Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Может ли у поезда отвалиться кусок колеса прямо на ходу? И к чему это обычно приводит?

Казалось бы, колёсные пары железнодорожных вагонов и локомотивов выглядят увесисто и поэтому внушают уверенность в надёжности. Однако это всё справедливо только в том случае, если они проходят своевременную диагностику и контроль за их состоянием.

Если же дефектоскопию проводить нерегулярно, то усталостные явления могут привести к микротрещинам. А те в свою очередь могут стать причиной излома больших кусков колеса.

Обычно излому подвергаются реборда (гребень) и обод колеса. Потому что они являются частью системы "рельс - колесо" и взаимодействуют напрямую. При этом гребень обычно отламывается в меньшей степени. В основном куски отходят от обода колеса. Потому что на него приходится основная ударная нагрузка.

И тут наверное у многих возникнет вопрос: если кусок колеса отломается на скорости, допустим 70 км/ч или больше, то что вообще произойдёт с самим поездом?

Ответ вас удивит. Ничего с поездом не случится. Поразительно, но он не сойдёт с рельс. И связано это с тем, что у вагона много колёс - четыре колёсных пары - и повреждение одного колеса как правило не приводят к печальным последствиям.

-2

Об этом как раз и свидетельствуют фотографии. Если бы вероятность схода состава от таких повреждений одного колеса была высокой, то поезда бы точно уж были не на рельсах. А раз они стоят, значит всё завершится заменой колёсной пары на ближайшем вагоноремонтном депо.

Что касается самого характера событий, то действительно такие повреждения колёса вагонов обычно получают при движении. Оно и понятно - когда поезд просто стоит, то ничего у него и не ломается.

Другое дело, что колёса вагонов насажены на ось жёстко. И поэтому даже если от одного колеса отвалился кусок, то оно продолжает вращаться и стучать. Потому что другое целое колесо на противоположной стороне оси вращается.

-3

По характерному стуку локомотивная бригада может понять, что возможно что-то не так, и останавливает поезд, попутно сообщая диспетчеру об экстренной остановке.

Бывают также и случаи, когда кусок колеса отходил вместе с диском от локомотива. И локомотив не сходил с рельс потому что у него этих колёс много.

Как утверждают железнодорожники, причиной схода обычно является повреждение самого рельса, а не колёсных пар вагонов.

-4

Теперь самое время перейти к причинам появления усталостных явлений в колёсах вагонов и локомотивов. Как правило это не только нерегулярный контроль за состоянием подвижного состава, но и кривые рельсы.

Да, если посмотреть на ж/д пути под правильным ракурсом и при правильном освещении, то не всегда они бывают ровными.

Зачастую на них можно заметить волнообразования. Такие волны существенно увеличивают нагрузку на систему "колесо - рельс", и страдают как правило именно колёса.

-5

Помимо неровностей на колёсные пары вагонов отрицательно влияют стыки рельс. Эти компенсационные зазоры могут достигать нескольких сантиметров. И когда колёсные пары наезжают на них, то мы слышим характерный стук. Для большинства колёс эти стуки проходят без последствий. Но не для всех.

-6

И поэтому никто никогда не знает, какой именно стык и для какого колеса станет решающим.