Найти тему
The Mag

Особенности маркетинга в Узбекистане

Если три года назад практически любой рекламодатель справедливо замечал, что на рынке рекламно-маркетинговых услуг почти отсутствуют специалисты высокого уровня, то уже за последний год ситуация поменялась, можно сказать, полностью.

Теперь у локальных брендменеджеров появилась уникальная возможность поработать с опытными креативщиками (ещё вчера работавшими в международных сетевых агентствах), а им, в свою очередь, приходится ежедневно сталкиваться с местным подходом и менталитетом. Поэтому мне бы хотелось обратиться и к тем и к другим, чтобы сделать небольшой обзор, который, я уверен, поможет наладить коммуникацию участников рынка.

«Мы выбираем, нас выбирают»

Особенностей работы на рынке маркетинговых коммуникаций Узбекистана множество.

За три с половиной года моего практически непрерывного пребывания в республике сформирован определённый набор внутренних правил, перечисление которых точно не уместится в рамках этой статьи, поэтому приведу по одному клиентскому и агентскому инсайту (благо мне удалось поработать достаточно времени на стороне как клиента, так и агентства).

В сентябре 2019 года я был приглашён из Москвы в качестве консультанта по маркетингу в крупную IT-компанию и сразу же получил очень интересный кейс.

Первым делом я начал изучать рынок рекламных агентств, которые в результате тендера должны были составить пул основных поставщиков компании по направлениям: креатив и дизайн, диджитал-коммуникации и бизнес-мероприятия.

Подготовив выверенные брифы по направлениям и юридические документы, приступили к работе – рассылке приглашений уважаемым и известным участникам рекламного рынка.

В итоге из двадцати потенциальных участников, получивших информацию о тендере, принял участие… никто.

Все просто взяли и отказались, посчитав это слишком сложным, неэффективным для своего бизнеса и решив, что скорее всего лидер уже определён и это просто фейк.

Сейчас ситуация меняется, но будьте готовы к тому, что не вы станете выбирать лидеров рынка рекламных услуг, а они вас, задавая не совсем скромные на первый взгляд вопросы: можно ли увеличить бюджет, готовы ли вы к предоплате в 70% до начала работ или с кем вы работали раньше, потому что «сайт у вас совсем неинтересный и мы точно можем намного лучше».

Поэтому на первом этапе выбора агентства, думаю, лучше всего руководствоваться простыми правилами: проверять наличие потенциального поставщика в реестре маркетинговых агентств Маркетинговой ассоциации Узбекистана, встречаться с коллегами на территории агентства, чтобы изучить кухню, а также понять, случится или не случится «химия».

Если вы агентство и решили поработать в Узбекистане и вас не специально пригласили, чтобы получить добавленную стоимость, приготовьтесь к очень долгому и очень сложному пути.

Во-первых, у локальных клиентов очень сильно развита традиция выбирать агентство по реализованному и успешному кейсу.

«Хочу так же, как у них» — в принципе вполне себе бриф, который здесь очень часто получают агентства. Поэтому то, с чем вы столкнётесь в первую очередь, будет выглядеть примерно так: «всё самое лучшее уже придумано, и давайте просто адаптируем за меньшие деньги».

«У ЛОКАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ ОЧЕНЬ СИЛЬНО РАЗВИТА ТРАДИЦИЯ ВЫБИРАТЬ АГЕНТСТВО ПО РЕАЛИЗОВАННОМУ И УСПЕШНОМУ КЕЙСУ».

Во-вторых, ищите партнёрство.

Без локальных экспертов в маркетинге (а их, поверьте, ох как немного), вы не сможете просечь «фишку». Менталитет и его особенности очень важно учитывать: узбекистанцы в большинстве случаев не очень любят открыто критиковать, и, если вам кажется, что ваша презентация прошла на ура, всё может оказаться совсем не так. Просто вас не хотели обидеть.

-2

Не забудьте про «Телегу»

Только подумайте, «Телеграмом» в Узбекистане пользуются более 18 млн человек!

Удивительно, но «Телеграм» здесь является синонимом интернета. Это основной бизнес-коммуникатор: вся переписка, утверждение бюджетов, работа проектных команд ведётся практически полностью в нём.

И это не только о бизнесе.

В Telegram люди читают новости, заказывают товары, общаются с близкими и друзьями – бо́льшая часть онлайн-жизни узбекистанца сосредоточена именно здесь, а в некоторых областях это единственный источник информации.

Примите как данность, что ваша идея создать приложение для рекламной кампании скорее всего воспримется клиентом как признак вашей некомпетентности: зачем, когда можно использовать Telegram-бот?!

Немного по-другому обстоит дело с PR-коммуникациями. Дело в том, что этому бизнесу как таковому около пяти лет. Долгое время было не принято информировать общественность об успехах своей компании, проводить какие-либо мероприятия, привлекающие внимание. Если честно, это было даже опасно.

-3

Поэтому профессионально этими услугами здесь занимается очень ограниченный круг агентств, которые в свою очередь известны такому же ограниченному кругу лиц, и именно на них «идёт клиент».

Если вы захотите организовать пресс-конференцию и пригласите на неё журналистов в надежде увидеть так называемые «бесплатные публикации», то с вероятностью 90% у вас это не получится. Здесь принято платить за публикации, причём «на правах рекламы».

Да здравствует базар ритейл!

Если вы из тех старых BTL-щиков начала 2000-х и с теплотой в душе вспоминаете семплинги, дегустации и прочий consumer promotion, то у меня хорошие новости: работы в модерн трейд планируется очень и очень много!

-4

По оценкам специалистов, объём рынка сетевого ритейла в Узбекистане составляет порядка 8-9 %.

«Делать базар» (так называют походы на продуктовые рынки) для узбекистанца, вне зависимости от того, живёт он в столице или в дальнем уголке республики, – одна из самых важных моделей потребления.

Проводя исследования в рамках лояльности потребителей к супермаркетам, наша компания выявила следующую модель потребления: супермаркеты Ташкента — это «магазины-корзинки», то есть территория срочных и небольших регулярных покупок, а базары (рынки) – «магазины-тележки», где закупают впрок, имеют своих «семейных» продавцов и доставщиков. Здесь делаются покупки на большие торжества, свадьбы и т. п.

Но вместе с тем тенденция к переходу покупателя с базаров в супермаркеты весьма заметна.

По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет Узбекистан ожидает бум «модерн трейда»: если сейчас на рынке присутствуют около шестисот супермаркетов, то уже скоро их количество уверенно приблизится к тысяче.

-5

О языке коммуникаций

Узбекистан очень дружелюбен к русскому языку. В Ташкенте многие знают и понимают русский язык, поэтому сильного языкового барьера пока ещё нет.

Но молодое поколение всё меньше и меньше знает русский язык.

В начале сентября 2022 года вступил в силу новый закон «О рекламе», согласно которому реклама в Узбекистане должна распространяться на государственном языке. Причём есть один нюанс: узбекского письменного в стране – два. Один на латинице – это государственный язык, другой на кириллице – его понимает старшее поколение. Поэтому очень важно адаптировать рекламу для носителей языка, проводить фокус-группы перед запуском, чтобы точно знать, а понимает ли вас ваша аудитория. В противном случае вам не избежать основной ошибки при запуске рекламных кампаний в регионе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц