Найти тему
Фантазии Востока

Предстать перед 42 судьями, чтобы попасть в рай.. Что известно о «суде мертвых» у древних египтян?

Древние египтяне верили в воздаяние и наказание после смерти. Они верили в существование загробной жизни, куда люди переходят после смерти, а также в существование переходного этапа между бренным и потусторонним мирами. В их представлении такой этап был представлен «Судом мертвых», где усопшие предстают перед настоящим судом, укомплектованным судьями, которые решают судьбу мертвых: либо они отправятся в рай вечности, либо будут съеденным страшным чудовищем по имени «Амат».

Суд Осириса у древних египтян

О тайнах Суда мертвых, известного также под названием «Суд Осириса», научное общество узнало из погребальных папирусов, которые, по поверью древних египтян, документировали происходящее в этом суде.

Истории о суде мертвых и о том, что происходит в подземном мире, были задокументированы в конце эпохи древнеегипетского царства. Иероглифические надписи на гробницах рассказывают нам об особенностях того, что, по мнению египтян, происходило после смерти.

Также упоминания о суде Осириса можно найти в погребальной литературе раннего периода Среднего Царства, которая называется «Тексты саркофагов». Так что же это был за суд?

Суд Мертвых — это убеждение, в которое верили древние египтяне. Они считали, что смерть — это путь к бессмертию. Однако, прежде чем душа попадет в рай вечности, она должна пройти через «Суд мертвых» и предстать перед 42 судьями.

Сначала, когда душа выходит из тела, она приходит в замешательство и не знает своего пути. Но тексты, написанные на стенах гробниц, помогут направить и успокоить душу.

После того, как душа поднимется, бог погребальных ритуалов Анубис сопровождает её гробницы к очереди, в которую выстраивались души, ожидая своего времени для входа в «Зал Истины». Во время ожидания боги предлагали душам холодную воду, чтобы успокоить их.

В Зале Истины (который служил домом бога Осириса) душа представала перед 42 судьями из числа Богов. Они стояли рядом с весами правосудия, и здесь же был бог Осирис, Тот и Маат. Душе также предстояло встретиться с ужасным чудовищем, известным как «Амат». Это чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила. Его миссия – поедать сердца умерших, кому был вынесен обвинительный приговор.

Умерший перечисляет свои добрые дела и отрекается от своих плохих поступков, таких как воровство и убийство. Однако, прежде чем суд вынесет свой вердикт, он проходит проверку.

Умерший кладет свое сердце на одну сторону весов справедливости, в то время как белое перо от тела Маат (богиня правды, справедливости и порядка) помещается на другую сторону. Это перо воплощает собой истину. Если сердце легче пера, то умерший — праведник, достойный перехода в рай.

Но если его сердце окажется тяжелее пера, то это значит, что он человек, отягощенный грехами и не заслуживающий вечного рая, а его сердце бросают Амату на поедание. Таким образом человек умирает второй смертью, полностью исчезая из мира, а душа остается навсегда в терзаниях.

Зачем взвешивать сердце на Суде Осириса?

Древние египтяне полагали, что сердце управляет чувствами, мышлением и движением тела, и что оно является домом для разума, духа и центром всего организма. Даже греческие философы, такие как Аристотель и Диокл, позже переняли египетские представления о сердце.

Исходя из этой логики, древние египтяне старались бальзамировать сердце умершего и хранить его неповрежденным на своем месте, чтобы обеспечить возможность взвесить его на суде мертвых.

-2

С другой стороны, поскольку сердце было центром мышления и эмоций одновременно, мозг не имел с точки зрения древних египтян какой-либо существенной функции. Более того, в загробной жизни от мозга не видели никакой пользы, и поэтому от него можно было избавляться во время процесса бальзамирования и мумификации.

Древние египтяне готовили умерших к комфортной жизни в загробном мире. Для этого они удалили из тел умерших «лишние» органы, к которым, помимо внутренних органов, относился мозг. Сердце же, как мы упомянули, оставляли на своём месте. А печень, легкие, желудок и кишечник – всё это вынимали и помещали в специальные сосуды, которые хранились вместе с мумией в гробницах.

Тростниковые поля… обещанный рай для древних египтян

Как мы уже упомянули, смерть в Древнем Египте была не чем иным, как переходом на следующий этап своего вечного пути. После суда, который над мертвыми творят Боги, умерший, если ему везло, попадал в рай, который египтяне представляли себе как широкое тростниковое поле, которое они называли «Иалу».

Иалу или тростниковое поле – это идеальное представление о жизни в загробном мире. Там человек обретает все, что было утрачено в его жизни. Там нет ни боли, ни печали, ни терзаний, ни разлуки, а также нет угрозы смерти. Вот так человек живёт вечной жизнью на тростниковом поле.

По представлениям египтян, тростниковое поле находится далеко на Востоке, то есть где-то там, где восходит солнце, и что это тростниковое поле очень похоже на дельту Нила. Как следует из названия, это тростниковое поле огромных размеров и простирается до бесконечности, насколько может видеть человеческий глаз.

Верить в свой обещанный рай египтяне начали еще с древних времен. Однако, идея полноценно закрепилась в эпоху Среднего царства, то есть между 2040-1782 гг. до н.э.. А полноценное представление о тростниковом поле сложилось в эпоху Нового царства, то есть между 1570-1069 гг. до н.э.

И несмотря на распространенное мнение, что древние египтяне были одержимы идеей смерти, вплоть до того, что тщательно готовились к её встрече, верно и обратное. Древние египтяне осознавали красоту и прелесть жизни, и они не хотели, чтобы она когда-нибудь заканчивалась. Поэтому они нарисовали себе мир, похожий на жизнь, которую они любили, и назвали ее «Тростниковым полем».

Источник: https://arab-new.ru/news/42/2208/