Найти тему
1K подписчиков

Год с Пушкиным: Соллогубу доставили вызов Пушкина

370 прочитали

4 марта 1836 по старому стилю (16 марта)

Приятель Пушкина Семен Хлюстин (между прочим, племянник Ф.И. Толстого-Американца, с обоими у Пушкина могли состояться дуэли) собирается ехать в Москву. Дорога лежит через Тверь, где находится граф Владимир Соллогуб. Пушкин просит Хлюстина передать ему письмо следующего содержания (сохранился только черновик):

«Вы позволили себе обратиться к моей жене с неприличными замечаниями и хвалились, что наговорили ей дерзостей. Обстоятельства не позволяют мне отправиться в Тверь раньше конца марта месяца. Прошу меня извинить».
(оригинал по-французски)

Соллогуб получит это письмо и изложит его в своих воспоминаниях так

«Милостивый государь. Вы приняли на себя напрасный труд, сообщив мне объяснения, которых я не спрашивал. Вы позволили себе невежливость относительно жены моей. Имя, вами носимое, и общество, вами посещаемое, вынуждают меня требовать от вас сатисфакции за непристойность вашего поведения. Извините меня, если я не могу приехать в Тверь прежде конца настоящего месяца».

Молодой граф Владимир Соллогуб входил в круг молодежи, ядром которого были дети историка Карамзина. Пушкин не мог позволить, чтобы в этом кругу о нем и его жене звучали неуважительные высказывания.

Пушкин и все-все-все! Подписывайтесь на телеграм-канал "Год с Пушкиным", чтобы не пропустить главные события в последний год его жизни.