Найти тему
Время Новостей

Продавцов контрафакта предложили вносить в черный список. Избавит ли это маркетплейсы от подделок

Оглавление

В России работают над черным списком продавцов нелегальной продукции. Его могут запустить уже этой весной. Одна из главных задач черного списка — сократить количество контрафакта в онлайн-магазинах. Подробности — в материале «Ямал-Медиа».

Черный список для продавцов

Маркетплейсы могут начать отправлять в черный список продавцов нелегальных товаров уже во втором квартале этого года. Отсеивать недобросовестных предпринимателей будут при помощи системы маркировки товаров. Сейчас в ней учитываются обувь, одежда, парфюмерия, шины и фотоаппараты.

Если продавец нарушит правила маркировки, площадка узнает об этом автоматически и заблокирует нарушителя, пояснили «Известиям» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Сначала предпринимателя лишат возможности продавать товары на три месяца, а при повторном нарушении — навсегда. Он попадет в список, к которому получат доступ другие площадки, поэтому начать работать с ними нарушитель не сможет.

-2

Фото: Sergei Elagin/Shutterstock/Fotodom

«Идея — разработать механизм, который позволит тормозить работу тех поставщиков, которые замечены в размещении предложений о продаже контрафакта. Также необходим порядок восстановления их деятельности в перспективе», — отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

Найдут решение

Система маркировки усложнит сбыт контрафакта на маркетплейсах, однако полностью перекрыть кислород недобросовестным продавцам не получится, считает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. В беседе с «Ямал-Медиа» он назвал черный список для предпринимателей мерой психологического воздействия.

«Предприниматель может попросить своего знакомого, либо договориться с каким-то другим, не попавшим пока в черный список, предпринимателем, либо открыть новое юрлицо или ИП (чтобы продолжать торговать контрафактом — прим.ред.), то есть это не 100% эффективная мера», — добавил он.

-3

Фото: Sergei Elagin/Shutterstock/Fotodom

Да и сами онлайн-магазины вряд ли будут рады таким правилам. Чтобы минимизировать количество нелегального товара на своих площадках агрегаторам придется увеличивать штат сотрудников, отметил вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов. А на это требуются дополнительные расходы.

К тому же маркетплейсы получают прибыль от продажи каждой единицы продукции, а сокращение числа продавцов приведет к денежным потерям. Шапкин добавил, что на контрафакт среди покупателей есть спрос, поэтому нелегальные товары в стране все равно будут реализовываться.

Есть другие идеи

Чтобы контрафакта в онлайн-магазинах стало меньше, считает Шапкин, в законе необходимо определить правовой статус маркетплейсов и их ответственность за торговлю нелегальной продукцией.

«Маркетплейсы сейчас не хотят нести ответственность за контрафакт, продажи нелегальной продукции, нарушение прав потребителей. Но если говорить конкретно про контрафакт, то вообще у нас [продажа контрафакта] наказуема. За продажу контрафакта грозит ответственность до шести лет тюрьмы», — подчеркнул собеседник «Ямал-Медиа».

-4

Фото: chainarong06/Shutterstock/Fotodom

Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов предложил создать независимый автоматизированный контроль поставщиков и ассортимента. Только так, по его мнению, можно очистить онлайн-рынок от подделок.

Тем не менее маркетплейсы пытаются бороться с контрафактом на своих площадках. Например, по данным АКИТ, в прошлом году онлайн-магазины заблокировали 25 тысяч карточек с нелегальными товарами.

Ранее Роспотребнадзор предложил обязать маркетплейсы контролировать продавцов и проверять подлинность товаров. Как оценили идею эксперты можно прочитать здесь.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».