формирование научных взглядов Грановского оказало знакомство с учением Гегеля, очаровавшим Тимофея Николаевича стройностью, логичностью, а главное − системным взглядом на исторический процесс. Отношение к учению Грановский определял так:

«Есть вопросы, на которые человек не может дать удовлетворительного ответа. Их не решает и Гегель, но все, что теперь доступно знанию человека, и самое знание у него чудесно объяснено».

К окончанию стажировки Грановский так и не определился с научной темой (диссертация «Волин, Иомсбург и Винета» была защищена через пять лет после возвращения из Берлина), однако вполне определил свои задачи как преподавателя:

«Мне кажется, что я могу действовать при настоящих моих силах, и действовать именно словом. Что такое дар слова? Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня теплая душа и убеждения. Я уверен, что меня будут слушать студенты».

Грановский приступил к чтению лекций по истории античности, средневековья и Нового времени в Московском университете в 1839 г. С самого начала они пользовались успехом, собирали студентов со всех отделений; ни один лектор не имел подобной популярности.

А. И. Герцен. Статья «Публичные чтения г. Грановского. Письмо второе». 1843 г. Рукописная копия. РГАЛИ. Ф. 472. Оп. 1. Ед. хр. 700.
А. И. Герцен. Статья «Публичные чтения г. Грановского. Письмо второе». 1843 г. Рукописная копия. РГАЛИ. Ф. 472. Оп. 1. Ед. хр. 700.

Среди причин феноменального успеха лекций следует назвать чрезвычайное обаяние личности Грановского, его искренность и убежденность в своих словах, а также наличие собственных взглядов, научного мировоззрения. Друзья, ученики, а также люди, расходившиеся с Грановским по идейным соображениям, одинаково оценивали его высокие душевные и нравственные качества. Ученик Грановского Б.Н. Чичерин так описывал историка:

«Самая его наружность имела в себе что-то необыкновенно привлекательное... Высокий, стройный, с приятными и выразительными чертами, осененным великолепным лбом.... он на всей своей особе носил печать изящества и благородства... В дружеском кругу, когда он чувствовал себя на свободе, с ним никто не мог сравняться; тут разом проявлялись все разнообразные стороны его даровитой натуры: и глубокий ум, и блестящий талант, и мягкость характера, и сердечная теплота».

В 1844 г. Грановский прочел ряд публичных лекций по истории средневековья. И это был поистине триумф! Не только приверженцы западных философским систем, но и представители лагеря славянофилов признавали, что «лучшим проявлением жизни московской были лекции Грановского. Таких лекций, конечно, у нас не было со времен самого Калиты, основателя первопрестольного града, и, бесспорно, мало во всей Европе».

Герцен так описывал окончание публичных чтений:

«Когда он, оканчивая, глубоко тронутый, благодарил публику, − все вскочило в каком-то опьянении, дамы махали платками, другие бросились к кафедре, жали ему руки, требовали портрета... Грановский бледный, как полотно, сложа руки стоял, слегка склоня голову; ему хотелось еще сказать несколько слов, но он не мог... Там я бросился ему на шею, и мы заплакали».
Письмо Т.Н. Грановского Н. П. Огареву. [1845]. Автограф. РГАЛИ. Ф. 359. Оп. 1. Ед. хр. 99.
Письмо Т.Н. Грановского Н. П. Огареву. [1845]. Автограф. РГАЛИ. Ф. 359. Оп. 1. Ед. хр. 99.

Революционные события в Европе 1848 г. привели к значительным ограничениям в жизни университетов в России: было запрещено преподавание целых разделов наук, «опасных» для мировоззрения студентов, был введен жесткий контроль за поведением преподавателей. Новые правила самым непосредственным образом повлияли на профессора − проводника западного знания. Летом 1849 г. Московский генерал-губернатор Закревский учредил за Грановским секретный надзор.

