Найти в Дзене
Игорь Орлов

Очень темное дело священника Глеба Грозовского. Жертва или насильник?

Оглавление
Иерей Глеб Грозовский, бывший настоятель храма святого Иоанна Воина в Малое Верево, приговоренный к 14 года лишения свободы в январе 2018 года.
Иерей Глеб Грозовский, бывший настоятель храма святого Иоанна Воина в Малое Верево, приговоренный к 14 года лишения свободы в январе 2018 года.

Дело священника Глеба Грозовского, осужденного в январе 2018 года Ленинградским областным судом - очень темное, нашумевшее и резонансное.

Следствие по нему длилось 5 лет с 2013 по 2018 годы в закрытом режиме судебных заседаний. Вменяемые ему преступления были совершены за 2 и 4 года до начала следствия - в 2009 и 2011 годах. Между совершением последнего преступления и началом следствия было 2 года, что странно.

Завершилось следствие тем, что священника Глеба Грозовского признали виновным в «насильственных действиях сексуального характера по отношению к несовершеннолетним», присудили 14 лет колонии строгого режима и возмещение морального ущерба каждой из 3 потерпевших девочек по 400 тыс. рублей.

Поданная в Верховный суд кассация со стороны защиты обвиняемого (снизить срок заключения до 8,5 лет) была отклонена этой судебной инстанцией.

РПЦ не предала священника Грозовского церковному суду (даже после постановления гражданского суда) и не лишала священнического сана.

Почему же дело очень темное?

Неоднозначно в нем многое. Много несостыковок в самом деле.

И не понятна главная вещь: то ли Грозовский действительно насильник, педофил. То ли его «подставили», потому что он кому-то перешел дорогу и имел врагов и конкурентов, как внутри церковной среды, так и во влиятельных инстанциях. И, тогда, он – жертва. Такой версии, придерживался, например, богослов и блогер Андрей Кураев.

.

Богослов, писатель, проповедник, блогер Андрей Кураев.
Богослов, писатель, проповедник, блогер Андрей Кураев.

Когда в сентябре 2013 года началось следствие по этому делу и Грозовский проходил лишь свидетелем по нему, он, почему-то, спешно уехал в Израиль, в командировку и не возвращался из нее, решив остаться на Земле Обетованной. Он был объявлен в международный розыск. К нему обращался с воззванием вернуться в РФ и предстать перед судом представитель Священного Синода Всеволод Чаплин.

Всеволод Чаплин (1968-2020) Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества РПЦ МП
Всеволод Чаплин (1968-2020) Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества РПЦ МП

Этот факт (командировки или бегства) вызвал большие подозрения: зачем бежать, если все чисто у тебя?

Что суд не смог предъявить Грозовскому?

Собственно самого факта насилия.

Насильственные действия, которые ему были вменены в преступление сводились к тому, что в детских православных лагерях Коневец (Ленинградская область) и на острове Кос (Греция), священник ласкал молодых девочек 8, 9, 12 лет.

Остров Коневец Ладожское озеро, Ленинградская область
Остров Коневец Ладожское озеро, Ленинградская область

Остров Кос на Эгейском море, Греция
Остров Кос на Эгейском море, Греция

Не проводил ни дефлорации, ни насилия, а ласки тела, живота и гениталий. Эти факты зафиксированы не свидетелями, а поданы самими девочками,, по отношению к которым были совершены эти действия. Поданы через 2 и 4 года после происшествия. Да, с ними проводился судебный психологический эксперимент на предмет "детского оговора". Но к нему были вопросы.

Священник Глеб Грозовский с детьми
Священник Глеб Грозовский с детьми

Судебная экспертиза предложила пройти Грозовскому экспертизу на сексуальную вменяемость – он отказался это сделать (защита утверждала, что суд отказал в этом Грозовскому).

Его позиция и позиция его защиты на следствии была конфронтационной - все отрицать и ни на что не соглашаться. Даже устных объяснений он не давал, только письменные. Оправдана ли такая конфронтационная позиция, если на тебя "шьют дело", а ты невиновен?

