Современные дошкольники отличаются от тех, которые приходили в детские дошкольные организации еще пять десять лет назад. Дети 3-6 лет свободно ориентируются в быстроразвивающихся технических новинках (телефоны, планшеты, игровые приставки, техноигрушки и т.п.). Порой взрослому человеку, не имеющему специальной подготовки, требуется значительно больше времени для того, чтобы понять, как работает тот или иной гаджет, робототехническое устройство, конструктор.
На базе технопарка универсальных педагогических компетенций ШГПУ каждую субботу проходят занятия «Занимательная робототехника» для детей дошкольного возраста (5-7 лет). Руководитель кружка - Шулиманова Жанна Юрьевна.
В связи с этим перед системой дошкольного образования встает две проблемы:
- Как использовать технические новинки, в частности робототехнические устройства и конструкторы для привлечения ребенка к исследовательской деятельности, повышения его познавательной активности, развития интеллектуальных способностей, умения работать в коллективе.
- Как организовать подготовку будущих педагогов ДОУ (направление подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование») к реализации обучения дошкольников использованию робототехнических устройств.
В данной статье мы попытаемся пролить свет на один из вариантов решение первой проблемы.
Во ФГОС ДО акцентируется внимание на необходимости реализации, наряду со многими другими видами деятельности, самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Конструирование в дошкольном возрасте – это один из любимых видов деятельности детей. По своей природе ребенок дошкольного возраста является исследователем, взрослым следует обращать внимание на возникший интерес к тому или иному объекту, поддерживать его, предлагая не только рассматривать предметы, но и действовать с ними (разбирать на части, соединять в единое целое, конструировать, экспериментировать).
Под конструкторской деятельностью в данном случае понимается практическая деятельность дошкольника, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта. Конструирование немыслимо без моделирования. Модель используется как средство наглядности для получения знаний о реальном объекте, например, модели автомобиля, механизмов и др. Ребенок, занимаясь конструированием, создает модели объектов или явлений, которые он видел в реальной жизни, или придумал, благодаря собственной фантазии.
В качестве целей организации конструктивно-модельной деятельности дошкольника могут выступать:
- Овладение основными способами конструирования и моделирования.
- Проявление инициативы и самостоятельности в конструировании и моделировании.
- Способность выбирать себе цель конструирования и моделирования, а так же участников по совместной деятельности.
- Способность договариваться, избегать конфликтных ситуаций в совместной работе со средствами конструирования.
Средствами, обеспечивающими реализацию конструктивно-модельной деятельности детей, могут выступать различные конструкторы.
Существуют множество видов конструкторов, которые рекомендуют использовать для организации конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста.
По типу крепления выделяют:
- Конструкторы без крепления: кубики, блочные строительные наборы.
- Блочные конструкторы с деталями-соединителями («Лего», 3D пазлы, CLICS).
- Конструкторы с болтовым соединением.
- Магнитные конструкторы.
- Шарнирный конструктор.
Фирмы-производители детских конструкторов разрабатывают конструкторы с учетом возрастных особенностей(от Lego-Duplo, Unico Plus, Mega Bloks (серия Мini), «Город мастеров» (наборы 3+) до Lego City,Lego Education), пола ребенка(автомобили, роботы-трансформеры, магазины, парикмахерские, замки и т.п.).
Использование подобных конструкторов для организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста является, несомненно, лишь первой ступенью к формированию технического творчества, осознанию важности и необходимости использования технических инноваций для облегчения трудовых действий на производстве.
Компьютеризация всех сфер деятельности человека, робототизация производства (использование станков с числовыми программными устройствами, специальных программных комплексов и технических установок, позволяющие автоматизировать изготовление продукции) не могли не повлиять на развитие системы образования в целом и дошкольного образования, в частности. Робототехнические устройства, представленные фирмами-производителями конструкторов для детей, помогут ребенку не только увидеть возможности использования роботов в жизни человека, но и почувствовать себя настоящими исследователями, конструкторами и программистами.
Среди средств, позволяющих производить обучение конструированию и программированию, следует выделить Bee-Bot «Умная пчела», робомышь, Constructa-Bot, Pro-Bot,HUNA-MRT (серии для начинающих FUN&BOT и KICKY (MRT2)), программируемые наборы CLASS (MRT3) и Lego Education WeDo.
Обучение дошкольников конструированию и программированию – это сложный поэтапный процесс, который, при наличии перечисленного выше оборудования, может способствовать развитию коммуникативных умений, мелкой моторики, воображения, пространственной ориентации, логического и алгоритмического мышления, словарного запаса, умений работать совместно с другими детьми.
Обучение программированию с использованием таких робототехнических устройств, как Bee-Bot, можно начинать с 3-4 летнего возраста. Это связано с тем, что робототехническое устройство Bee-Bot представляет собой готовый объект (стилизованная пчела) с расположенными на корпусе кнопками (вверх-вниз, вправо-влево, Go(идти, начало выполнения действия), очистить (удалить), пауза), позволяющими осуществлять программирование действий пчелки. Подробнее с инструкцией по работе с конструктором, его основными частями можно познакомиться на официальном сайте фирмы-производителя www.bee-bot.us.
С помощью специальных сред для компьютера, смартфона или планшета можно программировать виртуальную пчелу, которая будет перемещаться по полю, согласно программе.
В состав конструктора другого конструктора Lego WeDoвходят конструкционные детали (кирпичи, балки, платформы, оси и т.п.) и программируемые устройства (моторы, датчики).
Применение робототехнического устройства Lego WeDoв зависимости от целей может осуществляться следующим образом:
- для обучения конструированию различных объектов данный набор можно использовать, начиная с 5 летнего возраста обучаемых, это связано с тем, что конструктор оснащен некрупными деталями;
- для обучения программированию использование набора возможно только с 6-7 летнего возраста.
