Найти тему

Всегда ли количество перерастает в качество, или мы просто успокаиваем себя таким удобным убеждением?

Предлагать учить одинаковое количество произведений для всех детей, диктуя жёсткие количественные и жанровые требования к произведениям, исполняемым на зачётах и экзаменах – это большая ошибка!

-2

Давайте попробуем рассмотреть проблему как бы немного со стороны, на примере не относящемся к музыке.

Представим себе, что мама учит свою дочь готовить. Они создают множество различных блюд. Но каждый раз дело до конца не доводят. Пироги – непропечённые, в супе картошка хрустит, а салат состоит из половинок овощей, — нам же некогда, нам же надо много блюд! Да ещё если плита не слишком мощная, тогда вообще - ужас! Как в такой ситуации девочка научится хорошо готовить? Никак! Она ведь даже не успевает понять, каким в итоге должно быть хорошее блюдо! Она не знает все этапы приготовления. Она не знает, до какой степени должен свариться картофель, чтобы было вкусно. Она не знает, сколько времени пироги должны жариться, чтобы тесто пропеклось и как смазать прекрасные золотистые бочка. Я уже не говорю о тонкостях, хитростях, секретах! А ведь всё это так важно! Девочка эта, конечно, научится готовить, но готовить будет плохо до тех пор, пока кто-нибудь не станет учить её медленно и кропотливо.

-3

Вот и у нас в детских музыкальных школах, наши ученики играют недоделанные, сырые произведения. Они не успевают. Нет, есть ребята, которые быстро учат – они и играют лучше. Они успевают. Они, так сказать, стоят у горячей плиты! У них способности такие! Их мало, господа, их мало!

А что же остальные? Наш основной контингент? Да, они даже не представляют, как должно звучать готовое произведение, созревшее произведение! Пусть даже на их, детском, уровне. Они тоже могут постичь прекрасное, качественное исполнение, только за большее время, или, применив иной подход. Ведь у нас же ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ!!! Но тот индивидуальный подход, о котором все уже устали говорить, разбивается о программу. Педагог вынужден подбирать не полезные для ребёнка произведения, а такие, которые с одной стороны соответствуют формальным репертуарным требованиям, а с другой - которые ребёночек сможет осилить. И которые, кстати, забудет через две недели после академа.

А что же мы, педагоги? Мы всё понимаем. Но что мы можем сделать? У нас есть типовая программа - формальная программа, устаревшая программа, негибкая и не предлагающая решение наших проблем, а только требующая, требующая и требующая достижений «для галочки»! Но она висит над нашими учениками и попирает наши принципы.

Однако есть и другая сторона. Не все люди одинаково ответственны. И не случится ли так, что, уменьшив репертуарные требования, найдутся такие, кто довольно расслабится и просто начнёт меньше работать? И тогда вообще всё покатится вниз. А что? Очень даже возможно.

-4

Поэтому, просто сократить требования – это совсем, совсем не спасение. Нужен просто иной подход. Программа не должна становиться легче, она должна стать эффективнее, гибче. Она должна предлагать решения, варианты решений. Я очень долго трудилась над своей рабочей программой. Что-то удалось сделать, что-то, скорее всего, - нет. Но определенный, серьёзный и решительный шаг сделан. Вы можете взять её за основу, переработать, создать свой вариант. Только вместе мы можем постепенно сформировать стратегию, которая нам позволит максимально приблизиться к решению наших задач. И мы должны понять, что никакая программа, предложенная нам «сверху» не будет решать наши задачи, потому что авторитетные люди, занимающиеся этим, только понаслышке знают о наших с вами проблемах. Они не работали в глубинке, они не работали в сельских ДШИ, они работают только со способными детьми в особенных музыкальных школах. Они не имеют дела с насущными проблемами 95% обычных музыкальных школ каждый день тридцать лет жизни, они просто не могут знать, как наиболее эффективно действовать в наших условиях.

-5

Закон даёт нам полное право на разработку программ, на изменение промежуточных требований, организацию контрольных точек. Любая программа проходит рецензирование, утверждение. Так что надо пробовать. Сделайте это для себя, для своих учеников, для их счастливых лиц, для их ярких концертных выступлений, для того, чтобы в нашем мире засилья гаджетов и компьютерных игр появлялось всё больше детей, желающих играть на фортепиано и наученных делать это красиво и восхитительно!

-6

А сколько пьес будет играть ребёнок, вопрос, конечно, важный, но вторичный. Главное – сколько произведений останется в его сердце и принесёт реальную пользу в его развитии.
Кто согласен? Давайте обсудим этот вопрос. Кто не согласен, пишите тоже!
Добавляйте комментарии – длинные или короткие.

Делитесь своими мыслями, дорогие преподаватели, ученики и родители!