Защита его высказалась о том, что девочки были из неблагополучных семей, им не хватало родительской ласки, им нравился священник и они возвели на него такой "детский оговор". Или кто-то подговорил родителей, им была выплачена большая сумма денег (фигурировала не раз цифра в 50 тыс. долларов) чтобы возвести поклеп на священника. Но тогда судить надо таких родителей, которые учат детей оговору на невиновного и нарушают библейскую заповедь: "Не лжесвидетельствуй!".

Была путаница в датах. Ряд свидетелей, бывших в лагере, не подтвердило фактов таких действий священника и невозможность их совершения (священник не мог лечь на кровать между двух девочек, так как кровать по размерам была слишком мала, и другие детали).

В ходе следствия менялся состав и судейский, и защиты. Изначально следователем по делу был Александр Гаврилов. Он отстранил адвоката Грозовского - Уткина, а потом был отстранен сам.

На экспертизу не были приглашены представители защиты, когда проводили освидетельствование потерпевших психологи, на предмет "детского оговора".

Проводился сильный PR в защиту священника со стороны родственников, защиты, подключался механизм манипуляции, мешающий следствию, именуемый как "социальная истерия".

О Глебе Грозовском.

Он – сын телережиссера и артиста Виктора Грозовского. Виктор Грозовский в среднем возрасте принял священнический сан, стал священником.

Отец Глеба Грозовского, протоиерей, бывший телережиссер, актер, поэт Виктор Грозовский (1934-2007)
Отец Глеба Грозовского, протоиерей, бывший телережиссер, актер, поэт Виктор Грозовский (1934-2007)

Его рукоположил нынешний патриарх Кирилл (Гундяев), тогда еще архиепископ.

У Виктора Грозовского, отца Глеба, в семье 9 детей. Рос он в детдоме, так как отца репрессировали.

Дед Глеба Грозовского, отец Виктора - Иосиф Грозовский, - был заместителем глав редактора "Известий". В 1936 году был репрессирован, попал в Норильлаг и погиб в 1939 году, в возрасте 34 лет.

Глеб Грозовский (1979 года рождения) воспитывался в хороших семейных условиях интеллигентной, благополучной семьи.

У самого Глеба есть жена Татьяна. У них все хорошо в семье. Они воспитывают 4 детей, двое из которых - приемные.

Священник Глеб Грозовский со своей семьей
Священник Глеб Грозовский со своей семьей

Глеб Грозовский хотел стать футболистом, учился в спортивной школе, закончил институт физкультуры, играл за юношескую сборную "Зенита", получил "Золотую бутсу".

Став священником, Глеб Грозовский, первым в России, становится чуть позже и капелланом питерского «Зенита» по футболу и советником директора клуба по духовно-нравственным вопросам. Часть игроков «Зенита» были его духовными чадами.

Глеб был медийной фигурой. Вел передачи на ТВ, организовывал детские "православные лагеря", работал с наркозависимыми людьми, выступал против ЛГБТ и против ювенальной юстиции. Участвовал в благотворительных акциях для неблагополучных семей.

Певец и композитор Вячеслав Бутусов, лично знавший Глеба Грозовского, говорил, что он один из лучший представителей русского священства.

Певец, поэт,, исполнитель Вячеслов Бутусов
Певец, поэт,, исполнитель Вячеслов Бутусов

Схожую характеристику давали ему и все те, кто его знали лично. Футболист Андрей Аршавин, боксер и депутат Николай Валуев, дьякон Андрей Кураев, священник Константин Пархоменко, адвокат Юрий Коган.

Когда проходили закрытые заседания суда, возле здания его, была большая группа поддержки священника Грозовского, говорящие судьям: "Убийцы".

В церковном приходе храма святого воина Иоанна Воина в деревне Малое Верево Ленинградской области, в которой был настоятелем, иерей Глеб Грозовский паства (по благословению правящего архиерея епископа Митрофана (Осяка)), молилась в дни судебных заседаний о защите его от «злых уст». Некоторые люди считали Грозовского чуть ли не святым.

