У президента страны есть свой взгляд на образование и на влияние ЕГЭ на образование. Но надо отдавать себе отчёт, что это мнение формируется не на основе личного опыта, а на основе тех мнений, которые доводятся до президента специалистами, которым он доверяет.
По поводу ЕГЭ президент введён в заблуждение заинтересованными лицами. У меня нет достоверной информации, но я знаю, что в окружении президента есть бывший министр образования и науки А. А. Фурсенко (2004 – 2012), при котором это ЕГЭ вводили. Он заинтересованное лицо и может ошибочно трактовать президенту введённое при нём детище. У него есть мотив смотреть на ЕГЭ через розовые очки. А если вспомнить его одиозную цитату…
В 2007 году на ежегодном молодежном форуме на Селигере Андрей Фурсенко высказал свою точку зрения на задачи образования. Ссылаемся на депутата Госдумы О. Н. Смолина.
«Я процитировал там высказывание министра образования и науки Андрея Фурсенко на Селигере о том, что недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Источник. http://www.smolin.ru/duma/audition/2008-03-05.htm
В мае 2021 года А. А. Фурсенко оправдывался:
«Я сказал совсем не это, совсем о другом. Но это, так же как и ЕГЭ, будет преследовать до конца моей жизни».
Источник. https://ria.ru/20210520/shkola-1733101604.html
Но слово не воробей. Позиция на достаточность приземлённых целей в образовании была озвучена. А сейчас он помощник президента Российской Федерации (с 21 мая 2012 года). Думаю, что не по рыбоводству или лесоводству. Его мнение по образованию уж точно доводится до президента.
Давайте теперь прочитаем «тезисы В. В. Путина про ЕГЭ». Читаем новость.
Путин: ЕГЭ дает возможность детям с периферии учиться в ведущих вузах
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) имеет много минусов для школьников, но он даёт детям с периферии возможность учиться в ведущих вузах, заявил президент России Владимир Путин, выступая в четверг на съезде РСПП, где его попросили отменить ЕГЭ.
Он признал, что многие граждане возмущаются «чудничеством», которое присутствует в системе ЕГЭ, передает ТАСС.
«Это правда, это существует. Но, с другой стороны, это открывает возможности для очень многих детей с периферии. <…> Потому что в некоторых городах развивается среднее и высшее образование, но не так, как в традиционных образовательных центрах, в миллионниках», – сказал Путин.
Поэтому для детей с периферии ЕГЭ – шанс учиться в ведущих вузах и школах страны.
Источник. https://vz.ru/news/2023/3/16/1203425.html
Итак, президенту страны внушили старую байку из колоды аргументов тех, кто вводил ЕГЭ. Дело представляется так, что до ЕГЭ просто не было жизни на Земле, в смысле, дети с периферии не имели возможности учиться в ведущих вузах страны. Простите, а как быть с тем, что большинство советских академиков, крупных инженеров и военных начальников были в детстве деревенскими ребятами? Не буду искать подтверждений и копаться в статистике. Факт общеизвестный.
Приведу, быть может, не характерный пример. Я был учеником с периферии (Нелидово, Калининская область), учился в Нелидовском интернате, поступил в 10-й выпускной класс ФМШ № 18 при МГУ им. М. В. Ломоносова. Поступил в один из лучших педагогических вузов страны — МОПИ им. Н. К. Крупской. Поступил бы и в пединститут им. В. И. Ленина, но там не было общежития. Получил образование, которого мне хватило для того, чтобы состояться в профессии, стать заслуженным учителем России, старшим научным сотрудником НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР (позже было другое название института). Около 10 лет плодотворно работал в Федеральном экспертном совете министерства просвещения СССР (писал рецензии на учебную литературу для секции математики), так как к тому времени уже был одним из автором учебников серии «МГУ – школе». Стал автором многочисленных статей и книг для учителей и учащихся по школьной математике. И всё это без животворного влияния ЕГЭ. Или этого со мной не было?
Так до ЕГЭ ребята с периферии не поступали в ведущие вузы страны? А зачем тогда в МГУ, в МФТИ и в других ведущих вузах страны были общежития? Неужели для москвичей и ленинградцев? Или из не было?
Итак, тезис, внушённый президенту страны, что именно ЕГЭ позволил поступать в ведущие вузы ребятам с периферии, неверен. Что сделал ЕГЭ? Этот экзамен соединил в себя две несовместимые функции: выпускного школьного экзамена и вступительного экзамена — сразу во все вузы. Идиотизм такого совмещения и поступления во все вузы сразу же компенсировали. Причём одним из первых вузов, которые ввели дополнительные конкурсные испытания — так стыдливо поначалу называли конкурсные экзамены — была Высшая школа экономики, которую возглавлял главный «реформатор» российского образования Ярослав Кузьминов. Он ввёл ЕГЭ и тут же его отменил для своего вуза. Параллельно в вузы стали зачислять призёров олимпиад высокого уровня.
В настоящий момент ведущие вузы страны зачисляют на обучение ребят вовсе не по ЕГЭ. Тогда к чему это сообщение о возможностях ребят с периферии? И зачем выставлять президента несведущим человеком, зачем подставлять президента, у которого сейчас много дел и образование пока не на первом месте? Он вынужден считаться с мнениями тех лиц, которым доверяет. Как выясняется, зря доверяет!
Мы ещё не коснулись главного «минуса» ЕГЭ — «минусы» не обсуждались. Но надо добавить про это.
Главный «минус» ЕГЭ заключается в том, что за счёт совмещения двух несовместимых функций ЕГЭ убил нормальную работу школы, превратив её из учреждения, дающего широкое образование по всем предметам, в контору по натаскиванию на внешний контроль, разросшийся после введения ЕГЭ, добавив ОГЭ и ВПР, которые ничего не дают ни учащимся, ни учителям, но сокращают время, отведённое на изучение всех предметов. ЕГЭ убил доверие общества к учителю, а теперь страна ждёт чудес от учителя при зарплате, которую можно назвать "хорошей, но маленькой".
Теперь даже официально в выпускных классах Москвы додумались делить школьные предметы на «обязательные» и «не обязательные» для сдачи ЕГЭ. С февраля в ряде школ Москвы не дают общего образования, а натаскивают на ЕГЭ по «обязательным» предметам за счёт исключения из программы обучения по «не обязательным» предметам. Как бы не распространили этот опыт и не сделали его постоянной практикой. Разве это не является убедительным доказательством того, что ЕГЭ убивает наше школьное образование?
И как долго мы собираемся держать в неведении о роли ЕГЭ нашего президента?