Грановскому также пришлось давать объяснения и митрополиту Филарету. Несмотря на ужесточение контроля, Грановский остался в университете, однако работать было тяжело. В конце 1849 г. он писал:

«Начальство смотрит подозрительно на мои отношения к студентам. Опять, как и в 1845 году, у меня много врагов. У них одно сокровенное желание − сбыть меня. Начальству не раз докладывали, как и тогда, о моих политических идеях. Мне опять дают понять, что нужно переменить службу».

Большим огорчением в тот период стало и окончательное расхождение во взглядах с «друзьями врагами» − славянофилами, но также и с одним из ближайших друзей – Герценом. В целом раскол между сплоченными ранее западниками проходил по линии «идеализм-материализм». Для Грановского неприемлемы были радикальные материалистические идеи; он объяснял Герцену:

«Я никогда не приму вашей сухой, холодной мысли единства тела и души... Личное бессмертие мне необходимо».

С начала 1850-х годов Тимофей Николаевич часто болел, жаловался в переписке на невозможность нормально работать. 4 октября 1855 г. он скончался.

Письмо Т.Н. Грановского А.И. Герцену. 1854. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2197. Оп. 1. Ед. хр. 226.
Письмо Т.Н. Грановского А.И. Герцену. 1854. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2197. Оп. 1. Ед. хр. 226.

В историографии Грановский – противоречивая фигура. Его научная и общественная деятельность являются предметом дискуссии. Оспаривается самостоятельность его научных воззрений, значение как педагога и просветителя, вопрос вызывают и политические взгляды историка. Грановского называют то умеренным либералом, то «почти» демократом, усматривают в его позднем творчестве даже «поворот к позитивизму». В немалой степени такое положение связано со скромным научным наследием, не позволяющим полноценно проследить эволюцию взглядов; в него входят диссертации («Волин, Иомсбург и Венета», «Аббат Сугерий»), историографические работы, курсы лекций, переписка.

Возможно, научные взгляды Грановского не были вполне самостоятельными, однако стремление к поиску системы знаний, метода в исторической науке, разумного соединения гуманитарного знания и естественнонаучного является вполне современным и настоящее время.

Кроме того, нельзя не признать его высокий талант педагога: Тимофей Николаевич «чувствовал себя учителем в самом обширном смысле этого слова, − учителем всего, что он считал достойным познания и усвоения... учил то словом, то примером, никому не навязывая ни своей умственной помощи, ни своих мнений». Это были отнюдь не пустыне слова − Грановский действительно преуспел в воспитании нового поколения историков, среди его учеников: К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, − все они стали создателями государственной школы в русской историографии.

Т.Н. Грановский. "История древнего мира". Лекции, прочитанные студентам 2-го курса Московского университета. Конспекты В. Собчакова. Сентябрь 1848 г. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1 Ед. хр. 1.
Т.Н. Грановский. "История древнего мира". Лекции, прочитанные студентам 2-го курса Московского университета. Конспекты В. Собчакова. Сентябрь 1848 г. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 152. Оп. 1 Ед. хр. 1.

На хранении в РГАЛИ находится небольшой, состоящий из 11 единиц хранения личный фонд Тимофея Николаевича Грановского. Фонд поступил в архив в 1941 г. из Государственного литературного музея. Среди документов фонда – записи лекций Т.Н. Грановского, письма к В.В. Григорьеву и В.А. Черкасскому; дела Московского университета о выплате Грановскому сумм во время пребывания в Берлине и о назначении пенсии вдове Грановского и пр. Также в составе некоторых других личных фондов хранятся письма Т.Н. Грановского А.И. Герцену, Н.П. Огареву, М.К. Рейхель, машинописные копии писем Н.П. Огарева к Грановскому; посвященные Грановскому статьи и выступления, портрет Т.Н. Грановского в альбоме А.И. Герцена из известной «Пражской коллекции» и другие документы.

А.А. Романенко, начальник отдела РГАЛИ

Наука
7 млн интересуются