Храм святого Иоанна Воина в деревне Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, в которой настоятелем был священник Глеб Грозовский
Храм святого Иоанна Воина в деревне Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, в которой настоятелем был священник Глеб Грозовский

В Израиле.

Уехав в Израиль, Глеб Грозовский хотел остаться там, принять гражданство этой страны, ссылаясь на свои еврейский корни. Ему было отказано в гражданстве.

Более того, в Израиле он сидел в 4 СИЗО по обвинениям уже в этой стране. В 2016 году он был экстрадирован из Израиля по просьбе российской стороны, и под конвоем доставлен в РФ.

Проживая в семье своих друзей, Рудых, он якобы был замечен в том же, в чем его обвиняли и в России по отношению к их несовершеннолетней дочери. Этот факт оспаривается. Говорят, что семье Рудых была предложена хорошая взятка, чтобы они наговорили на беглого священника из России. Во всяком случае суд Израиля не принял к рассмотрению такую жалобу.

В чем же был подвох?

Защита Грозовского, он сам, его близкие и приверженцы исходили из конспирологической позиции: «шьют дело».

Мол, Грозовский был неудобной фигурой, так как хотел открыть в Питере представительство зарубежного наркологического центра. В этой сфере крутятся большие гранты от Правительства РФ, большие деньги. Кто-то имел на них аппетит.

Другая сторона конспирологии: у Грозовского был конфликт с одним влиятельным предпринимателем Сергеем Зазимко, чьего сына он исключил из лагеря. Зазимко обладал возможностями и репутацией человека, «упекающего за решетки», так как был знаком со многими людьми в высших судебных инстанциях.

Третья конспирологическая версия, что на него "имели зуб" геи, которых Грозовский не допустил к игре в футбольном клубе «Зенит». Якобы поэтому, пошла в ход статья о «сексуальных насилиях», а, например, не о наркотиках. Проще было подкинуть наркотики, привлечь понятых и свидетелей и "упечь за решетку". Но важно было, чтобы Грозовского по другой статье «упекли» на зону, а там сделали бы с ним то, против чего он выступал.

Не могу сказать о достоверности каждой из версий.

Меня другое насторожило.

Говорят, что «можно и к столбу докопаться и невиновного осудить". Но это не совсем так. Осудить можно только того, кто подает повод и зацепку, у кого "рыльце в пушку". Скорее и чаще "виновного отмазывают" по связям и большим деньгам в коррумпированных странах, где "суд" свой.

Осудить невиновного можно, но это стоит очень больших денег и других затрат. Для такого действия должны быть основания и выгода тех, кто этим занимается. Это преступление (духовное и уголовное) и , чтобы "мараться" в нем нужны весомые выгоды.

Тем более сложно осудить, когда дело имеет такой социальный резонанс не только в РФ, но и в Израиле.

Значит, Глеб Грозовский дал «зацепку». Был подвох. Иначе, не зацепились бы. А это уже его личная ошибка.

В чем же была зацепка?

Глеб Грозовский был слишком социальным, слишком медийный человеком, что нехорошо для ортодоксального (консервативного) православия и православного священника. Слишком фриволен. У священника есть свои нормы поведения, более жесткие, чем у мирян. И эти нормы, на самом деле, ограждают его от всех "зацепок" и "уловок". Но только в том случае, если он следует этим нормам и не ввязывается в сомнительные дела.

Следовал ли Грозовский? Какие были ошибки?

Нет. Он был этаким "своим батюшкой", "добрым пастырем". Был социально и творчески инициативен.

Он сажал детей на колени, делал всякие обнимашки и прочие вещи (пусть даже и не с сексуальным подтекстом). Так может поступать телесно-ориентированный сертифицированный психотерапевт в рамках своей практики и норм профессиональной этики, но никак не священник ортодокс.

Многие русские православные священники после этого случая сделали выводы, что лучше общаться с детьми через стекло. Легко могут вменить лишнее прикосновение к ребенку как факт домогательства. И "пришить дело", если потребуется.

Глеб Грозовский, в лице своей защиты, сообщал, что дети, которые "возвели на него оговор" были из неблагополучных семей. В таких семьях, где не хватает тепла внутри семьи, дети смотрят на сторону и видя доброго человека, льнут к нему. Он им подменяет неблагополучных родителей.