Набор Lego WeDoсопровождается специальной графической средой программирования Lego Education WeDo Software, в которой для написания программ используется технология перетаскивание блоков (drag-and-drop), что, несомненно, является положительным моментом для обучения дошкольников. Вместе с набором и программной средой Lego WeDo поставляется достаточно большой комплект методических материалов (схемы для конструирования, разделенные на темы и сопровождающиеся рисунками, пояснения, фрагменты программ и т.п.). Подробнее с инструкцией по работе с конструктором, его основными частями можно познакомиться на официальном сайте фирмы-производителя www.lego.com/ru-ru.
Вне зависимости от возраста детей процесс конструирования проходит поэтапно. Рассмотрим цель и содержание каждого этапа с использованием образовательного конструктора Lego WeDo.
Первый этап реализуется педагогом и нацелен на разработку так называемого «технического задания». Под «техническим заданием» в данном случае понимается четкая формулировка назначения объекта, требований к габаритам, свойствам, реализуемым действиям (если таковые подразумеваются). Например, в качестве технического задания детям можно предложить следующее: сконструировать с помощью деталей набора Lego WeDo игровую площадку, содержащую качели, которые можно раскачивать без помощи мотора (впоследствии, вместо качелей, можно собирать карусель, которая приводится в действие с помощью мотора).
Данное техническое задание непростое, однако, следует помнить, что творческая работа всегда развивает лучше, чем конструирование по схемам, которые нужно еще уметь читать.Кроме того, предлагаемые разработчиками начальные схемы, например, гоночной машины, как техническое задание нужно использовать с осторожностью, т.к. современного ребенка, видевшего техно-игрушки (например, машины на пульте управления) сложно убедить, что процесс программирования интересен, хотя робот в конечном итоге будет выполнять простые уже привычные действия. Именно поэтому конструирование реальной ситуации (создание игровой площадки) становится более интересным упражнением для дошкольника.
Вторым этапом является поиск решения, который включает в себя сбор информации об уже существующих технических решениях, например, о том, как устроены качели, почему они совершают такие действия. Действия педагога нацелены на создание условий для осознания детьми, какие детали нужно взять, для того, чтобы качели могли совершать действия правильно. Можно предложить рассмотреть игрушечные качели или подвергнуть исследованию аналогичный механизм на детской площадке во время прогулки. Педагогу следует обратить внимание детей на то, из каких частей состоят качели, из каких деталей состоит каждая часть; в каком положении установлены детали, сколько их. Результатом данного этапа будет отбор деталей конструктора, которые пригодятся для конструирования качели.
Третьим этапом является создание эскизного проекта будущего объекта. Целью данного этапа является организация работы по созданию рисунка, на котором будет продемонстрирован ожидаемый результат. Для достижения реалистичности эскиза можно предложить детям рассмотреть детали набора, которые были отобраны на предыдущем этапе, а так же другие элементы конструктора, которые, по мнению детей, тоже можно использовать (человечки, украшения и пр.).
Четвертый этап – обсуждение проекта, его корректировка. Целью данного этапа является объяснение и обсуждение этапов сборки, возможных ошибок. Следует отметить, что на данном этапе педагог должен способствовать развитию детской поисковой деятельности, побуждать осуществлять поиск способов преобразования площадки, в целом, и качелей, в частности (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями), предлагать строить словесное описание, показывать разные варианты конструирования одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции. Педагог должен показывать детям новые приемы конструирования (соединение деталей, которые еще не были использованы, например, крепление с помощью оси), давать советы, поощрять самостоятельность, инициативность, хвалить за придуманные решения, принимать участие в их играх, предлагать дополнительный материал для обыгрывания построек (украшения игровой площадки, герои и пр.).
Пятым этапом конструирования является непосредственно сборка, результатом которой будет являться готовый объект (игровая площадка). Чаще всего данная работа является групповой (в связи с недостатком наборов), поэтому главной задачей педагога является недопущение конфликтов, а его основная роль сводится к консультативной помощи. Творческий процесс быстро поглощает детей, и они начинают фантазировать, применяя порой неожиданные решения.
Шестым этапом следует сделать процесс защиты проекта. Педагог предлагает детям рассказать и показать всем результат конструирования. При этом развиваются коммуникативные умения, развивается словарный запас, путем включения в него специальных терминов (ось, втулка, балка, кирпич и т.п.).
Подобное задание можно использовать и для обучения программированию сконструированного объекта. Для этого необходимо добавить к конструкции мотор, датчики и написать программу. Которая будет крутить кабинки карусели.
Робототехнические устройства чаще всего позиционируются производителями какобразовательные платформы для детей от 7 лет. На самом деле описанные выше конструкторы можно использовать и раньше. Педагог, принявший решение реализовать в ДОУ курс конструирования и программирования с помощью робототехнических устройств, должен обладать сформированной на высоком уровне ИКТ-компетентностью, знаниями в предметной области «Робототехника», но, главное, потребностью в самосовершенствовании, самообразовании и саморазвитии.
Дорогие подписчики, родители дошкольников, если хотите, чтобы ребенок научился собирать робототехнические устройства, овладел первыми умениями, связанными с алгоритмизацией и программированием роботов, добро пожаловать в технопарк УПК Шадринского государственного педагогического университета. Для этого у нас разработана программа кружка «Занимательная робототехника» для детей дошкольного возраста (5-7 лет).
Вопросы можно задать в комментариях или в группе ВК по ссылке https://vk.com/technoshgpu
Подписывайтесь на наш канал, здесь много интересного!