Найти тему

Предложения Национального Профсоюза Юристов к проекту профстандарта «Юрист»

Данный материал перенесен из группы «Национального профсоюза юристов» в запрещенной соцсети Facebook*

Дата первой публикации 08.04.2020

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, 21

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

к проекту профессионального стандарта "Юрист"

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Юрист" предполагается утвердить названный профессиональный стандарт "Юрист" 10 апреля 2020 года. Проект Приказа Минтруда РФ опубликован на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов лишь 27 марта 2020 г. Дата окончания общественного обсуждения – 10 апреля 2020 г. Длительность общественного обсуждения всего 15 дней.

Вызывает обоснованную озабоченность подход к утверждению профессионального стандарта "Юрист" без обсуждения проекта с профсоюзами и профсоюзными объединениями, в том числе с отраслевыми профсоюзами, включая и межрегиональный профессиональный союз «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ».

В соответствии с п. 9 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23, проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, союза в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций. Профессиональный стандарт "Юрист" для обсуждения с представителями межрегионального профессионального союза «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ» не направлялся и не обсуждался.

Исходя из недопустимости утверждения профессионального стандарта без обсуждения с представителями профессиональных союзов (их объединений), в том числе с отраслевыми профсоюзами, включая и межрегиональный профессиональный союз «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ», а также в условиях, когда подавляющая часть юристов не ознакомлены с проектом профстандарта, на основании ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", в рамках развития социального партнёрства в Российской Федерации

предлагаем:

  1. Признать проект профессионального стандарта "Юрист", опубликованный на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=100744, недоработанным, нарушающим права значительной части лиц, имеющих квалификацию «юрист», по соответствующему уровню профессионального образования: высшее образование – бакалавриат, а также наименование вида профессиональной деятельности «Деятельность по оказанию профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам» несоответствующей общепринятой терминологии.
  2. Направить проект профессионального стандарта "Юрист", опубликованный на сайте федерального портала проектов нормативных правовых актов по адресу https://regulation.gov.ru/projects#npa=100744, для обсуждения в Федерацию Независимых Профсоюзов России – ФНПР, Межрегиональный профессиональный союз «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ» (МПС «НПЮ»), Ассоциацию юристов России (АЮР) и другим заинтересованным организациям, представляющим интересы юристов.
  3. Включить в группу по доработке проекта профессионального стандарта "Юрист", представителей межрегионального профессионального союза «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ».
  4. Внести в текст проекта профессионального стандарта "Юрист" следующие изменения:

1) наименование вида профессиональной деятельности «Деятельность по оказанию профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам» изменить в соответствии с общепринятой терминологией: «Деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам».

2) во всех последующих положениях стандарта использовать термин  «квалифицированная юридическая помощь» вместо термина «профессиональная юридическая помощь».

Обоснование для п.1 и п.2: Использование термина «профессиональная юридическая помощь» в положениях стандарта, в том числе в «Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде» противоречит Конституции РФ, и Федеральному закону от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации":

Конституция РФ (часть 1 статья 48) использует термин «квалифицированная юридическая помощь». Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" также использует термин «квалифицированная юридическая помощь» (п. 1 ст.1, п.1 ст.6.1, п.2 ст.17, п.4 ст.29, п.2 ст.36, п.3 ст.37, п.1, 5 ст.37.1).

Ссылка в данном случае при использовании некорректных терминов на то, что формулировки пересмотрены, изменены с учетом терминологии, использованной, в частности, в государственной программе Российской Федерации "Юстиция" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 312) не состоятельна, в силу того, что  государственная программа Российской Федерации "Юстиция" не предусматривает внесение изменений в часть 1 статьи 48 Конституции РФ, и в п. 1 ст.1, п.1 ст.6.1, п.2 ст.17, п.4 ст.29, п.2 ст.36, п.3 ст.37, п.1, 5 ст.37.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Возможно и иные нормативно-правовые акты используют термин «квалифицированная юридическая помощь».

Кроме того следует иметь в виду, что «профессиональная юридическая помощь» предполагает оказание юридической помощи на профессиональной основе, и ничего не говорит о ее квалифицированности, как и о квалификации лиц, ее оказывающих. Термин «квалифицированная юридическая помощь» предполагает, что она оказывается лицами, имеющими соответствующую квалификацию, в соответствии с полученным профессиональным образованием.

В силу указанных обстоятельств не следует вносить во вновь создаваемые нормативно-правовые акты новые термины, дублирующие с искажением смысла уже используемые термины.

Таким образом, лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности фактически оказывают квалифицированную юридическую помощь, в соответствии с  Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации", так как квалификация "юрист"  присуждается решением государственной аттестационной комиссии.

3)         Требования к образованию и обучению для трудовой функции «Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде» положение «Высшее образование - магистратура или специалитет» дополнить уровнем высшего профессионального образования: - бакалавриат.

Обоснование:

В соответствии с КАС РФ,  АПК РФ, ГПК РФ -   представителем в суде может быть оказывающее юридическую помощь лицо, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает в Российской Федерации следующие уровни профессионального образования:

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалитет, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Таким образом, вышеуказанное требование профессионального стандарт "Юрист" вступает в противоречие с требованиями КАС РФ,  АПК РФ, ГПК РФ  в части выполнения трудовой функции в разделе «Требования к образованию и обучению», которое в предлагаемой редакции препятствует лицу, имеющему высшее образование – бакалавриат, исполнять функции по оказанию квалифицированной юридической помощи в ходе ведения дел в суде.

МПС «НПЮ» просит ответ на данное обращение направить по средствам федеральной почтовой системы по адресу: 150001, г. Ярославль, ул. Фабричная, д.28 или в сканированном виде по электронной почте: mps-npu@yandex.ru.

Председатель

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЮРИСТОВ»

Вадим Валерьевич Лютенков

*Деятельность Meta (соцсети Facebook, Instagram) запрещена в России как экстремистская