Но если священник знал о такой психологии детей из неблагополучных семей, то стоило оберечься самому и не давать повода.

Его друг, Константин Пархоменко, тоже священник, и ряд других священников сказали о Грозовском, как о несколько беспечном человеке, добром, но слишком открытом, немного инфантильном.

Но если это так, то это очень серьезно для служения священником, это большие риски. Привычный образ правильного православного священника, это осторожный к искусам, трезвый и бдительный человек, избегающий фривольностей.

Глеб Грозовский не был таким. Он был слишком социальным, открытым, медийным. Что недопустимо в служении.

Он не пошел на содействие следствию, а встал на позицию конфронтации. Едва ли правильная позиция, если невиновен.

Если у него были недоброжелатели из-за финансовых дел в социальных проектах церкви, то здесь вопрос: а что священник является финансистом или предпринимателем?

Или церковь является финансовой, а не благотворительной организацией?

Если нет, то не надо заниматься такими делами.

Если да, то надо договариваться, как принято в предпринимательских и финансовых проектах.

Показное дело? Может быть. Но от этого легче ли ему, как осужденному? Зачем тогда содействовать феномену "социальной истерии"? Она работает против.

А если это правда?

Другая позиция, а если все было на самом деле и это не оговор, то всплывают ужасные вещи:

"Не говори того, что мы с тобой делали родителям" - вменяют священнику такие действия по отношению к девочке - "лучше завтра покайся на исповеди мне"

Это что за богохульство и умаление Таинства исповеди? Это что за самоуправство и растление? Что за отвращение ребенка от Бога, церкви и Таинств? От заповедей? Что за "православный лагерь", в котором учат такому?

Судьбы девочек, которых посчитали подвергнутыми насилию со стороны Грозовского, трагичны.

У одной из них - Кати - был диагностирован в 2017 году рак головного мозга. Мать ее расценила это как последствие происшествия с Грозовским.

Другая, Дарья, до этого случая с Грозовским, была подвергнута сексуальному насилию и проходила лечение в психиатрической больнице. Она, единственная из трех подвергшихся, пришла на суд с Грозовским и давала показания.

Но тогда вопрос к РПЦ, почему они не проводили свой церковный суд над Грозовским, не лишили сана, молились о его защите от "злых уст"?

Послесловие.

Путанное и темное дело.

Но выскажу свое мнение, почему могла возникнуть вся эта ситуация.

Думаю, что русская церковь стала заниматься многими социальными проектами, отойдя от своего основного дела: духовно-нравственного, спасительного.

Спасительное дело священника: молитва, пост, покаяние, бдение, трезвение, богослужения, Таинства. Он и сам так живет, и нас учит этому - духовно-спасительному делу.
Спасительное дело священника: молитва, пост, покаяние, бдение, трезвение, богослужения, Таинства. Он и сам так живет, и нас учит этому - духовно-спасительному делу.

Священники стали медийными, бизнесовыми. Конечно, далеко не все. Но такое есть.

Священники в школах, институтах, в социальных проектах, спорте, а армии. Везде. Как назвать этот феномен: социально - церковная истерия?

Общество может быть и не против такого "эксперимента". Хорошо, давайте попробуем, думают люди.

Но, получается, что такая социальная активность больше вредит самим священникам, репутации церкви как общественному институту, чем приносит пользу обществу. Священники падают в соблазнах, совращаются и совращают других, когда становятся "слишком социальными, медийными". Теряют трезвение, бдительность и дар покаяния в помыслах богопротивных. Духовность, как и интеллект, растут и трудятся в тишине, в не в социальном шторме.

Разве больше становится в российском обществе, от такой церковной "социальной активности" порядочных людей, духоносных, да, просто элементарно уважающих ближних, деликатно обращающихся?

Не замечаю.

Все это как-то слабо соотносится с ортодоксальностью, в хорошем смысле - консервативностью, православия. Того самого, духоносного. Если бы она было соблюдена, таких случаев бы не возникло.

Если хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.